Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования теоретически обосновать методы формирования самостоятельной деятельности учащихся при использовании рабочих тетрадей.
Объектом исследования является процесс формирования самостоятельности у младших школьников
Предметом исследования являются педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ особенностей развития самостоятельной деятельности младших школьников на уроках технологии………………. 6
Содержание понятий «самостоятельность», деятельность»……………..………………………………………….. 6
Способы организации самостоятельной деятельности на уроках технологии …………………………………………………………….. 13
Глава II. Методика использования рабочих тетрадей на уроках технологии…………………………………………………………………………. 21
2.1. Особенности рабочих тетрадей по технологии для начальных классов………………………………………………………………………………. 21
2.2. Сравнительный анализ содержания современных рабочих тетрадей разных авторов……………………………………………………………………… 26
2.3. Методика организации самостоятельной работы с использованием рабочих тетрадей…………………………………………………………………… 31
Заключение……………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

4. Волевая целеустремленность;

5.Направленность личности на решение задач, связанных с ее потребностями. [35]

Лишь определенный уровень сформированности самостоятельности являются наиболее важными для развития самостоятельности, т.к. без них не может быть и речи о самостоятельной деятельности. Все остальные компоненты также важны для формирования у детей самостоятельности и необходимо уделять определенное внимание их развитию, но без них возможно развитие самостоятельности у детей пусть на самом низком уровне.

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно –познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных работ.

Познавательная самостоятельность является одним из важнейших компонентов самостоятельной работы. Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их познавательной самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера и качества самостоятельной работы.

Некоторые авторы считают самостоятельной работой даже устные ответы учащихся на вопросы учителя. Ответы учащихся на вопросы учителя - это, конечно, не самостоятельная работа, хотя в них нередко учащиеся проявляют самостоятельность. Но нельзя отождествлять самостоятельную работу и самостоятельность. Самостоятельность - качество личности, самостоятельная работа - метод учебной работы.

Между самостоятельностью и самостоятельной работой существует тесная связь. Самостоятельная работа является, с одной стороны, выражением уже достигнутой самостоятельности, с другой - средством дальнейшего развития самостоятельности.

Другие авторы считают самостоятельной работой такую работу, в которую ученик вносит что-то свое, личное, индивидуальное. Если ребенок пишет по образцу, данному учителем, то это, по их мнению, не самостоятельная работа.

Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно  и без его помощи решают учебную задачу, проявляя усилия и активность [11, c. 58]

Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:

- наличие задания учителя;

- выполнение задания без  непосредственного участия педагога;

- активность, умственное напряжение учащихся [12 с. 76]

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках – научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать материал.

Организуя самостоятельную деятельность учащихся, педагог должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

- когда целесообразно  вводить самостоятельную работу  при изучении любого материала;

- какой конкретный тип  самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной работы на уроках требует особого подхода. Необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы её организации. При этом учитель должен предусмотреть уровень сложности и объём работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения. Также необходимо продумывать проведение контроля и оказание помощи учащимся.

Как правило, учителя начальных классов используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, причём они формулируют задания на репродуктивном уровне.

Цели проведения самостоятельных работ:

  1. Актуализация знаний;
  2. Изучение новых знаний; закрепление и повторение знаний и умений учащихся;
  3. Проверка знаний и умений учащихся.

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание самостоятельной работы совершается в основном по трём направлениям:

  1. Путём увеличения объёма заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;
  2. Путём усложнения содержания задания;
  3. Путём изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объёма помощи со стороны учителя.

Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- умение переносить известные способы действий в новые условия [35].

Рационально организованная самостоятельная деятельность младших школьников способствует овладению ими глубокими и прочными знаниями, развитию познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приёмам самостоятельной работы.

Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что высокий уровень развития учебно – познавательной деятельности ученика достигается лишь тогда, когда эта деятельность становится предметом его сознательности и воли, т.е. основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле.

К навыкам самостоятельной  познавательной деятельности учащихся относятся следующие умения:

  1. Ставить цели самому;
  2. Определять последовательность действий; оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной;
  3. Корректировать свои действия;
  4. Определённые коммуникационные умения.

Овладение этими навыками позволяет перейти на творческий уровень. [35]

Таким образом, проблема развития у детей самостоятельности в наше время приобретает особое внимание и значение, так как самостоятельность становится необходимой не только в учебных целях, но и для формирования у будущих тружеников потребностей для непрерывного образования и самообразования, а также в умении видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда.

 

 

1.2. Способы организации самостоятельной деятельности на уроках технологии

В настоящее время перед современной школой стоит задача развития познавательных сил, творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности, как свойства личности, которое характеризуется стремлением и умениями без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения  в своей самостоятельной познавательной деятельности.

Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности. [35]

Самостоятельность на уроках вырабатывается, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. (Например, учитель технологии объявляет, что те, кто хотел бы самостоятельно, сверх программы изучать сезонные направления современной моды, могут пользоваться ее консультациями и имеющейся литературой.)

Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий учащегося труд. Примером может служить самостоятельный выбор изготавливаемых изделий (примерный перечень изделий: 5класс – фартук, нагрудник детский с вышивкой аппликацией, салфетка, мешочки для хранения пищевых продуктов; 6 класс – юбка коническая, юбка клиньевая; 7 класс – платье, ночная сорочка, блузка, ветровка, топик, детская распашонка). Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения в полном смысле слова.

Для успешного развития личности обучение должно включать проблемные ситуации, в условиях которых учащиеся самостоятельно или с помощью учителя решают возникшую проблему. Проблемным в дидактике называется такое обучение, при котором усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений происходит в процессе относительно самостоятельного решения учащимися системы задач-проблем под общим руководством учителя. При таком обучении в структуре познавательной деятельности должна лежать важная психологическая закономерность – проблемный характер мышления. Закономерности в развитии мыслительной деятельности образуют психологическую основу познавательного поиска в учении.

В самостоятельной деятельности школьников важным компонентом являются мотивы учения. Им уделяется большое внимание в психологических и дидактических исследованиях, которые ведутся в основном в двух направлениях. Первое – это работы, непосредственно анализирующие мотивы учения школьников разного возраста, структуру механизмов действия мотивов, динамику их развития и пути формирования полноценных мотивационных комплексов. Второе направление – это исследования проблем развития активности и самостоятельности школьников в процессе обучения, расширение положительных мотивационных факторов познавательной деятельности, связанных с явлениями социального и личного характера.

Самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня развития его умственных способностей. Работа по развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда проводится в системе, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности учащихся, осуществляющееся путем усложнения заданий для самостоятельной работы и путем изменения роли и руководства учителя при выполнении учащимися этих заданий.

При выборе заданий для самостоятельной работы учитываются, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности. Таким образом, самостоятельную работу следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений учащихся.

Изучение состояния самостоятельной работы учащихся в школе показывает, что при выборе задания для самостоятельной работы учащихся учителя часто определяют темп работы учащихся поверхностно или вообще не считают нужным его учитывать.

При подготовке учителем самостоятельной работы учащихся необходимо продумать, как предлагать учащимся задание для самостоятельной работы, как инструктировать их перед работой. Под инструктированием учащихся перед началом самостоятельной работы подразумевается краткое, но исчерпывающее объяснение учителем того, что надо сделать, зачем нужна данная работа, каким образом ее выполнять.

Наряду с устным инструктированием широко используются письменные руководства к работе: дидактические карточки, тетради для самостоятельной работы.

Изучение передового опыта учителей убеждает в том, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учащихся.

Если ребенок хоть раз самостоятельно «решил» какую-либо задачу, то он начинает осознавать, что правильно организованная практическая деятельность создает потребность в определенных знаниях, пробуждает его интерес и стремление к ним. Толкает на приобретение новых знаний, а это и есть самое главное, т.к. ребенок приобретает способность к самообразованию и переходит на более высокий уровень самостоятельности, которая представляет более широкие возможности для развития всех потенциальных сил ребенка при решении различных практических заданий и задач, которые характеризуются новизной, необычностью, определенной сложностью. Самостоятельность младшего школьника тесно связана с решением проблемы, которая может быть осуществлена различными путями. Самостоятельность заключена в той деятельности, каждое звено которой содержит в себе известную степень неопределенности, в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию.

Чтобы трудовая деятельность детей стала действительно эффективным средством всестороннего развития самостоятельности у детей, необходима система работ, основанная на обязательном учете возрастных особенностей учащихся младших школьников: 1) ограниченные возможности самостоятельной деятельности; 2) быструю утомляемость и неустойчивое внимание; 3) слаборазвитое пространственное представление и воображение; 4) недостаточное развитие мускулатуры пальцев рук, а также координации движений.

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей