Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования теоретически обосновать методы формирования самостоятельной деятельности учащихся при использовании рабочих тетрадей.
Объектом исследования является процесс формирования самостоятельности у младших школьников
Предметом исследования являются педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ особенностей развития самостоятельной деятельности младших школьников на уроках технологии………………. 6
Содержание понятий «самостоятельность», деятельность»……………..………………………………………….. 6
Способы организации самостоятельной деятельности на уроках технологии …………………………………………………………….. 13
Глава II. Методика использования рабочих тетрадей на уроках технологии…………………………………………………………………………. 21
2.1. Особенности рабочих тетрадей по технологии для начальных классов………………………………………………………………………………. 21
2.2. Сравнительный анализ содержания современных рабочих тетрадей разных авторов……………………………………………………………………… 26
2.3. Методика организации самостоятельной работы с использованием рабочих тетрадей…………………………………………………………………… 31
Заключение……………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме. При этом, главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем.

Самое трудное для учителя в этой системе научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Как показывает опыт, если эту систему вводить, начиная с первого класса, то учащиеся быстро осваиваются с ней, она становится для них привычной и школьники смогут в полной мере испытать чувства эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.

Для данного параграфа мы решили взять за основу методику Татьяны Михайловны Геронимус и ее рабочие тетради «Я все умею делать сам». Все уроки технологии проводятся с «картонным учителем-инструкционной карточкой», которая частично заменяет учителя, позволяя учащимся работать самостоятельно.

В самом начале обучения, в первом классе, когда ребенок еще не умеет читать, содержание карточки каждому ребенку нужно будет рассматривать и принимать участие в коллективном обсуждении изложенной в ней информации. И даже при переходе к практической деятельности (к выполнению инструкции) учителю придется в определенной степени управлять ритмом работы класса, - может быть даже индивидуально, на ушко подсказывать ребенку, как правильно взять материал, как рациональнее передвигать инструмент. Обсуждение творческого задания тоже должно быть коллективным, оно может быть организовано в конце практической работы.

Если учащиеся первого класса в течение учебного года неоднократно использовали инструкционные карточки, у второклассников обсуждение уже будет существенно свернуто: вопросы учитель задаст главным образом по особенностям новой операции, по технике безопасности. Обсуждать творческое задание можно будет в составе микрогрупп (3-4 человека) по окончании практической работы отдельных учеников.

Имеющие двухгодичный опыт использования карточек третьеклассники теперь смогут работать в рамках одного урока по индивидуальным заданиям (у отдельных учеников будут разные карточки), но весь класс будет работать с одним и тем же материалом. И размышлять над содержанием творческого задания каждый ученик будет индивидуально, консультируясь по мере необходимости с учителем.

Работа четвероклассника по карточке будет отличаться, во-первых, краткостью обсуждения. Теперь уже часть учеников может получить разрешение работать по другой карточке, чем весь класс. Поскольку к этому времени остается очень немного ранее не изученных операций, учитель в виде  поощрения за хорошую работу, разрешает выбрать изделие (карточку) для изготовления по собственному усмотрению. Таким образом, на уроке часть четвероклассников будет делать игрушку из пенопласта, кто-то качающиеся на пружинах цветы, а кто-то вышитую салфетку.

Особенность данной методики состоит в том, что здесь присутствует высокая степень самостоятельности каждого отдельного ученика и обеспечивается успешная практическая работа.

Первоклассникам в большей степени требуется руководство каждым шагом деятельности – и умственной, и моторной. Оно должно каждый раз опираться на предшествующую теоретическую работу по раскодированию информации из инструкционной карточки. Только в этом случае ко второму классу удастся сформировать у ребят первоначальное умение, видеть, замечать и понимать отдельные фрагменты инструкции, что в дальнейшем поможет «оторваться» от нее.

В каждой карточке есть правила безопасной работы «После работы вымой кисточку и руки»; «Соблюдая порядок на рабочем месте». Оба они сопровождаются забавными картинками. Их мало просто прочитать, необходимо поставить детей в положение сомневающегося читателя. Дети должны попытаться объяснить, почему нужно мыть руки и кисточку и почему нужно соблюдать порядок на рабочем месте.

Таким образом, учитель преследует цель обобщения полученной информации, развития речи ребенка, закрепление интереса к освоенному виду работы. Ребенок должен почувствовать, что он сам, лично и размышлял, и догадывался, и планировал, и все сделал. Чтобы все эти достижения вывести на достаточно высокий уровень, можно в спокойной обстановке попытаться сделать творческую работу без инструкции.

 

Выводы по II главе

Таким образом, рабочая тетрадь является особым жанром учебной литературы, призванным активизировать учебно-познавательную деятельность младшего школьника. Существенное отличие её заключается в том, что в ней учебная деятельность специально конструируется. Суть конструктора – обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности.

Разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности младших школьников, проверка полученных знаний, а как следствие этого повышенный интерес учащихся, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются, тем самым формируются навыки самостоятельной деятельности.

Проанализировав рабочие тетради разных авторов, мы пришли к выводу, что не все УМК развивают в полной мере самостоятельность учащихся и не все они соответствуют возрастным особенностям детей, что существенно влияет на ее развитие.

Что касается методики организации самостоятельной деятельности, то  учитель преследует цель обобщения полученной информации, развития речи ребенка, закрепление интереса к освоенному виду работы. Ребенок должен почувствовать, что он сам, лично и размышлял, и догадывался, и планировал, и все сделал.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель исследования теоретически обосновать методы формирования самостоятельной деятельности учащихся при использовании рабочих тетрадей -  в основном достигнута.

Для реализации цели исследования были решены следующие задачи:

1. Определить сущность понятия «самостоятельная деятельность» и «рабочая тетрадь».

2. Выявить приемы организации самостоятельной деятельности учащихся при использовании рабочих тетрадей.

3. Определить условия формирования самостоятельности учащихся.

4. Проанализировать психолого-педагогическую и учебную литературу, относящуюся к объекту исследования.

5. Проанализировать методическую литературу по теме исследования.

Проведенное исследование в виде анализа рабочих тетрадей показало, что развитие самостоятельности исключительно важно и всегда актуально, и задача исследователя, а также учителя в том, чтобы помочь учащимся повысить свою самостоятельность, самоконтроль, внимание на уроках трудового обучения, используя при этом рабочие тетради.

Если организовать на уроках поисковую деятельность при анализе страниц учебника и рабочей тетради, то уровень самостоятельности в практической работе заметно повышается.

Таким образом, гипотеза получила подтверждение.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - с. 198.

2. Аристова Л.П. Активность учения школьника – М.: Просвещение. – 1968. – с. 27.

3. Бим – Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2002.- с. 528.

4. Гамезо М. Словарь – справочник по возрастной и педагогической психологии – М.: Педагогическое общество России. – 2001.- с. 118.

5. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – с. 74.

6. Геронимус Т.М. Технология: Я все умею делать сам: рабочая тетрадь к учеб. для 1 кл.-М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009.

7. Геронимус Т.М. Технология: Я все умею делать сам: рабочая тетрадь к учеб. для 2 кл.-М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011.

8. Геронимус Т.М. Технология: Я все умею делать сам: рабочая тетрадь к учеб. для 3 кл.-М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

9. Геронимус Т.М. Технология: Я все умею делать сам: рабочая тетрадь к учеб. для 4 кл.-М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2012.

10. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Дрофа, 2008. – с. 224.

11. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М., 1993. – с. 58.

12. Зимняя А.И. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2005. -с. 76.

13. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым  // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2012. — с. 35.

14. Конышева Н.М.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.-Смоленск. Ассоциация XXI век, 2012.

15. Конышева Н.М.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2.-Смоленск. Ассоциация XXI век, 2012.

16. Конышева Н.М.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.-Смоленск. Ассоциация XXI век, 2011.

17. Конышева Н.М.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2.-Смоленск. Ассоциация XXI век, 2011.

18. Конышева Н.М.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.-Смоленск. Ассоциация XXI век, 2012.

19. Конышева Н.М.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2.-Смоленск. Ассоциация XXI век, 2012.

20. Конышева Н.М.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.-Смоленск. Ассоциация XXI век, 2010.

21. Конышева Н.М.  Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2.-Смоленск. Ассоциация XXI век, 2010.

22. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2012.

23.  Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2010.

24. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2012.

25. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2009.

26. Лутцева Е.А. Технология. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.-М.: Баласс, 2013.

27. Лутцева Е.А. Технология. 3-4 классы. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2013.

28. Малыгина Л.В. Рабочие тетради как средство повышения эффективности рабочего процесса // Актуальные проблемы образования: теория и практика. URL: http://konf.uiuniver.ru/konf2/pedagogika-i-psihologiya/rabochie-tetradi-kak-sredstvo ( дата обращения: 12.03.2013)

29. Муртазин Г.М. Самостоятельная учебная работа учащихся.–М.,1999. – с. 76.

30. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - с. 15.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2002. – с. 504.

32. Сыркина В.Е. О формировании познавательных интересов детей // Вопросы психологии, 2001.- № 5.- с. 176.

33. Тищенко Т.Н. Учим говорить особого ребенка – М.: Издательский дом Регламент, 2009. – с. 52.

34. Федоренко Л.Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе – Санкт-Петербург: КАРО, 2003.- с.127.

35. Формирование самостоятельности младших школьников на уроке технологии. URL: http://xreferat.ru/71/2985-1-formirovanie-samostoyatel-nosti-u-mladshih-shkol-nikov-na-urokah-tehnologii.html (дата обращения: 19.04.2013)

36. Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Просвещение, 2002. – с.112.

37. Шурыгина Л.Г. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии. URL: http://festival.1september.ru/articles/517670/ (дата обращения 1.06.2013)

38. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Е.Эрганова. М.: «Академия», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по технологии

Класс 1

Тема: «Бабочка»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ребенка

Оборудование

1.Анализ новой конструкции образца  изделия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ технологии изготовления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Уборка рабочих мест, Конец урока

 

 

Ребята, посмотрите на разворот, что за цифра в правом верхнем углу?

Что мы сегодня с вами будем делать?

Переверните страницу. Как вы думаете, из чего сделана бабочка?

Из чего сделаны ее крылышки?

А что нам нужно сделать с полоской бумаги, чтобы получилось крыло?

Если мы согнем ее, то она не будет держаться. А что нам поможет?

А на чем держатся крылышки?

 А из чего оно  сделано?

Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? Скажите, какие инструменты нам понадобятся для выполнения работы?

Молодцы! Давайте подготовим свое рабочее место.

 

 

 

 

Как устроена бабочка нам понятно. Но как нам сделать ей крылышки?

А у бабочки одно крыло? Что нужно сделать еще?

 

А чтобы крылышки держались, что надо сделать?

У бабочки 2 крылышка?

А нижние крылышки такие же по размеру как и верхние?

Что нужно еще сделать?

 

 

Ребята, а к чему прикрепляются крылышки?

У вас на партах лежит шаблон, как вы думаете для чего он?

Правильно! Для этого что нам нужно сделать? А бумага должна быть плотная или тонкая?

Как мы соединим крылья с тельцем? А нам нужно одно тельце или 2? Чтобы закрыть изнаночную сторону детали тельца.

Итак, чтобы нам не выполнять лишнюю работу и вырезать 2 тельца сразу, нужно сложить бумагу пополам и обвести шаблон.

 

Прежде чем мы начнем работу, давайте вспомним правила безопасности на рабочем месте:

  1. Не отвлекаться во время работы
  2. Соблюдать порядок на рабочем месте

А что нам делать с ножницами?

 

Молодцы!

На изнаночную сторону нам нужно прикрепить крылышки. Какие будут сверху, длинные или по короче?

Для этого нам что надо сделать?

 

Посмотрите на картинку. Что еще у бабочки есть?

Правильно! Как же нам их изготовить?

 

Давайте теперь приклеим все детали за кончики на изнаночную сторону тельца. Что нам для этого понадобится?

Приступаем. Приклеиваем аккуратно.

Посмотрите у нас не красиво смотрится тельце бабочки, изнанка видна. Что надо сделать?

Уложим ее сверху на нижнюю деталь тельца, прижмем хорошенько.

Давайте украсим нашу бабочку различными украшениями из цветной бумаги.

Посмотрите, какая красавица у вас получилась!

Молодцы, ребята!

А теперь, давайте уберем наши рабочие места.

 

 

 

Это номер карточки.

 

Бабочку

 

 

Из цветной бумаги

 

Из узких полосок бумаги

 

Согнуть

 

 

Клей

 

На тельце

Из цветного картона

 

Парту

Ножницы, клей, кисточка для клея, карандаш.

 

Учащиеся, глядя на иллюстрацию, готовят рабочее место

 

 

 

Нужно согнуть концы узкой полоски бумаги и отрезать лишнее.

Два! Нужно отрезать второй такой же кусочек.

 

Нужно склеить концы у полосок.

 

Нет! 4.

 

Нет, они короче.

 

Отрезать для нижних крылышек кусочек бумаги покороче и склеить его.

К тельцу

 

 

Чтобы сделать тельце бабочки

 

Приложить шаблон к бумаге

Плотная

 

Приклеем

2

 

 

 

(учащиеся вырезают детали)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передавать кольцами вперед и не оставлять в раскрытом виде

 

 

 

 

Длинные

 

Приклеить края крылышек к тельцу.

Усики

 

Нужно вырезать две узкие черные полоски

 

 

Детали, кисточка и клей

 

 

 

 

Приклеить вторую деталь тельца.

 

 

 

 

(Учащиеся украшают крылья бабочки)

 

 

 

 

Учащиеся убирают свои рабочие места

Рабочая тетрадь

 Карточка № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ножницы, клей, кисточка, бумага, карандаш, шаблон, коробочка для мелких деталей…

 

 

 

 

 

 

Шаблон

 

 

 

 

 

 

 

Ножницы, шаблон, плотная бумага

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черная бумага, ножницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коробочка с обрезками бумаги

 

 

 

Готовое изделие

 

 

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей