Организационно-правовые формы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:06, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – это попытка разобраться,что означают эти термины, как они применимы к действительности. В работе, в основном, делается упор на российс-кую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затраги-ваются.

Оглавление

1. Основные понятия и определения. ( стр. 2)
1.1. Отношения между предприятием и фирмой. ( стр. 4)
1.2. Классификация предприятий. ( стр.4)
2. Организационно-правовые формы предприятия. ( стр. 5)
2.1. Хозяйственные товарищества и общества. (стр. 5)
2.2. Другие организационно-правовые формы. ( стр.9)
3. Заключение. ( стр.11)

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

организационно-правовые формы предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнил студент 1-го курса

                                                             Щербаков Н.С

                                                 Проверил

 

 

. Усть-Лабинск 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

1. Основные понятия  и определения. ( стр. 2)

1.1. Отношения  между предприятием и фирмой. ( стр. 4)

1.2. Классификация  предприятий. ( стр.4)

2. Организационно-правовые  формы предприятия. ( стр. 5)

2.1. Хозяйственные  товарищества и общества. (стр. 5)

2.2. Другие организационно-правовые  формы. ( стр.9)

3. Заключение. ( стр.11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные понятия  и определения.

Еще во второй половине 80-х годов в обиход среднестатистического  человека вошло такое понятие  как производственный кооператив. Немного  позднее, уже в пер-вой половине 90-х,лексикон обычного человека пополнился терминами «акционерное общество»,«общество с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприя-тие» и т.д. Наверное все слышали про печально известную фирму АО «МММ», кото-рая являлась акционерным обществом.

Цель данной работы – это попытка разобраться,что  означают эти термины, как они  применимы к действительности. В работе, в основном, делается упор на российс-кую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затраги-ваются.

В современной  экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и  услуг, которые удовлетворяют потребности населения.

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает  форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского се-ктора. Предприятие как правило является юридическим лицом, однако, как будет пока-зано ниже, это утверждение не всегда верно.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет  в собственности, хозяйст-венном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осущест-влять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обя-занности, быть истцом и ответчиком в суде.

Вообще,юридическое  лицо – это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным аттрибутам, установленным законодательством соот-ветствующего государства.Вышеприведенное определение соответствует существую-щему законодательству Российской Федерации. В связи с участием в образовании иму-щества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в от-ношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридичес-кие лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, пред-ставляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные коопера-тивы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собст-венности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитар-ные предприятия.

Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель ко-торых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не свя-зана с извлечением прибыли – некоммерческие организации.

Юридические лица, которые являются коммерческими  организациями, могут со-здаваться  в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных коопера-тивов,государственных и муниципальных унитарных предприятий, т. е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.

Предприятия(фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собствен-ности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой дея-тельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и ока-занию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Предприятие–  это отдельная экономическая  производственная единица (субъ-ект), которая  располагает и ведет производство товаров и услуг.

Фирма – это  экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собст-венности и хозяйствования.

Фирма может  самостоятельно принимать решения, она реально использует фак-торы производства для изготовления и  продажи продукции, а также стремится к полу-чению максимальной прибыли.

1.1. Отношения  между предприятием и фирмой.

В российской экономике  принято рассматривать термины  «предприятие» и «фи-рма» в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует  действитель-ности. В за-рубежной практике эти понятия различают.За рубежом предпрятие не обязательно яв-ляется собственником.

Отношения между  предприятием и фирмой могут складываться различными пу-тями:

1) Фирма как  бы «тиражирует»оптимальный тип  предприятия на разных территори-ях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное про-изводство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т. д.

2) Фирма образуется  путем интеграции(объединения) предприятий  (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т.д.).

Конкретные пути реализации отношений:

а) горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые произво-дят один вид  продукции, тем самым доля фирмы  на рынке данного вида товара увели-чивается;

б) вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных стадиях технологического процесса;

в) конгломерат, так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые  никак не связаны друг с другом.

В данной работе термины «предприятие» и «фирма» для упрощения принято считать синонимами.

1.2. Классификация  предприятий.

Предпринимательский сектор национального хозяйства  как правило содержит огромное количество предприятий, которые можно для  удобства, для определенных це-лей  экономического анализа, сгруппировать по определенному ряду признаков. Наибо-лее распространенными являются группировки, классификации, по формам собствен-ности, по размерам, по характеру деятельности, по отраслевой принадлежности, по до-минирующему фактору производства, по правовому статусу.

Исходя из двух основных параметров - числа работников на предприятии и объ-ема производства (продаж), по размерам предприятия можно  разделить на малые,сред-ние и  крупные.

В Российской Федерации  более всего распространены малые  предприятия: на них приходится около 60 процентов от общего числа российских предприятий. В раз-ных странах малое предприятие определяют различным образом. По Закону «О госуда-рственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»от 14 июня 1994 года в нашей стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает определенных показателей: для розничной торговли и бытового обслу-живания этот показатель составляет 30 человек, для оптовой торговли он равен 50 че-ловекам, для научно-технической сферы и сельского хозяйства - 60 человек, для строи-тельного бизнеса и в промышленности он составляет100 человек.

2. Организационно-правовые  формы предприятия.

Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма  юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому  статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить  на: хозяйственные товарищества и  общества, производственные кооперати-вы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных пред-принимателей без образования юридического лица.

Из всех типов  предприятий (фирм) в России наиболее распространены хозяйст-венные товарищества и общества, поэтому сначала и  рассмотрим эти типы.

2.1. Хозяйственные товарищества и общества.

Данные формы  можно подразделить на :

Полное товарищество – это товарищество, участники  которого (полные това-рищи) в соответствии с заключенным между ними договором  занимаются предприни-мательской деятельностью  от имени товарищества и несут ответственность по его обя-зательствам принадлежащим им имуществом.

Управление предпринимательской  деятельностью полного товарищества осуще-ствляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товари-щества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем со-брании.Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответствен-ность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утвер-ждение означает неограниченную ответственность товарищей.

Полные товарищества распространены преимущественно в  сельском хозяйстве и сфере услуг;обычно они преставляют собой небольшие  по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.

Товарищество  на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в кото-ром наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимате-льскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имущест-вом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (ком-мандитистов),которые несут риск убытков , связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении то-вариществом предпринимательской деятельности.

Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более кру-пных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

Общество с  ограниченной ответственностью (ООО) –  учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли опре-деленных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал  общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов  его участников. Данная организационно-правовая форма распрост-ранена среди мелких и средних предприятий.

Общество с дополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определе-нных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в оди-наковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредитель-ными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответствен-ность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Т. е.фактически общество с до-полнительной ответственностью представляет из себя гибрид полного товарищества и общества с ограниченной ответственностью.

Преимущества  товариществ заключаются в следующем:

1) товарищества  легко организовать, т. е. практически  просто заключается со-глашение  между участниками и нет особых  бюрократических процедур;

2) экономические, в частности,материальные, трудовые, финансовые возмож-ности предприятия значительно увеличиваются;

3) появляется  возможность более высокой специализации  участников товари-щества в управлении  из-за большого числа участников;

4) в Российской  Федерации данное преимущество использовать невозможно: в некоторых западных странах в налогообложении для некоторых фирм мало-го бизнеса делается исключение – они являются юридическими лицами, но налоги платит не фирма, а ее владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Недостатки же подобных организационно-правовых форм, которые на первых этапах создания фирмы не всегда видны, проявляются  в следующих моментах:

1) участники  товарищества не всегда однозначно  понимают цели деятельности предприятия  и средства достижения этих целей, т. е. у участников может проявиться несовместимость в интересах и,когда необходимо будет действо-вать со всей решительностью, участники либо будут бездействовать, либо их политика будет настолько несогласованной, что сия несогласованность мо- жет привести к убыткам, а то и к банкротству фирмы,причем опасней всего несогласованность по главным вопросам;

2) финансовые  ресурсы ограничены при развитии  предприятия, и эта ограниче-нность  не позволяет полностью раскрыть  потенциал компании, ведь развива-ющееся дело требует новых капиталовложений;

3) возникают  сложности определения меры каждого  в доходе или убытке фир-мы, сложно разделить, образно выражаясь,  «нажитое вместе имущество»;

4) существует  некоторая непредсказуемость дальнейшей  деятельности фирмы после выхода из нее одного из членов данного товарищества из-за некоторых пунктов существующего законодательства: «Участнику, выбывшему из пол-но го товарищества,выплачивается стоимость части имущества товарищест-ва, соответствующей доле этого участника в складочном капитале…» (Статья 78, п. 1, ГК РФ), «Участник общества с ограниченной ответственнос-тью вправе в любое время выйти из общества… При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества,соответствующей его доле в устав-ном капитале общества…» (Статья 94, ГК РФ):как правило большинство та-ких фирм просто разваливаются в подобной ситуации;

5) данный недостаток  характерен только для товариществ:  существующая неог- раниченная ответственность,практически  каждый участник несет ответстве-нность  не только за какие-то свои управленческие решения, но и за решения всего товарищества или другого участника.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал  которого разделен на определенное число  акций; участники акционерного общества (акционеры) не отве-чают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общест-ва, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплати-вшие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного обще-ства в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий