Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:27, курсовая работа
Целью написания курсовой работы явилось изучение особенностей процесса формирования корпоративной культуры.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть понятие корпоративной культуры и его содержание;
2)раскрыть роль корпоративной культуры в управлении предприятием;
3)выделить основные виды корпоративных отношений;
4)изучить основные проблемы формирования корпоративной культуры;
5) проанализировать корпоративную культуру Детского дома №1.
Корпоративная культура – это культура, связанная с решением проблем организации, достижением поставленных целей и продвижением к успеху через набор определенных ценностных представлений, характеристик, символов.
Введение…………………………………………………………………………...4
I. Теоретические основы изучения корпоративной культуры……………..…..8
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры……………………………..8
1.2 Основные компоненты корпоративной культуры и виды корпоративных отношений ………………………………………18
II. Формирование корпоративной культуры на примере Детского дома №1, г.Мурома…………………………………………….28
2.1 Основные проблемы формирования корпоративной культуры…………..28
2.2 Анализ развития корпоративной культуры Детского дома № 1, г.Мурома….31
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы ………….………………………………….41
Таким образом, структуру корпоративной культуры можно рассматривать через три основных уровня, это поверхностный, внутренний и глубинный. Эти уровни по сути характеризуют глубину исследования. Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих ту или иную культуру на макро- и на микроуровне. Были рассмотренны на примере трудов Ф. Харриса и Р. Морана основные десять характеристик корпоративной культуры. Характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции корпоративной культуры. От управленческого стиля директора формируются корпоративные отношения. Правильное применение стилей руководства может помочь в формировании грамотной корпоративной культуры. Руководитель никогда не должен придерживаться только одной тактики. Он должен тонко комбинировать стили. Главное – знать во всем меру и чувствовать, что на самом деле нужно компании.
Подведя
итоги главы можно сказать, что
корпоративная культура не имеет четкого
определения и это не только эффективный
инструмент стратегического развития
бизнеса. Было сформулировано комплексное
определение корпоративной культуры.
Корпоративная культура воплощает общечеловеческие
и профессиональные ценности, организуя
их взаимосвязь и единство. Под человеческими
ценностями подразумевается мастерство
в форме профессионализма; образованности
в виде знания, культурной эрудиции; уважение,
включающее статус в коллективе, престиж,
деловую и общечеловеческую репутацию;
справедливость, отзывчивость, доброту
и другие нравственные качества. Так же
были рассмотрены четыре типа корпоративной
культуры. Формирование корпоративной
культуры всегда связано с инновациями,
направленными на достижение целей и,
следовательно, повышение конкурентоспособности.
II. Формирование корпоративной культуры на примере Детского дома №1
2.1 Основные проблемы формирования корпоративной культуры
В
нашей стране еще несколько лет
назад, высказывая свои пожелания к
персоналу, руководители компаний практически
всегда ограничивались требованиями к
его квалификации и анкетным данным.
Сегодня все изменилось. Скорее всего,
это связано с тем, что руководители
начали понимать, что корпоративная
культура и сотрудники как ее носители
определяют имидж и место компании
на рынке, стиль работы с клиентами,
а психологический климат и доброжелательные
отношения в коллективе способствуют
достижению поставленных целей. В сложных
ситуациях компания с сильной
корпоративной культурой
Среди проблем формирования корпоративной культуры в учреждении следует отметить следующие.
Пожалуй, первая проблема, возникающая при внедрении корпоративного кодекса в компании, - это обеспечение принятия и выполнения его положений сотрудниками. Прежде всего это касается формулировок документа.
Далее встает вопрос о том, как обеспечить соблюдение корпоративного кодекса в учреждении. Как правило, данная функция ложится на руководителей среднего звена и на отдел по работе с персоналом. При этом основная сложность организации контроля за выполнением положений кодекса заключается в разработке системы наказаний за несоблюдение корпоративных стандартов. В некоторых учреждениях в таких случаях применяется система штрафов, однако такой вид наказания, как выговоры, на практике используется гораздо чаще. Кроме того, в качестве меры пресечения могут выступать ограничения поощрений и послаблений, действующих в компании согласно этому же кодексу.
В процессе функционирования учреждения с действующим корпоративным кодексом возникает еще целый ряд проблем, которые некоторые исследователи называют политикой двойных стандартов. На практике это означает, что одним группам сотрудников компании позволяется (попросту проступки им сходят с рук) то, что запрещено другим. Получается, что для части сотрудников учреждения правила, установленные корпоративным кодексом, необязательны и их выполнение не контролируется так жестко, как для другой части.
К
самым распространенным видам проявления
подобной дискриминации можно также
отнести дискриминацию
Что касается такой стороны формирования корпоративной культуры, как организация тренингов и командообразования (так называемые тим-билдинги), то здесь нужно понимать необходимость создания благоприятного климата во всем коллективе и условий для эффективного взаимодействия подразделений. Однако нередко во взаимодействии групп сотрудников возникают проблемы, связанные с особенностями целей, поставленных перед каждой из них. Поэтому для обеспечения успешного взаимодействия подразделений требуется организовывать корпоративные мероприятия с участием всех групп сотрудников. Практика подтверждает, что подобные мероприятия не только способствуют улучшению психологического климата в коллективе, но и приводят к значительному повышению эффективности деятельности в учреждении.
Делая
выводы, можно сказать, что корпоративная
культура и сотрудники как ее носители
определяют имидж и место компании на
рынке. Формирование корпоративной культуры
в учреждении будет успешным только в
том случае, если оно не ограничивается
внедрением и соблюдением корпоративного
кодекса, а включает в себя также различные
мероприятия, направленные на развитие
и сплочение всего коллектива.
2.2 Анализ развития корпоративной культуры Детского дома № 1
Учитывая проблемы формирования корпоративной культуры в организации, проведем анализ развития корпоративной культуры на базе Детского дома №1. Для анализа корпоративной культуры этого социального учреждения использовался метод интервьюирования.
Для
того чтобы лучше выявить
Муромский
детский дом находится в
Сейчас
детский дом является областным
государственным
Учреждение
реализует следующие
-воспитание
и содержание воспитанников,
-дополнительного образования детей;
-профессиональной подготовки;
-подготовки к самостоятельной жизни.
Дети-сироты
воспитываются в хороших
В процессе занятий применяются различные методические приемы: групповая дискуссия; беседа; чтение литературы; ролевая игра; импровизация; техники и приемы саморегуляции; методы направленного воображения; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Деятельность
детского дома основана на взаимодействии
с различными субъектами социальной
защиты населения, в том числе
органами государственного и муниципального
управления, общественными организациями,
зарубежными фондами и т.д. Социальные
работники детского дома занимаются
поиском кадровых, методических, социально-педагогических,
организационно-управленческих резервов.
Изменяют, уточняют и корректируют
должностные обязанности
Применительно к социальным организациям термин «корпоративная культура» охватывает большую область явлений духовной и материальной жизни коллектива. А именно: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, установленные стандарты качества услуг и т.д. Как и во многих современных организациях, в детском доме существует своя культура, включающая в себя определенные нормы, ценности и т.д. По результатам опроса сотрудников было выявлено, что в данном учреждении существуют ценности и нормы единые для всех, но как таковая корпоративная культура если она и существует, то на ранней стадии развития. Под корпоративной культурой персонал понимает дружеские взаимоотношения с коллегами, благоприятный психологический климат, вера в свои силы, групповую работу, возможности профессионального роста, материальные льготы и вознаграждения.
Входе анализа было выявлено, что уровень организационной культуры средний, психологический климат в организации оптимальный, в коллективе дружелюбные отношения, так же недостаток финансирования учреждения.
Ценности реализуются в конкретных корпоративных нормах и принципах:
1.
Постоянное развитие и
2. Оптимизм. Стремление дарить людям радость. Сотрудники чувствуют себя настолько сильными, что могут отдавать свое тепло, свое положительное ощущение жизни другим.
3.
Взаимная поддержка, умение
4. Ответственность.
5. Профессионализм.
Определяются
ценности организации поэтапно, на
рефлексивной основе происходит принятие
ценностей всем коллективом; формируется
отношение к ним через создание
норм, правил, традиций; опора на корпоративную
культуру становится основой управленческой
деятельности детского дома. Формируемую
корпоративную культуру детского дома
характеризует
Следует
отметить, что в возрастном составе
сотрудников детского дома наблюдается
резкая диспропорция. Очень малое
количество молодых специалистов, доля
которых в современных