Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования теоретически обосновать методы формирования самостоятельной деятельности учащихся при использовании рабочих тетрадей.
Объектом исследования является процесс формирования самостоятельности у младших школьников
Предметом исследования являются педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ особенностей развития самостоятельной деятельности младших школьников на уроках технологии………………. 6
Содержание понятий «самостоятельность», деятельность»……………..………………………………………….. 6
Способы организации самостоятельной деятельности на уроках технологии …………………………………………………………….. 13
Глава II. Методика использования рабочих тетрадей на уроках технологии…………………………………………………………………………. 21
2.1. Особенности рабочих тетрадей по технологии для начальных классов………………………………………………………………………………. 21
2.2. Сравнительный анализ содержания современных рабочих тетрадей разных авторов……………………………………………………………………… 26
2.3. Методика организации самостоятельной работы с использованием рабочих тетрадей…………………………………………………………………… 31
Заключение……………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

Как известно, первые трудовые навыки обычно бывают очень прочны, как правило, остаются у человека на всю жизнь. Поэтому очень важно, начиная с первых занятий, не играть с детьми в труд, а систематически, в строгой логической последовательности учить их труду.

На данном этапе обучения необходимо рассказать, показать учащимся, как следует правильно организовать свой труд, с чего начать, как лучше выполнить ту или иную технологическую операцию, какими знаниями и умениями необходимо овладеть и т.д. При этом важно добиваться того, чтобы дети поняли смысл каждой технологической операции, каждого практического задания, учить читать различные учебные инструкционные и технологические карты, технические рисунки, эскизы, схемы, таблицы, а также другую технико-технологическую документацию. Это важный фактор развития личности, так как приводит к познанию своих возможностей. Следует постоянно стремиться к тому, чтобы сам школьник проявлял активную трудовую деятельность, учился самостоятельно преодолевать возникшие в работе трудности.

Целью более полного раскрытия и выявления особенностей процесса формирования знаний, умений и первоначальных трудовых навыков, выделим пять уровней формирования и развития технического мышления, самостоятельности и трудовой активности, достигаемых главным образом под влиянием целенаправленного обучения. Уровень развития технического мышления, самостоятельности и трудовой активности - понятие очень сложное. Следует отметить, что процесс развития мышления младших школьников полностью не отражается принятыми нами уровнями. Однако они позволяют из большого комплекса сложных и взаимосвязанных факторов, характеризующих особенности развития мышления вообще, выделить и в некоторой степени изолированно рассматривать существенные стороны развития у детей технического мышления, самостоятельности и трудовой активности.

I уровень. Определяется готовностью  младшего школьника понять предлагаемый  учебный материал и выполнять  на его основе определенные  действия.

II уровень. Запоминание отдельных  знаний, требуемых программой по  трудовому обучению. Каждая технологическая операция заполняется с опорой на образец, подсказку, намек, содержащийся в явном или скрытом виде.

III уровень Репродуктивное  действие (воспроизведение алгоритма). Учащийся способен самостоятельно  воспроизводить и применять теоретические  знания и практические умения в разнообразных типовых случаях, не требующих новой информации.

IV уровень. Продуктивное  действие (эвристическая деятельность). Умение самостоятельно воспроизводить  и преобразовывать усвоенную  информацию, осуществлять перенос  знаний в новые условия и применять усвоенную информацию в разнообразных нетиповых случаях, требующих создания частично новых способов действия.

V уровень. Творческое действие. Учащийся самостоятельно конструирует  правила и методы для осуществления  деятельности.

На данном уровне у детей проявляется оригинальность решения поставленной задачи, целесообразность этого решения, что в широком смысле рассматривается в психологии как важный "механизм развития", а творческая и активная трудовая деятельность школьника - как наиболее продуктивная.

Переход от одного уровня к другому не является процессом самопроизвольным, идущим одновременно с биологическим развитием человека и зависящим от его возраста. Развитие, ведущее к более высокому уровню трудовой самостоятельности, протекает под влиянием обучения. Никакая (даже самая совершенная) методика обучения не позволяет перескакивать через данные уровни. Переход от одного уровня к другому требует определенного времени, но различные методики позволяют регулировать это время.

В этой связи, разноуровневый подход к анализу трудовой самостоятельности школьника помогает нам увидеть в каждый данный отрезок времени уровень, на котором совершается его деятельность.

Для успешной организации самостоятельной деятельности учащихся можно использовать следующие приемы:

1.Что-то объясняя, в нужный  момент учитель обращается к  классу: «откройте учебник, на странице 43, почитайте про себя абзац 3 и  объясните прочитанное».

Учащиеся применяют знания на практике, дают собственные толкования, думают над решением поставленной задачи.

2.При объяснении нового  материала можно задать вопросы  и поставить видеофрагмент, включить  диафильм. Дети смотрят на экран, ищут ответы на поставленные  вопросы, т. е. они включены в познавательную  деятельность.

3.После объяснения темы, учитель демонстрирует модель аппликацию по данной теме и просит разъяснить данную модель. Школьники не только закрепляют, но и рассуждают, практически участвуют в познавательном процессе. Приобретают новые знания, навыки.

4.Можно перед объяснением  дать карточку - задания, к которой приложить рисунки, ксерокопии из дополнительных источников, а затем подготовить ответы на определённые вопросы по данной теме урока.

Таким образом, для успешной организации самостоятельной деятельности учащихся самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня развития его умственных способностей. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и, в то же время, создавал условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учащихся, учитывая также возрастные особенности каждого.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Таким образом, проблема развития у детей самостоятельности в наше время приобретает особое внимание и значение, так как самостоятельность становится необходимой не только в учебных целях, но и для формирования у будущих тружеников потребностей для непрерывного образования и самообразования, а также в умении видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда. Организация и проведение самостоятельной работы на уроках требует особого подхода. Необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы её организации. При этом учитель должен предусмотреть уровень сложности и объём работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения. Также необходимо продумывать проведение контроля и оказание помощи учащимся.

Самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня развития его умственных способностей. Чтобы трудовая деятельность детей стала действительно эффективным средством всестороннего развития самостоятельности у детей, необходима система работ, основанная на обязательном учете возрастных особенностей учащихся младших школьников: 1) ограниченные возможности самостоятельной деятельности; 2) быструю утомляемость и неустойчивое внимание; 3) слаборазвитое пространственное представление и воображение; 4) недостаточное развитие мускулатуры пальцев рук, а также координации движений.

 

 

 

 

Глава II. Методика использования рабочих тетрадей на уроках трудового обучения.

2.1.  Понятие и функции рабочей тетради

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание - является рабочая тетрадь. Впервые в 1960-е гг. XX века появились тетради для самостоятельных работ (П.К. Худолеев, И.М. Тененбаум). Технология работы с ними предполагала изменение организации самостоятельной работы учащихся. Она представляла собой одну из простейших реальных возможностей оптимизации учебного процесса, т.к. она рационализировала деятельность учителя и в ней активно использовались разные типы творческих заданий для учеников.

Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным опытом развития ученика. Всем своим конструированием, заданиями и вопросами, источниками она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Все эти особенности рабочей тетради позволяют повысить эффективность учебного процесса.

Рабочие тетради 60-х годов не обозначили новых возможностей оптимизации обучения истории и до 90-х годов XX века в учебном процессе активно использовались лишь учебники, которые переиздавались свыше двадцати раз.

Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуальности, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Актуальность рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки учащихся на уроках с возможностью выявить направления движения формирования мыслительной деятельности.

Практическая значимость заключается в применении рабочей тетради для облегчения освоения младшими школьниками учебной дисциплины и в её личностно-формирующей ориентации.

Рабочая тетрадь – особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность младшего школьника. Существенное отличие её заключается в том, что в ней учебная деятельность специально конструируется. Суть конструктора – обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у преподавателя и учащихся, необходимо надежное средство. В настоящее время у преподавателей и мастеров производственного обучения такого эффективного средства нет. Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уверен в том, что все производят именно те операции, которые нужны, и так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в систему, которая требуется.[10, с.224]

Опираясь на энциклопедическое определение средств обучения, можно охарактеризовать рабочую тетрадь как материальный объект, искусственно созданный специально для учебных целей и вовлекаемый в воспитательно-образовательный процесс в качестве инструмента деятельности педагога и учащегося.

Об использовании рабочей тетради пишет Н. Е. Эрганова. Она определяет цели, функции и виды рабочей тетради.

Эрганова Н. Е. так видит цели применения рабочей тетради в обучении:

• обеспечить качественное усвоение учебного материала;

• выработать умения и навыки учебной деятельности;

• формировать навыки самостоятельной работы;

• способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Цель применения рабочей тетради в трудовом обучении младших школьников – обеспечить пооперационное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности, формировать основы знаний для перехода  от учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся на уроках трудового обучения.

Согласно работе Н. Е. Эргановой, выделяются следующие функции рабочей тетради в учебном процессе:

1. Обучающая функция – предполагается формирование у младших школьников необходимых знаний и умений. 

2. Развивающая функция – рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.  

3. Воспитывающая функция – воспитание аккуратности при выполнении работы.

4. Контролирующая функция – рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений.

С точки зрения связи с учебником предусмотрены следующие виды рабочих тетрадей:

1. Рабочая тетрадь относится  непосредственно к конкретному учебнику, она ориентирует ученика на работу с ним, представляет задания для работы с текстом учебника, с рисунками и прочим материалом; она обычно и дополняет учебник уточняющим материалом (рисунки для дополнения, таблицы, контурные карты и прочее);

2. Рабочая тетрадь не  создает связей с учебником  и не руководит работой с ним, а является лишь дополнением к прочей учебной литературе. [35]

Как в истории развития учебной литературы, так и в наше время известны и такие варианты, где рабочая тетрадь заменяет учебник, и наоборот. В первом случае рабочая тетрадь содержит весь или основной учебный материал и руководства к работе с этим материалом. Такая тетрадь предпочитается при желании представить ученикам учебный материал иначе, чем в учебнике, например в случае обучающих экспериментов. Такого типа материалы широко распространены и в программированном обучении. Недостатком этого типа учебных материалов является то, что основное содержание учебного материала не изложено в сжатом виде.

И наоборот, учебник выполняет функцию рабочей тетради в том случае, если рабочие руководства содержатся в самом учебнике. Задания выполняются в таком случае в отдельной тетради, что является одновременно и недостатком такого рабочего руководства. Второй недостаток заключается в том, что учебник становится слишком объемистым. Часто учебник и рабочая тетрадь настолько сближаются, что порой трудно разобрать, с каким же средством обучения мы имеем дело.

К структуре рабочих тетрадей предъявляются определённые требования. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий. Между заданиями должна быть определена соподчинённость, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора – вести младшего школьника от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, то есть обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант.

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей