Европейский контроллинг, как инструмент управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы:
-рассмотреть контроллинг, как инструмент процесса планирования на предприятии;
-комплексное исследование становления и развития европейской модели контроллинга;
-определить понятие и сущность контроллинга в рыночной экономической системе;
-выявить исторические аспекты возникновения системы контроллинга;
-проанализировать основные черты европейской модели контроллинга.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект Теория управления.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Контроллинг  это система  управления достижением конечных целей предприятия. Контроллинг это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем. Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.

Интенсивное проникновение  контроллинга осуществляется и в  такие сферы, как инновационный  менеджмент, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием и эффективностью производства.

В последние годы контроллинг  является неотъемлемой частью системы  долгосрочного планирования. Контроллинг  управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

Важную роль контроллинг  должен сыграть в развивающихся  инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить научно-технический прогресс.

Уже сегодня можно  говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах. Контроллинг тесно связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнес планированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом. Контроллинг сегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

Практика контроллинга была заимствована из Англии, как часть общепринятой практики бизнеса в соответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-х годов. Сам термин «controlling» зародился в Америке, в 70-е годы понятие «контроллинга» перекочевало в Западную Европу, а затем в начале 90-х в СНГ. В определении, термин объединяет 2 составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент.

В рыночных условиях, характеризующихся  высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес проектов и другие факторы обусловливают новые требования к системе внутреннего контроля компании. В современных условиях внутренний контроль компании должен присутствовать на всех уровнях управления. Практически эффективная система внутреннего контроля - это гарантия успешной деятельности компании.

Сегодня в России в  среде управленцев и предпринимателей слово «контроллинг» входит в моду. Контроллинг начинают преподавать в вузах, подразделения контроллинга открываются в компаниях, специалистов по контроллингу приглашают на работу.

Несмотря на происхождение  слова «контроллинг» от англ. «to control» - контролировать, управлять, в англоязычных странах используется термин «управленческий учет» и работников, которые собирают и обрабатывают информацию называют контроллерами. За рубежом термин «контроллинг» означает слияние методов планирования, анализа, учета, нормирования, контроля и управления для обеспечения эффективности работы и управления предприятием. Основные задачи контроллинга значительно шире управленческого учета, который входит в систему контроллинга в качестве одной из составляющих. Сначала под контроллингом понимали совокупность определенных заданий в сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером. Позже это понятие переросло в более широкое и к функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и более оптимальное использование ресурсов предприятия.

   Основная цель  контроллинга заключается в ориентации  процесса управлением предприятия  для достижения тактических и  стратегических целей. Реализация  этой функции на предприятии  будет способствовать развитию  и углублению таких функций  управления как планирование, организация, мотивация, учет и анализ. Более того, контроллинг должен создавать условия для реализации этих функций управления.

 

Цели работы:

  -рассмотреть контроллинг, как инструмент процесса планирования на предприятии;

-комплексное исследование становления и развития европейской модели контроллинга;

-определить понятие и сущность контроллинга в рыночной экономической системе;

-выявить исторические аспекты возникновения системы контроллинга;

-проанализировать основные черты европейской модели контроллинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОНТРОЛЛИНГ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ПОНИМАНИЕ В ЕВРОПЕ

1.1 Сущность  контроллинга и его виды

Для России понятие “контроллинг”  достаточно новое и по многим параметрам непонятное. Не случайно появление  контроллинга в 90-х годах встречено в России и странах СНГ достаточно настороженно. Многие российские экономисты поспешно ставили знак равенства между контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что «западный термин контроллинг» не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета. коллинг управлен

При неоднозначности  понимания контроллинга целесообразно  разобраться в первичных основах  контроллинга как системы. Начнем с  самого понятия термина «контроллинг».

Данный термин рожден от английского глагола «to control». На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает «управление» и «наблюдение». Исходя из этого, можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

Контроллинг выполняет  важнейшую функцию поддержки  системы менеджмента и занимается:

-планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);

-сбором, анализом внутренней и внешней информации;

-целенаправленным управлением, координацией и контролем.

Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных  целей (стратегий) предприятия. При  этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.

Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим  образом:

-информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

-регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

-выполнение функции интеграции, системной организации и координации;

-планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

-контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

-управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).

Современное состояние  рынка предполагает постоянное усложнение ориентации предприятия, что ведет не просто к возрастанию роли управления им, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. В этих жестких условиях перед руководителями все чаще встает задача недопущения банкротства и предотвращения кризисной ситуации. При этом контроллинг представляет собой систему обеспечения выживаемости предприятия на этапах оперативного и стратегического управления. Исходя из представленной на рисунке модели концепции информации и управления, можно говорить о ее ориентации на различные функции управления. Процесс ориентации происходит путем интеграции традиционных методов учета, анализа, планирования, контроля в единую систему обработки информации для принятия решений.

Учитывая вышеизложенное, выделим основные причины появления  на современных предприятиях такого нового направления учетно-экономической работы как контроллинг.

  1. Нестабильность как внешних (интернационализация экономической жизни, обострение конкуренции на внутренних и мировых рынках и т.д.), так и внутренних (объемы производства, задолженности по зарплате, поиск надежных партнеров и поставщиков) факторов выдвигают дополнительные требования к системе управления предприятием.
  2. Необходимость поиска все более новых и совершенных систем управления, обеспечивающих гибкость и надежность функционирования предприятия. А это, в свою очередь, предполагает выработку механизмов координации внутри системы управления.
  3. Существенные изменения в организации и методологии системы информационного обеспечения.
  4. Отсутствие комментариев различных вариантов управленческих решений.

Таким образом, функционирование системы контроллинга как концепции  информации и управления требует  уточнения ее формулировки, определения  цели и функций данной системы.

В сферу задач контроллинга входит постановка целей предприятия, сбор и обработка информации для принятия управленческих решений, осуществление определенных процедур контрольно-аналитического характера, а также, что наиболее важно, реализация вышеперечисленного способствует выработке рекомендаций для принятия управленческих решений. Исходя из этого, дадим определение системы контроллинга:

Система контроллинга представляет собой синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, реализация которых  обеспечивает выработку альтернативных подходов при осуществлении оперативного и стратегического управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия.

Отдельной задачей контроллинга является правильная организация движения информационных потоков на предприятии  с целью их оптимизации, т.е. получения только той информации, которая может быть полезной в принятии управленческих решений. Следует учесть, что деятельность системы контроллинга эффективна и целесообразна там, где функции управления делегированы отдельным подразделениям и службам. Именно на это обращают внимание Манн. Р., Майэр. Э., указывая на отличительные особенности контроллинга: «...контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению, главной задачей которых является повышение ответственности каждого отдельного работника».

Следовательно, координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг  выполняет функцию «управления управлением», т.е. является механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Учитывая вышесказанное, обозначим цель функционирования.

Цель системы контроллинга определяет основные ее функции. Среди  специалистов, занимающихся проблемами контроллинга, нет четкого и единого мнения по данному вопросу. Так, например, Штрайт Б., Петрик Е. придерживаются той точки зрения, что контроллингу присущи функции планирования, контроля, регулирования и информационная функция. Профессор Ивашкевич В.Б. останавливается лишь на трех основных, по его мнению, функциях контроллинга: информационной, контрольной, функции управления.

Ни с одной, ни с  другой точкой зрения, на наш взгляд, нельзя согласиться в полной мере, поскольку главным аргументом при  выделении комплекса функций  системы контроллинга является суть концепции и цель системы. Исходя из определения системы контроллинга, сутью которого является интеграция отдельных элементов функций управления (учета, анализа, контроля, планирования), следует, что данной системе присущи функции:

-информационная, которая проявляется в выработке контроллинговой информации для управления, посредством трансформации данных (информационных потоков), поступающих в отдел контроллинга;

-учетно-контрольная, которая используется при сопоставлении плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели, установления допустимых границ отклонений от заданных параметров, интерпретации причин отклонений и выработке предложений для их уменьшения;

-аналитическая, суть которой проявляется в выработке основных подконтрольных показателей, позволяющих оценить эффективность работы предприятия, в определении степени влияния различных факторов на величину конечного результата, в выработке мероприятий по устранению и предотвращению имеющих место отклонений в будущем, в расчете доходности и целесообразности той или иной коммерческой сделки;

-функция планирования, цель которой - координация отдельных производственных планов по отношению к общему плану в рамках как краткосрочного, так и долгосрочного планирования, составлению бюджета, выработке плановой и целевой информации.

Нельзя согласиться  с тем, что отдельные специалисты  наделяют систему контроллинга еще  и управленческой функцией, аргументируя это тем, что управление предприятием является сферой задач менеджмента и без контроллинга говорить о реальном управлении предприятием невозможно. Следствием подобных утверждений является то, что понятие «менеджмент» и «контроллинг» равнозначны или близки к этому. Однако далее они приходят к утверждению, что контроллинг не принимает непосредственного участия в управлении предприятием. В связи с этим возникает вопрос: в чем же проявляется управленческая функция контроллинга?

Информация о работе Европейский контроллинг, как инструмент управления персоналом