Функции и теория организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект и предмет исследования, свой понятийный аппарат. Объект – это явление, которое исследует та или иная наука. Объектом теории организации являются социальные организации, т. е. организации, объединяющие людей. Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Предметом теории организации как науки являются организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда в организациях различного типа.

Оглавление

Глава 1. Понятие организации и системы…………………………... 3
1.1 Теория организации: понятие, предмет и объект…………………. 3
1.2 Понятие организации и системы……………………………………. 4
1.3 Классификация систем и их свойства, окружающая внешняя среда..5
1.4 Управляемые системы и их особенности ………………………… 6
Глава 2. Виды и модели организаций………………………………. 7
2.1 Социальные организации…………………………………………. 7
2.2 Производственные организации…………………………………... 7
2.3 Модель организации : первичные переменные…………………... 9
2.4 Модель организации : переменные управления и эффективности..10
Глава 3. Теории и принципы организации…………………………. 11
3.1 Закон развития организации………………………………………. 11
3.2 Границы теории организации………………………………………. 11
3.3 Теория организации Ф.Тейлора……………………………………. 12
3.4 Принципы организации А.Файоля. бюрократия вебера…………. 14
3.5 Принципы Э. Мэйо и хоторнский эксперимент…………………… 15
3.6 Ч.Барнард и целенаправленные организации……………………... 16
3.7 Д. Макгрегор и теория х– теория y………………………………… 17
Глава 4. Современная теория и модели организации……………… 18
4.1 Современная теория организации…………………………………. 18
4.2 Классическая модель организации…………………………………. 19
4.3 Бюрократическая и неоклассические модели……………………… 20
4.4 Институциональная и системная модели…………………………… 21
Глава 5. Структура организации……………………………………… 22
5.1 Понятия структуры организации…………………………………..... 22
5.2 Горизонтальная дифференциация организационной системы…….. 23
5.3 Вертикальная дифференциация организационной системы……….. 24
5.4 Формализация в организационной структуре……………………… 25
5.5 Централизация в организационной структуре……………………… 26
5.6 Базовые элементы структуры организации…………………………. 27
5.7 Формы строения организации: дивизиональная структура……….. 28
5.8 Проектная структура организации…………………………………... 29
5.9 Матричная структура организации………………………………….. 29
5.10 Сетевая структура организации…………………………………….. 30
Глава 6. Организационное проектирование…………………………. 31
6.1 Сущность организационного проектирования……………………... 31
6.2 Процесс организационного проектирования……………………….. 31
6.3 Этапы организационного проектирования………………………….. 32
6.4 Методы организационного проектирования………………………... 33
Список литературы……………………………………………………… 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа по функц. орг..doc.docx

— 95.12 Кб (Скачать)

Есть несколько подходов к классификации социальных организаций. Первую классификацию – по принципам объединения людей – предложил А. Этциани. Он выявляет три группы организаций:

1) добровольные организации – церкви, политические партии, клубы и т. д.;

2) принудительные организации – армия, начальная школа, места заключения, психиатрическая больница и т. д.;

3) унитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей, – предприятия, банки, высшие учебные заведения и т. д.

Как и системы, организации подразделяются на искусственные и естественные. Первые создаются искусственным путем: они проектируются, затем строятся и реализуются на практике. Примерами искусственных организаций являются предприятия, школы, больницы и др. Вторые возникают без предварительного проектирования и других заранее намеченных действий, например стихийно возникающие поселения людей.

Различают организации и по характеру деятельности:

1) технологические  организации реализуют технологию  изготовления определенной продукции  или предоставления услуг;

2) программно-целевые организации реализуют определенную программу работ по решению некоторой социальной проблемы;

3) непрограммные организации реализуют гибкую и сложную программу действий, которую определить заранее невозможно.

Следует также отметить, что социальные организации, как правило, относятся к классу открытых систем.

 
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Производственная организация – это совокупность людей, механизмов, материалов и других ресурсов, интегрированных в единую социальную систему, имеющую целью своей деятельности производство материальных благ. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональные, кибернетические системы, каждая из которых, в свою очередь, может одновременно рассматриваться и как ступень иерархии, и как функциональная, и как кибернетическая система. Предприятие является сложной иерархической системой, в которой в качестве ступеней иерархии выступают производство, цех, участок, рабочее место. На всех ступенях иерархии могут быть выделены функциональные системы.

На предприятии могут быть выделены частные функции в виде относительно обособленных комплексов. Реализующие эти функции виды деятельности обладают определенной самостоятельностью  и  целевой направленностью, что позволяет их объединить в следующие функциональные подсистемы:

1) подсистемы  процесса производства – подготовки  производства, основных производственных  процессов, процессов производственной  инфраструктуры, материально-технического  снабжения производства, маркетинга   и  сбыта продукции;

2) подсистемы, определяющие состав элементов производственного  процесса , –  функционирования  орудий труда,  организации  труда, движения предметов труда, организации информационных потоков;

3) подсистемы, обеспечивающие интеграцию всех производственных процессов, – формирования производственной структуры, организации оперативного планирования производства, организации внутрипроизводственных отношений.

Производственным организациям, несмотря на их многообразие, присущи некоторые общие свойства: 1) ориентация деятельности на социальные потребности. Производственные организации создаются для удовлетворения потребностей общества в материальных благах; 2) целенаправленность как свойство производственной системы определяет, что система может иметь несколько целей (внешних  и  внутренних). Деятельность организации строится таким образом, чтобы поставленные цели были достигнуты;

3) целостность производственной организации рассматривается как свойство, обеспечивающее взаимосвязи людей, орудий  и  предметов труда в  процессе  производства  и  реализации товаров  и  услуг;

4) интегрированный характер системы – в состав производственной  организации  входят различные подразделения, объединенные общими целями  и  общей программой  развития ;

5) наличие  объекта управления – совокупность  участников  процесса  производства, орудий и предметов труда, осуществляющих деятельность по производству материальных благ;

6) наличие  единого центра (субъекта) управления, роль которого заключается в  координации деятельности участников  производственного процесса путем  управляющих воздействий;

7) иерархическая  структура системы;

8) способность  решать возникающие проблемы.

 

 

2.3 МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ПЕРВИЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

Социальную систему можно описать с помощью выделения ряда переменных, ее характеризующих. Эти переменные можно разбить на три класса – первичные переменные, переменные управления и переменные эффективности.

Первичные переменные – это требования к системе управления организацией, задаваемые извне или формирующиеся внутри нее. К первичным переменным относятся внешняя среда, цели и стратегии, производственно-технологическая основа, персонал.

Окружающая (внешняя) среда включает:

1) социальную среду – элементы и подсистемы всего общества, воздействующие на организацию: общественно-экономические отношения, политику, идеологию, культуру и т. д.;

2) среду задачи – совокупность подсистем и элементов связи, которые возникают вследствие специфических производственно-хозяйственных задач данной организации.

Окружающая (внешняя) среда выделяется как главная определяющая переменная организации, которая в значительной степени влияет на характер внутренних структур и процессов организации, устанавливает ее границы, воздействует на поведение. Цели  и  стратегии – это переменные производственной системы, которые отчасти являются заданными, т. е. задаются объективно исходя из сущности  и  роли  организации , а отчасти – регулируемыми, поскольку они результат «стратегического выбора» руководства предприятия  и  служат делу  развития   организации . Цели – это желаемое состояние организации как системы (прежде всего ее входов  и  выходов), которое должно быть достигнуто путем использования ресурсов организации. Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач организации, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Производственно-технологическая основа – важнейшая первичная переменная, она охватывает материальную базу производственной системы (средства и предметы труда, технологию и т. д.), а также всю совокупность производственных, трудовых, естественных и отчасти информационных  процессов . Производственно-технологическая основа относится и к заданным, и к регулируемым переменным и определяется общим уровнем развития производственных сил и уровнем научно-технического прогресса. Персонал – одна из существенных переменных социальной системы. Характеристиками персонала являются культурные и ценностные предпосылки, уровень квалификации и профессиональная подготовка работников, стиль лидерства, исходная мотивационная база трудового поведения в коллективе. Персонал также относится к частично регулируемым и частично нерегулируемым переменным. Потенциал работников развивается внутри организации, и на него оказывают влияние внутренние факторы – организационная структура предприятий, практический опыт, профессиональная переподготовка и т. п.

 

2.4 МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ПЕРЕМЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

Переменные управления – это следующие характеристики управляющей системы.

1. Организационная структура управления – главная из контролируемых, перестраиваемых по воле руководителя  организации  ее характеристик. Организационная структура создает каркас, который является основой для формирования подразделений, выполняющих те или иные функции. Структура позволяет выделить  и  установить отношения между сотрудниками  организации   и  ее отдельными сотрудниками.

2. Процессы управления. Структура  и  процессы – две неразделимые стороны организационной системы.  Процессы  в организационной системе подразделяются на  процессы   функционирования   и   процессы   развития . К первой группе относятся функции управления (позволяют описать содержание деятельности по управлению, отразить важнейшие стороны полного цикла процесса управления), принятия решений (процесс выработки и реализации управленческих решений, выбор курса действий для достижения определенной цели), организационные коммуникации (процесс, путем которого идея передается получателю с намерением изменить поведение последнего), ко второй – процессы нововведений (введение изменений в  организацию  производства, труда и управления) и организационного роста (увеличение объема деятельности и численности персонала организации, сопровождаемое изменениями форм и методов организационной и управленческой деятельности).

3. Лидерство – это способность эффективно влиять на деятельность подчиненных во имя достижения целей организации. Лидер должен обладать рядом особых качеств, среди которых более высокий уровень интеллектуального развития, социальная зрелость, широта взглядов, внутренняя самодисциплина, целеустремленность, понимание важности «человеческих отношений» среди подчиненных и т. д. Выделяют четыре стиля лидерства: эксплуататорско-авторитарный, патерналистско-авторитарный, совещательный, партисипативный.

4. Поведение. Через эту категорию реализуется характеристика действий людей и групп в организациях. С одной стороны, поведение – переменная управления, выражающаяся в сознательных действиях аппарата управления, что является одним из инструментов решения возникающих проблем, а с другой – результат воздействия системы управления на членов организации, зависящий от того, насколько эффективны рычаги мотивации и благоприятен организационный климат.

Переменные эффективности. Блок эффективности в модели организации опосредует связь между требованиями среды, целями и производственно-экономической основой организации, с одной стороны, и параметрами системы ее управления – с другой. Оценка организационной эффективности осуществляется по отношению к конечным целям системы.

 

 

               Глава 3. Теории и принципы организации

 

 

 

3.1 ЗАКОН  РАЗВИТИЯ   ОРГАНИЗАЦИИ 

 

Закон  развития  утверждает, что каждая система (социальная или биологическая) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.  Развитие   организации  описывается кривой жизненного цикла, характер  и  протяженность которого определяются конкретными условиями  функционирования   организации , ее особенностями приспособления к возникающим изменениям  и  т. п.

В этом цикле отчетливо выделяются пять этапов:

I. Предпринимательский  этап – период становления  организации, осознания своих целей, творческого подъема (цели двусмыслены, высокий творческий подъем).

II. Этап коллегиальности  – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование  стратегии  развития  (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).

III. Этап формализации  деятельности – период стабилизации  роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент  на эффективность).

IV. Этап реструктуризации  – период замедления роста  и структурных изменений, дифференциация  товаров (рынков), предвидение новых  потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование  рынков).

V. Этап спада  – период, характеризующийся резким  падением сбыта и снижением  прибыли; организация ищет новые  возможности и пути удержания  рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Кривая жизненного цикла характеризует  основную тенденцию изменений (исторического  развития) организации.

Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствовании ее структуры и системы управления.

 
3.2 ГРАНИЦЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Можно выделить два принципиально противоположных подхода к описанию развития теории организации. Первый характеризует организацию как систему и отражает развитие управленческой мысли от механистического представления об организации (закрытое) к целостному (открытое). Второй подход характеризует природу организации в направлении от рационального к социальному.

Развитие взглядов на организацию как систему. Примерно до 1960-х годов проблемы организации решались только с точки зрения закрытых систем. Вопросы деловой среды, конкуренции, сбыта и др., выходящие за рамки внутренней организации и определяющие внешнюю для предприятия среду, не рассматривались. С  развитием  рынка сложившиеся представления об  организации  изменялись. Стало очевидным, что внутренняя динамика организаций формируется под влиянием внешних событий. Теория организации начинает рассматривать предприятие как открытую систему в единстве всех составных частей  и  элементов, воспринимающих изменения во внешней среде и реагирующих на них. В 70-е годы XX в. формируется методологический аппарат для изучения воздействия внешней среды на предприятие с использованием теории систем. Непосредственное включение в анализ влияния факторов внешней среды на внутренние  процессы  организации послужило началом эры «открытых систем».

Информация о работе Функции и теория организации