Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа
При выполнении данного курсового проекта мною была поставлена цель: разработать систему факторов мотивации на трудовую деятельность работников исследуемого предприятия.
На основании поставленной цели мною были определены и решены следующие основные задачи:
Изучить теоретические основы мотивации труда работников.
Провести анализ факторов мотивации труда на исследуемом предприятии.
Разработать систему мероприятий по совершенствованию механизма мотивации труда работников ООО «Русь»
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие, сущность и роль мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Механизм формирования мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2. Анализ факторов мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Анализ морально-психологических факторов мотивации труда . . . . . . . 13
2.2. Экономические факторы мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 3. Эффективность факторов мотивации на трудовую деятельность человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.1. Методические подходы по совершенствованию мотивации труда работников сельскохозяйственных предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2. Совершенствование экономических методов мотивации труда работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.3. Эффективность от внедрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Выводы и предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Используемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Министерство
сельского хозяйства РФ
Федеральное
Государственное
Высшего профессионального образования
«Пермская
Государственная
имени академика
Д. Н. Прянишникова»
кафедра организации производства
и предпринимательства
в АПК
Курсовой проект
по дисциплине
ОНОТ
на тему: Мотивация труда работников предприятия (на материалах
ООО
«Русь» Пермского
района Пермского
края)
Исполнитель:
студент заочного обучения
второго курса
факультета экономики,
финансов и коммерции
специальность: «Экономика и
управление на предприятиях АПК»
Копылова Диана Олеговна
Эд
– 09 – 115
Руководитель:
кандидат экономических наук
Яркова
Т.М.
Пермь 2010
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие, сущность и роль мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Механизм формирования мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2. Анализ факторов мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Анализ морально-
2.2. Экономические факторы мотивации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 3. Эффективность факторов мотивации на трудовую деятельность человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.1. Методические
подходы по совершенствованию
мотивации труда работников
3.2. Совершенствование экономических методов мотивации труда работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.3. Эффективность от внедрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Выводы и предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Используемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Введение
Управление сельскохозяйственным предприятием было и остается наиболее актуальной проблемой. Правильное разрешение проблемы управления сельскохозяйственным трудом во многом определяется социально-экономическим развитием предприятий в целом.
Создание новых моделей мотивации в системе управления в условиях рыночных отношений не утратили своей значимости, а наоборот, приобрели особую остроту. Ни одна система управления не будет эффективно функционировать, если в масштабе сельскохозяйственной отрасли страны, региона или отдельного хозяйства не будет разработана эффективная система мотивации, побуждающая конкретного работника трудиться производительно при достижении поставленной цели.
Мотивационная модель рыночного типа должна обеспечивать решение задач по побуждению экономической активности работников, стимулированию добросовестного, производительного труда, формированию как личной, так и коллективной заинтересованности в развитии, укреплении и расширении производства.
В этих условиях требуется новый механизм стратегического управления, основанный на предвидении, исследовании и творчестве, учитывающий и усиливающий мотивацию деятельности людей.
Все это обуславливает актуальность темы курсового проекта.
Объектом исследования выступает сельскохозяйственное предприятие ООО «Русь» Пермского района Пермского края.
При выполнении данного курсового проекта мною была поставлена цель: разработать систему факторов мотивации на трудовую деятельность работников исследуемого предприятия.
На основании поставленной цели мною были определены и решены следующие основные задачи:
Глава 1. Теоретические основы мотивации труда
1.1. Понятие, сущность и роль мотивации труда
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Путь к эффективному управлению производством лежит через понимание мотивации трудовой деятельности работника. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться создать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные методы, как и какими способами они могут быть реализованы [2].
Мотивационный потенциал образуется на стыке трудового потенциала и личностного и выражается в виде уровня внутренней готовности к эффективной работе.
Для России переломный период начался в начале 90-х г.г. – переход к рыночным отношениям от административно-командной организации экономической жизни к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Социально-экономическое положение кардинально менялось, преобразовывалась и система ценностей, отчасти менялась и внутренняя структура личности. Прежние подходы к мотивации и управлению персоналом оказались во многом неприемлемыми для новой сложившейся ситуации [5].
Интерес к проблемам мотивации начал возрастать со второй трети 90-х гг. и длится по сегодняшний день. Если в предыдущие годы вопросы мотивации рассматривались преимущественно экономистами и социологами, то в последнее время к ним усилилось внимание и со стороны психологов, поэтому мотивация труда стала рассматриваться не только как экономическая, но и как социальная, и психологическая проблема.
Вообще изучение мотивации труда со второй половины XX века шло экстенсивным путем. Приращение знания в основном происходило за счет расширения тематических областей и появления новых направлений исследований, а не за счет теоретического углубления проблемы. Идеи о мотивации можно объединить в три группы:
1) теории, преимущественно опирающиеся на психологические факторы мотивации;
2) теории, базирующиеся на экономических факторах мотивации;
3) теории, в основе которых — социальные факторы.
В основу современного подхода в изучении мотивации труда как основы понимания и значения роли его оплаты легла сущность мотивации труда как циклического процесса трудовой деятельности
Относительно сущности понятия мотивации труда существуют различные мнения, поскольку этими проблемами занимаются психологи, экономисты, социологи, акцентирующие свое внимание на различных аспектах данного вопроса. Вот некоторые из них: Мотивация — это:
- совокупность доводов, мотивов в пользу чего-либо, мотивировка;
- процесс стимулирования самого себя или других на достижение индивидуальных или общих целей организации;
- совокупность мотивов поведения и деятельности; процесс стимулирования человеком (работником) самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации;
- полипобуждения-полипозывы, которые вызывают активизацию всего организма, структур гомеостаза, мульти-функциональных систем и дефиницируют их интенцию;
- совокупность устойчивых мотивов, конкретно опредмеченных в предшествующем жизненном опыте человека, его определенных потребностей;
- процесс актуализации какого-либо мотива и его функционирования — внутренний психологический процесс, непосредственно вызывающий данную деятельность человека, осуществляющий ее активацию и ориентацию [4].
В основе уровней мотивации различные мотивы и стимулы, как врожденные, так и приобретенные. Цели, определяющие любую деятельность, не всегда могут находиться в области самого процесса этой деятельности. В основе этих целей материальные, социальные, духовные и другие потребности человека.
Возникает вопрос: Что подразумевает под собой понятие мотивации труда?
Труд — физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть употреблены на производство товаров и услуг.
Отечественная экономическая литература гласит: «Труд - понятие целенаправленной, легитимной, сознательной, востребованной деятельности человека».
Итак, мотивация труда — внутреннее побуждение к определенному трудовому поведению, ограниченному умственными и физическими способностями людей [3].
Следовательно,
ключевым звеном в эффективной системе
мотивации как функции
1.2. Механизм формирования мотивации труда
Одна из наиболее актуальных проблем повышения эффективности сельскохозяйственного производства в настоящее время остается поиск таких организационно-экономических форм хозяйствования, которые бы в максимальной степени стимулировали интересы работников в повышении своих доходов, а также способствовали повышению производительности труда при рациональном и экономном использовании материально-технических ресурсов.
Экономические методы управления не дадут положительного эффекта, если руководитель предприятия оставит без внимания такой важный вопрос, как стимулирование труда. Стимулирование работников в современных условиях может осуществляться деньгами, продукцией, предоставлением работ и услуг и др.
Для решения такой проблемы, стоящей перед сельхозтоваропроизводителями, необходимо радикальное изменение экономических отношений на селе путем перевода сельскохозяйственного производства на принципы хозяйственного расчета и самофинансирования с широким использованием хозрасчетных отношений [5].
Мотивация к труду проявляется в первую очередь у собственника-владельца. Поэтому необходим механизм воздействия на работника через внутрихозяйственный оборот земельных долей и имущественных паев, через выплату дивидендов на заработанный и вложенный в производство капитал.
При организации такого расчета в хозяйствах, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
-
сочетание экономического
-
создание внутрихозяйственным