Функции управления: состав, эволюция, процедуры, операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: анализ функций управления, рассмотрение их содержания, эволюции, операций.
Задачами работы является:
1. Рассмотрение понятия функций управления, сущность и этапы развития.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………….......3
Теоретический подход………………………………………………………..4
Понятие и содержание функций управления и их эволюция……….4
Процедуры и операции функций управления………………………..8
Методологический подход………………………………………………….13
Классификация функций управления……………………………….13
Применение функций управления на примере ресторана «Starlite Diner».…………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 125.14 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Функции управления: состав, эволюция, процедуры, операции»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 525 группы

факультета «Управление»

Плахтий Артем

Проверила:

доцент Хашева

Ирина Анатольевна

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2012г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

  1. Теоретический подход………………………………………………………..4
    1. Понятие и содержание функций управления и их эволюция……….4
    2. Процедуры и операции функций управления………………………..8
  2. Методологический подход………………………………………………….13
    1. Классификация функций управления……………………………….13
    2. Применение функций управления на примере ресторана «Starlite Diner».…………………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………………………...24

 

Введение

Переход к рыночным отношениям требует определенных изменений  и дополнений уже существующих функций  управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие  субъекты, несущие полную ответственность  за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся  между предприятиями связи, которые  ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного  потенциала, обеспечения конкурентоспособности  продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности  не гарантирует повышения эффективности  работы предприятий. Таким образом, тема функций управления предприятиями  и путей их адаптации к условиям рыночной экономики является чрезвычайно актуальной.

Предприятия различаются  между собой размерами, сферами  деятельности, технологическими процессами и т.п. Тем не менее, все они  имеют определенные общие характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать  функции управления — объективно обусловленные общие сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование общей  работы.

Сегодня руководителям российских предприятий необходимо принимать  решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций  в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Достичь таких результатов  можно, лишь используя современные  информационные технологии в управлении предприятием, что в корне меняет методы координации контроля, снижает  роль личного наблюдения за работой  подчиненных и бюрократических  форм согласования тех или иных решений.

Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном  укладе сложны тем, что они требуют  изменения нас самих1. Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.

Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация  и контроль - имеют две общих  характеристики: все они требуют  принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы  получить информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение  понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают  все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений  часто называют связующими процессами.

Целью данной работы является: анализ функций управления, рассмотрение их содержания, эволюции, операций.

Задачами работы является:

1. Рассмотрение понятия функций управления, сущность и этапы развития.

2. Рассмотрение применения на практике функций управления в сети ресторанов «Starlite Diner», определение сильных и слабых сторон компании.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

  1. Теоретический подход
    1. Понятие и содержание функций управления и их эволюция

В настоящее время в  управленческой мысли широко распространен  процессный подход к управлению, который  рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций управления. Все функции  управления взаимосвязаны; каждая функция  также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.

Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

Большинство людей планируют  свою деятельность на день (месяц, год  и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая  повседневная работа затрагивает целый  ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический  процесс, состоящий из конкретных видов  управленческих работ, называемых функциями  управления2. В социально- экономических системах понятие "функция" также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности3. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента как  возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных  между собой действий по выработке  средств и методов воздействия  и их реализации применительно к  решению конкретной проблемы. Поэтому  функция рассматривается как  объективно необходимая область  процесса управления, имеющего временную  и пространственную определенность и конечную результативность.

На основании различных  признаков выделяются общие функции  управления. Состав общих функций  управления не зависит от объекта  управления, эти функции выполняются  по отношению ко всем объектам управления. Тем не менее, разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления4. Такое положение дел в теории управления, по мнению Л.Н. Албастовой, называется кризисом – отсутствие единой точки зрения по большинству вопросов в науке, в частности в вопросе, связанным с функциями управления.

Авторы учебника ГУУ «Управление  организацией» считают, что общими функциями управления следует считать: планирование, организовывание, координацию, мотивацию, контроль.

В.И. Рыкунов полагает, что  этих функций явно недостаточно. Для  того чтобы набор функций полностью  раскрывал содержание управления, его следует дополнить как минимум двумя, отражающими содержание остальных составляющих управления, то есть работу с информацией и руководство системой. Таким образом, перечисляются следующие функции управления: информационно-аналитическая, планирование, организация, координация, регулирование, контроль, руководство.

По мнению В.И. Кнорринга, общими функциями следует считать  организацию производства, планирование, координацию, мотивацию, контроль и учет выполнения поставленных задач, а также маркетинг.





 

 

Представляет интерес  введение маркетинговой функции. В  современном менеджменте просматривается  тенденция пересмотра места и  роли клиента в организации. В  соответствии с новой парадигмой управления, организационные отношения  с клиентом становятся центральным  моментом в деятельности предприятия.

По мнению Л.Н. Албастовой и В.Г. Игнатова, в перечень основных, общих функций управления входят:

  1. Планирование;
  2. Организация;
  3. Мотивация и стимулирование труда;
  4. Контроль;
  5. Маркетинг;
  6. Инновационная деятельность;
  7. Развитие человеческих ресурсов;
  8. Управленческое консультирование.

Изучение процесса управления с точки зрения его функций  позволяет установить объемы работ  по каждой из функций, определить потребность  в трудовых ресурсах и в итоге  сформировать структуру и организацию системы управления.5

 

    1. Процедуры и операции функций управления

Процесс управления по своему содержанию, особенностям и свойствам  требует определенной последовательности операций и их сочетания. Ему присущи  операции различного характера —  от чисто интеллектуальных до относящихся  к практической организации работы.

Управленческая операция представляет собой законченное  целесообразное действие или ряд  действий, направленных на выполнение определенной задачи организационного, экономического, социального или  другого характера. Комплекс таких  действий в рамках одной операции может состоять из нескольких элементов, поэтому операцию можно рассматривать  и как совокупность трудовых движений, выполняемых работниками управленческого  аппарата при осуществлении той  или иной работы. К выполнению соответствующей  операции работник должен быть надлежащим образом подготовлен. В этом ему  помогут функционально-должностные  инструкции, технологические карты, нормативы, процедурные правила  и другие материалы по проектированию управления. Каждую операцию нужно  увязать с предыдущими и последующими операциями данного цикла процесса управления по срокам, количеству и  качеству информации. Выполнение данной операции должно быть увязано также  с осуществлением других операций на участке. Все это необходимо учесть организатору производства при проектировании процессов управления.

Непременным условием успешного  функционирования управляющей системы  является четкое разделение процесса управления на операции, а в случае необходимости — и их рациональное комбинирование, т. е. кооперация труда  в аппарате управления, что обеспечивает сочетание операций во времени, а  также рациональное размещение рабочих  мест сотрудников.

Работа руководителя складывается из большего или меньшего числа последовательных или параллельных операций и процедур, составляющих в целом технологию управления, которую можно иллюстрировать простейшим примером. Для исполнения операции передачи распоряжения начальника цеха последнему необходимо выполнить  пять действий: 1) снять трубку телефона (или включить переговорное устройство); 2) набрать номер (при наличии переговорного  устройства этого не требуется); 3) назвать  фамилию подчиненного; 4) передать распоряжение; 5) сделать отметку о необходимости  проконтролировать данное распоряжение.

Чтобы правильно организовать каждый функциональный процесс в  системе управления, организатору производства необходимо: определить количество, последовательность и характер операций, составляющих этот процесс; подобрать (разработать) для каждой операции соответствующие способы, приемы (методику), технические средства; определить оптимальные условия протекания процесса во времени и в пространстве. Для повышения эффективности технологии управления большое значение имеют анализ, исследование организационных операций, описание их в графической или текстовой форме, типизация и стандартизация, а отсюда и проектирование, совмещение однородных операций, перевод их на машинное исполнение в целях снижения трудоемкости процесса управления.

Процедуры управления —  это совокупность разнообразных  управленческих операций, выполняемых  по определенной схеме (алгоритму). Процедура  отражает порядок подготовки, рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных или параллельных операций в процессе управления, предписание о порядке  выполнения какой-либо работы в аппарате управления. Понятие «технология  управления» тесно связано с  процессом алгоритмизации операций и процедур в рамках тех или  иных функций управляющей системы.

Сбор и обработка информации в управляющей системе, подготовка и принятие управленческих решений, организаторская работа по реализации решений — все эти процессы управляющего воздействия, выполняемые  организаторами производства, могут  рассматриваться как некоторая  упорядоченная последовательность операций. Предписание, определяющее содержание и последовательность операций в  каком-либо информационном и организационном  процессе, выступает в роли процедуры  процесса управления.

Операции и процедуры, выполняемые организатором производства и его подчиненными, отличаются друг от друга по ряду признаков. В зависимости  от должностных категорий (руководители, специалисты, технические исполнители) управленческие операции и процедуры  подразделяются на творческие, логические и технические.

Творческие операции и  процедуры являются наиболее сложными, требующими сравнительно высокой квалификации работников, так как включают такие  мыслительные действия, как сравнение, анализ, выборка, синтез, абстрагирование, конкретизация, выводы, расчеты, прогнозы, принятие решений. Для выполнения этих действий необходим комплекс определенных способностей, знаний, навыков, умений, а также профессиональный опыт. Творческие процессы носят специфический характер и в силу этого трудно поддаются  внешнему контролю, поэтому учитывать  их можно только косвенно, оценивая сложность труда, а также конечные результаты этой деятельности.

Информация о работе Функции управления: состав, эволюция, процедуры, операции