Организациооно-правовые формы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование организационно-правовых форм предприятий в России с выявлением их преимуществ и недостатков.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть основные понятия и определения по теме исследования;
-рассмотреть различные организационно-правовых формы предприятий и особенности их функционирования;
-проанализировать преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий в России;
-рассмотреть более подробно общество с ограниченной ответственностью на примере фирмы «ТЕПЛОЭНЕРГОПРОМ».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………...с. 3
Глава 1.Теоретическая часть. Организационно-правовые формы предприятий………..с. 6
1.1 Основные понятия и определения…………………………………….………………...с. 6
1.2.Классификация предприятий……………………………………………..…………….с. 7
1.3 Организационно-правовые формы коммерческих предприятий………………….….с. 7
1.4 Хозяйственные товарищества.…………………………………………………….…....с. 8
1.5 Хозяйственные общества………………………………………………………………..с. 10
1.6 Производственный кооператив………………………………………………………....с. 14
1.7 Унитарные предприятия…………………………………................................................с. 15
1.8 Индивидуальный предприниматель………………………………………………….…с. 15
1.9 Ассоциативные предприятия………………………………………………………...….с. 16
1.10 Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий…………………с. 20
1.11 Общественные и религиозные организации (объединения)………………………....с. 21
1.12 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………………………...с. 22
1.13 Потребительское общество (кооператив)…………………………………………..…с. 23
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………..….с. 24
2.1 Характеристика общества с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГОПРОМ»…………………………………………………………….….….с. 24
Заключение………………………………………………………………………………..….с. 38
Список литературы……………………………………………………………………….….с. 40

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 83.29 Кб (Скачать)

 Имущество, которое находится  в собственности производственного  кооператива, делится на части  (паи) его членов в соответствии  с уставом данного предприятия.  Производственный кооператив не  имеет права выпускать акции.

 

1.7 Унитарные предприятия

 

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В Российской Федерации в форме  унитарных предприятий могут  быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия классифицируются по характеру прав, на основе которых  за ними закрепляется неделимое имущество. По этому признаку выделяются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (ст. 115 ГК РФ). В данном случае различие состоит в том, что первые более самостоятельны (автономны). Эти предприятия не отвечают по долгам собственника, а собственник не отвечает по долгам предприятия. Унитарные предприятия второго типа образуются только на федеральном уровне, их устав утверждается Правительством РФ.

 

1.8 Индивидуальный  предприниматель

 

Индивидуальный предприниматель (ИП) без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть также организационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское) хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Преимущества данной организационно-правовой формы заключаются в следующем:

-предприятие легко зарегистрировать, бюрократические процедуры незначительны; 

-владелец предприятия располагает  полной свободой действий по  сравнению с обществами или  товариществами и поскольку доход  предпринимателя непосредственно  зависит от того, насколько успешно  он действует в области бизнеса,  таким образом, появляется стимул  к эффективному ведению бизнеса; 

-достаточно низкие по сравнению  с юридическими лицами ставки  налогообложения: предприниматель  не платит налог на добавленную  стоимость (НДС), налог на прибыль  и т.д., он платит только индивидуальный  подоходный налог, который относится  к прогрессивным налогам 

К недостаткам же можно отнести  следующие моменты10:

-существует значительная ограниченность  финансовых ресурсов: как правило финансов одного предпринимателя не достаточно, чтобы начать бизнес, не говоря уж о том, чтобы расширять уже начатое дело; Это ставит начинающего свое дело предпринимателя в практически безнадежную ситуацию. Как известно, для предпринимателя одна из острых проблем заключается в том, чтобы наладить стабильную, устойчивую связь с поставщиками, необходимость иметь надежное снабжение. Предприниматель часто испытывает со снабжением значительные трудности, в то время как средних размеров предприятие, которое выпускает аналогичную продукцию со снабжением не испытывает практически никаких проблем;

-существующие отношения с властью:  предприниматели не испытывают  практически никакой поддержки  со стороны властей;

-она из трудностей при регистрации  данной организационно-правовой  формы заключается в следующем:  иной раз очень трудно получить  лицензию на лицензируемый вид  деятельности;

-еще один недостаток состоит  в том, что ответственность  индивидуального предпринимателя  неограниченна, т.е. предприниматель  рискует всем своим имуществом, в отличие от акционеров, которые  рискуют только активами фирмы,  а не своим имуществом.

 

1.9 Ассоциативные  предприятия

 

Ассоциативные предприятия -  это группа предприятий, объединенная каким-либо признаком. К ассоциативным формам относятся следующие типы ассоциативных структур: холдинги, промышленные узлы, консорциумы, концерны, финансово-промышленные группы, синдикаты, ассоциации и союзы.

Объединения предпринимательских  организаций не являются особыми  организационно-правовыми формами. Они могут учреждаться в вышеприведенных  организационно-правовых формах в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. Так, финансово-промышленные группы учреждаются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», в котором определено, что под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленных группы могут быть юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочернее общество, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций.

Высшим органом  управления финансово-промышленной группы является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором  о создании финансово-промышленной группы.

В развитой рыночной экономике широкое развитие получило такое объединение предпринимательской  организации, как холдинговая компания. Это компания или корпорация, владеющая  контрольными пакетами акций или  долями в паях других компаний с  целью контроля и управления их деятельностью. Механизм владения контрольным пакетом  акций дает холдинговой компании право решающего голоса, благодаря  чему она получает возможность проводить  единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших корпораций, концернов, трестов или ускорять процесс диверсификации.

Преимущества  холдинговых компаний заключается  в том, что они борются с  конкуренцией при помощи своей консолидации.

Различаются чистые и смешанные компании. Чистые холдинговые  компании - неторговые компании, согласно своему уставу не имеющие прав осуществления  торговых операций или иного бизнеса, владеющие только капиталом.

Смешанные холдинговые  компании, кроме владения контрольным  пакетом акций и права руководить другими компаниями, активно занимаются торговлей или бизнесом и имеют  на своем балансе вместе с акциями  дочерних предприятий активы в виде движимого и недвижимого имущества.

В РФ холдинговые  компании и их дочерние предприятия  создаются только в форме акционерных  обществ открытого типа.

Финансовая холдинговая  компания-это холдинговая компания, у которой до 50% капитала составляют ценные бумаги других эмитентов и  иные финансовые активы. В состав активов  финансовой холдинговой компании могут  входить только ценные бумаги и иные финансовые активы, а также имущество, необходимое непосредственно для  обеспечения функционирования аппарата управления холдинговой компании.

Финансовая холдинговая  компания не имеет права вмешиваться  в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий. Представители  могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий.

В число участников холдинговых компаний и их дочерних предприятии при их создании могут  входить также юридические и  физические лица, признанные покупателями в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О приватизации Федерации», обозначаемые в дальнейшем как сторонние инвесторы. Число участников холдинговых компаний неограниченно.

Ассоциация — это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций.11 Ассоциация — орган, как правило, с ограниченной, а порой с чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются     самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнерами. Как правило, лишь в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность за результаты деятельности ассоциации в целом. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе.

Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают годовые и долгосрочные планы собственного экономического и социального развития. После согласования планов отдельных участников с партнерами по ассоциации (по установленному перечню показателей) составляется объединенный план, выполнение которого контролируется правлением ассоциации.

Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию, заключают договор  о совместной деятельности. Члены  ассоциации могут вступать в другие договорные обязательства без согласования с отдельными участниками. Коллективным органом управления является хозяйственный совет, в состав которого входят директора, а в ряде случае — другие специалисты. Совет, как правило, собирается не реже двух раз в год. Решение совета принимается простым большинством голосов (50% + 1 голос). Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могут принимать решений, противоречащих интересам отдельного предприятия или остальных членов ассоциации.

Основная цель создания ассоциации — повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства.

Наряду с бессрочными организационными объединениями, такими как товарищества, акционерные общества, холдинги, финансово-промышленными группы, ассоциации и др. возникают временные объединения предприятий (организаций) для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Такого рода объединения получили название консорциумы. Они объединяют предприятия и организации независимо от их отраслевой принадлежности, подчиненности и формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование. К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных, экологических и других программ.

Одной из ассоциативных форм коллективного предпринимательства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и

распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве.

Главная задача синдиката — организовать совместный сбыт продукции (нефти, угля, железной руды, зерна, хлопка и т. д.).

Промышленные узлы— это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают совместные виды производства межотраслевого и регионального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.12

В промышленных узлах формируются условия для развития региональной интеграции, кооперации, специализации производства, более полного использования уникального высокопроизводительного оборудования, производственных площадей и мощностей по переработке местного сырья, вторичных ресурсов, организации межотраслевых производств, развития обслуживания населения и коммунального хозяйства.

Еще одна формой ассоциативных предприятий  является концерн. Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

 

1.10 Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий

 

Некоммерческие организации – это юридические лица, у которых извлечение прибыли не является основной целью, а полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и иные общественные блага.

Юридические лица, которые относятся  к некоммерческим организациям, могут  быть созданы в форме потребительских  кооперативов, общественных и религиозных  объединений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

1.11 Общественные и религиозные организации (объединения)

Информация о работе Организациооно-правовые формы предприятий