Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:32, реферат
ТКП 5.1.08-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Правила маркировки знаком соответствия. Основные положения» устанавливает правила маркировки знаками соответствия, применяемыми в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для обозначения продукции (услуг), систем управления качеством при прохождении процедур подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Управление качеством на данном этапе заключалось в отбраковке некачественных изделий на выходе процесса производства, либо в ходе продажи товаров.
Большой вклад в развитие этой
фазы внесли американские
Основной идеей этой фазы было то, что потребитель должен получать только годные изделия, т.е. те, которые соответствуют стандартам, и основные усилия организации должны быть направлены на то, чтобы брак был «отсечен» от покупателя. Для данной фазы характерно противоречие между повышением эффективности организации и повышения качества, поскольку каждый шаг к повышению качества сопровождался увеличением количества контролеров, что вело к повышению затрат.
Эта фаза начинается с 20х гг. ХХ века как попытка если не разрешить, то ослабить противоречие в форме, свойственной предыдущей фазе. Точкой отсчета считаются работы, выполненные в Отделе технического контроля фирмы Вестерн Электрик, США. В мае 1924г. сотрудник отдела доктор В. Шухарт передал своему начальнику короткую записку, которая содержала метод построения диаграмм, известных нынче по всему миру как контрольные карты В. Шухарта. Статистические методы, предложенные В. Шухартом, дали в руки управленцев инструмент, который позволил сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на том, как увеличить выход годных изделий в техпроцессе.
Одним из замечательных достижений практики управления качеством стало создание аудиторской службы по качеству, которая в отличие от отделов технического контроля занималась не разбраковкой продукции, а путем контроля небольших выборок из партий изделий проверяла работоспособность системы обеспечения качества на производстве.
Ядром концепции обеспечения качества на этой фазе стало то, что “Сохраняется главная цель - потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения качества. Но основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий”.
Внедрение концепции обеспечения качества в практику позволило значительно повысить эффективность производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг, что создало условия для формирования глобального рынка товаров и услуг. В то же время, росло понимание того, что каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода годных изделий, и это предел определяется не процессом самим по себе, а системой, то есть всей совокупностью деятельности предприятия, организации труда, управления, в которой этот процесс протекает. При достижении этого предела с новой остротой действует то же противоречие, что и на предыдущей стадии, - цели повышения эффективности производства и повышения качества изделий становятся противоречивыми.
Начало фазы менеджмента качества принято отсчитывать с 1950г. Поворотным событием стало выступление с лекциями перед ведущими промышленниками Японии доктора Эдвардса Деминга, американца. За 12 лекций доктор Э. Деминг встретился с сотнями ведущих менеджеров японских фирм. Им, а также Джозефом М. Джураном, другим американцем, также приглашенным в порядке правительственной технической помощи в Японию, была разработана программа, основной идеей которой было: "Основа качества продукции - качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы".
Программа базировалась уже не на совершенствовании только производственных процессов, а на совершенствовании системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в проблемах качества, обучении всех сотрудников компаний сверху донизу основным методам обеспечения качества, упора на мотивацию сотрудников на высококачественный труд. Место концепции недопущения брака к потребителю и концепции увеличения выхода годных изделий заняла концепция "0 дефектов".
Можно сказать, что именно на этой фазе обеспечения качества сложился менеджмент качества в его современном понимании. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в его прежних формах было преодолено - применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребитель практически во всех странах стал получать товары и услуги высочайшего качества по доступной цене - идея “общества потребления” воплотилась в жизнь. В то же время, концепция стандартизованного качества, согласно которой под качественным изделием понимается изделие, требования к которому определил и зафиксировал в нормах производитель, а потребитель вправе либо купить предложенный продукт, либо отвергнуть его, привела к обострению противоречия между качеством и эффективностью в новой форме, - при ошибке в определении запросов потребителей при выходе годных, с точки зрения производителей, изделий на рынок затраты чрезвычайно велики.
Эта
фаза стала зарождаться в середине
60х гг. как развитие идей предыдущей
фазы в направлении более полного
удовлетворения запросов потребителей.
Необходимость развития этой фазы связана
с развитием мирового рынка товаров
и услуг, резким обострением конкуренции
на этом рынке и политикой
Все это привело к ситуации, когда выпуск на рынок продукции, имеющей “детские болезни” или удовлетворяющей запросы потребителя в меньшей степени, чем изделия конкурентов, связана с одной стороны, с развитием теории надежности изделий, и с другой стороны, с широким внедрением вычислительной техники и САПР в процесс разработки изделий. Основой концепции новой фазы стали:
В
рамках фазы планирования качества удается
практически преодолевать противоречие
между качеством и
Фаза качества среды.
Данная фаза началась с середины 90-х годов и продолжает формироваться и сейчас. Процесс управления качеством становится стратегией деятельности организации. Ее особенностью является то, что качество рассматривается в широком смысле слова: от качества товаров и услуг, образования и в целом качества жизни.
В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти "звезд качества"
На "звезде качества", две верхние границы - ее "крыша". Левая плоскость "крыши" - это система мотивации качественной работы, правая - система обучения персонала. Левая боковая грань изображает систему взаимоотношений с потребителями. В центре "звезды" отражены цели преследуют и в случае успеха достигают создаваемые системы, а внизу указываем время, когда та или иная система была четко сформулирована в документах и/или в книгах, статьях (для конкретной системы качества).
Звезда качества
По состоянию на 01.09.2010 г. в Республике Беларусь сертифицировано:
В современных условиях острая конкурентная борьба изготовителей товаров и услуг, рост цен на энергетические и сырьевые ресурсы стимулируют процесс непрерывного совершенствования деятельности. С учетом этого в Государственной программе «Качество» на 2007-2010 годы предусматривается проведение работ по внедрению и сертификации на предприятиях республики систем управления по международным стандартам в области автомобилестроения (ИСО/ТУ 16949), нефтедобывающей, нефтехимической и газовой промышленности (ИСО/ТУ 29001), медицинских изделий (ИСО 13485), программного обеспечения (ИСО/МЭК 90003), телекоммуникаций (TL 9000), а также методическому, консультационному и кадровому обеспечению этих процессов.
Возрастает актуальность внедрения интегрированных систем, объединяющих системы менеджмента качества, экологии и охраны труда. Внедряя их, предприятия получают реальные конкурентные преимущества, одним из которых является возможность правильно определять и корректировать свою стратегию и приоритеты развития, ресурсы, обновлять технологические схемы работы, принимать эффективные управленческие решения.
Будут также разработаны рекомендации по внедрению международного стандарта на системы менеджмента качества ИСО серии 9000 версии 2008 года. Республика Беларусь – активный участник данного процесса уже на этапе разработки проекта. Наши представители принимали участие в специальной программе ИСО по его обсуждению и ими было направлено консолидированное мнение. Такая работа позволяет оценить степень готовности организаций к внедрению новой версии, высказать свои предложения и замечания, оказать влияние на те требования, которые будут установлены и которыми предстоит руководствоваться.
Беларуси
утверждена государственная
программа "Качество"
на 2007-2010 годы. которой предусматривается
внедрить и сертифицировать системы менеджмента
качества не менее чем в 2100 организациях,
системы управления охраной окружающей
среды - не менее чем в 255 организациях,
системы на основе принципов НАССР - не
менее чем в 250 организациях.
Семейство стандартов ИСО 9000, разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества (СМК). Сообща они образуют комплект родственных стандартов СМК, перечисленных ниже:
ИСО 9000 обеспечивает введение в системы менеджмента качества и словарь менеджмента качества.
ИСО
9001 устанавливает детальные
ИСО 9004 обеспечивает руководство по внедрению широко развитой системы менеджмента качества, чтобы достичь постоянного улучшения деловой деятельности.
ИСО 19011 обеспечивает руководство по управлению и проведению внутреннего и внешнего аудитов системы менеджмента качества.
В настоящее время в Республике Беларусь действуют государственные стандарты, идентичные стандартам ISO. К ним относятся:
СТБ ISO 9000-2006 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
Данный стандарт устанавливает терминологию для систем менеджмента качества и описывает основные положения системы, заключающиеся в следующем:
-
обоснование необходимости
-
процессный подход к
-
оценка процессов системы
-
взаимосвязь между системой