Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования теоретически обосновать методы формирования самостоятельной деятельности учащихся при использовании рабочих тетрадей.
Объектом исследования является процесс формирования самостоятельности у младших школьников
Предметом исследования являются педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ особенностей развития самостоятельной деятельности младших школьников на уроках технологии………………. 6
Содержание понятий «самостоятельность», деятельность»……………..………………………………………….. 6
Способы организации самостоятельной деятельности на уроках технологии …………………………………………………………….. 13
Глава II. Методика использования рабочих тетрадей на уроках технологии…………………………………………………………………………. 21
2.1. Особенности рабочих тетрадей по технологии для начальных классов………………………………………………………………………………. 21
2.2. Сравнительный анализ содержания современных рабочих тетрадей разных авторов……………………………………………………………………… 26
2.3. Методика организации самостоятельной работы с использованием рабочих тетрадей…………………………………………………………………… 31
Заключение……………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра эстетического воспитания

 

 

 

 

 

 

ТАЧКОВА АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА

 

Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся начальных классов при использовании рабочих тетрадей

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление: «Педагогическое образование»

Профиль: «Начальное образование, иностранный язык»

(4 курс, очная форма обучения)

 

 

 

Научный руководитель: 

доцент                                                                            Геронимус

                                                                                         Татьяна Михайловна

 

 

 

 

Заведующий кафедрой:                                                     

доктор педагогических наук,                                        Курочкина

кандидат исторических наук,                                       Ирина Николаевна      

профессор

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретический анализ особенностей развития самостоятельной деятельности младших школьников на уроках технологии………………. 6

    1. Содержание понятий «самостоятельность», деятельность»……………..…………………………………………..   6
    2. Способы организации самостоятельной деятельности на уроках технологии …………………………………………………………….. 13

Глава II. Методика использования рабочих тетрадей на уроках технологии…………………………………………………………………………. 21

2.1.   Особенности рабочих тетрадей по технологии для начальных классов………………………………………………………………………………. 21

2.2. Сравнительный анализ содержания современных рабочих тетрадей разных авторов……………………………………………………………………… 26

2.3. Методика организации  самостоятельной работы с использованием рабочих тетрадей…………………………………………………………………… 31

 Заключение………………………………………………………………..   38

 Список литературы……………………………………………………….. 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования, а привитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. У ребенка, по мере развития его личности, повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В  младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, дети учатся управлять своим поведением. Процесс этот довольно сложный и длительный, но он не должен осуществляться стихийно, что может привести к трудновоспитуемости и труднообучаемости. Если начать развивать и тренировать способность к произвольности и самостоятельности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия  и совершенства в управлении самим собой. В связи с этим большую значимость приобретает поиск новых эффективных средств развития произвольности  в младшем школьном возрасте.

Существуют разнообразные приемы развития основ произвольности психической регуляции,  среди которых можно предложить использование на  уроках трудового обучения рабочих тетрадей.

Рабочие тетради   позволяют развить произвольность в работе над заданиями,   позволяют работать самостоятельно, соблюдая свой темп в работе, оценивать свои результаты. Дети  во время работы с рабочей тетрадью знакомятся с основами деятельности: планированием, организацией и последовательным осуществлением задуманного, получением нужного результата. В процессе выполнения заданий формируются настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата – выполненного правильно задания. 

Поэтому педагог  в ходе проведения уроков трудового обучения должен использовать рабочие тетради не только с целью развития каких-то способностей, но и с определенной целью развития произвольного поведения и самостоятельности.

Для того, чтобы учебный материал рабочих тетрадей  служил и  для развития произвольности у учащихся,  педагог при выборе рабочих тетрадей  должен обратить внимание  на содержание заданий в них:  задания для развития самостоятельности должны носить постепенно усложняющийся характер,  должны быть аналогичные задания на всем протяжении работы с тетрадями,  должны использоваться различные по характеру задания с устным объяснением и выполнение по образцу, задания должны  повышать интерес к работе, иметь игровой характер.

Проблема исследования

Все знают, что развитие самостоятельности исключительно важно и всегда актуально, но проблема заключается в том, что педагогические приемы, средства, которыми ее можно развить, применительно к конкретной дисциплине, изучены мало. Задача исследователя, а также учителя в том, чтобы помочь учащимся повысить свою самостоятельность, самоконтроль, внимание на уроках трудового обучения, используя при этом рабочие тетради.

Цель исследования теоретически обосновать методы формирования самостоятельной деятельности учащихся при использовании рабочих тетрадей.

Объектом исследования является процесс формирования самостоятельности у младших школьников

Предметом исследования являются педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся

Гипотеза исследования: если организовать поисковую деятельность при анализе страниц учебника и рабочей тетради, то уровень самостоятельности в практической работе будет высоким.

 

 

Задачи исследования:

  1. Определить сущность понятия «самостоятельная деятельность» и «рабочая тетрадь».
  2. Выявить приемы организации самостоятельной деятельности учащихся при использовании рабочих тетрадей.
  3. Определить условия формирования самостоятельности учащихся.
  4. Проанализировать психолого-педагогическую и учебную литературу, относящуюся к объекту исследования.
  5. Проанализировать методическую литературу по теме исследования.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, прогнозирование результатов, обобщение полученных сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 Глава I. Теоретические основы воспитания самостоятельной деятельности  младших школьников

    1. Содержание понятий «самостоятельность», «деятельность»

В дидактических и методических работах нет единого, общепринятого определения самостоятельной работы. Учеными по-разному трактуется сущность самостоятельной работы, ее структура и роль педагога в организации этой работы. Разные авторы выделяют в качестве главных те или иные признаки и структурные звенья.

Самостоятельность в педагогическом словаре определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения [3, с. 528].

Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности [30, c.15].

В учебниках психологии самостоятельность рассматривается как качество мышления. В словаре-справочнике по возрастной психологии дается такой определение: «Самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне» [4, с. 118].

М.А. Данилов раскрывает самостоятельность как:

- черты личности;

- стремление и умение  самостоятельно мыслить;

- способность ориентироваться  в новой ситуации, найти свой  подход к новой задаче; желание  не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания; независимость собственных суждений». [13, c.35]

Л.Г. Федоренко рассматривает самостоятельность «как волевое качество, выражающееся в умении сознательно направлять свою учебную трудовую и общественную деятельность, свое поведение, соответственно собственным взглядам и убеждениям, преодолевая препятствия на пути к достижению поставленной цели». [34, c.127]

Исследователи выдвигают различные виды самостоятельности, выделяя три вида самостоятельности;

1) организационно-техническая самостоятельность;

2) самостоятельность в  процессе познавательной деятельности;

3) самостоятельность в  практической деятельности. [35]

В.Е. Сыркина отмечает, что развитие самостоятельности учащихся направляется по различным руслам, в зависимости от специфики школьных предметов. Так, например, самостоятельность, приобретенная школьником в процессе изучения природы, качественно отличается от той самостоятельности, которая развивается на уроках истории.[32, c. 176]

 Отдельные ученые в  области психологии понимают самостоятельность как свойство, характеризующее одну какую-то сторону личности, например, качество воли, качество ума, мышления. С.Л. Рубинштейн под самостоятельностью воли понимает «неподверженность чужим влияниям и внушениям, когда сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе»[31, c.504]. Т.Н. Тищенко считает, что «самостоятельность это осознанная деятельность, выполняемая без посторонней помощи и вносящая в работу элементы своего личного».[33, с. 52]

Л.П. Аристова понимает самостоятельность как способность личности ученика в деятельности, совершенной без вмешательства со стороны. [2, c.27] Л.В. Мардахаев под активной самостоятельностью понимает наличие интеллектуальной способности ученика и его умений самостоятельно вычленять существенные и второстепенные признаки предметов, явлений и процессов действительности и путем абстрагирования и обобщения раскрывать сущность новых понятий. [35]

Н.А. Половникова обосновывает следующие уровни; копировально- воспроизводящий, комбинированный и творческий:

I уровень - самостоятельно  выполнение школьниками упражнений, заданий и задач с целью  тренировки по показанному, готовому  образцу, где знания детей «не  перестраиваются», а выполняются  воспроизводящие действия с минимальной затратой умственных усилий.

II уровень - характеризуется  тем, что дети выполняют более  сложные действия по переносу  знаний и умений (как бы осуществляя  переход от «незнания» к «знанию»), т.е. осуществляют самостоятельную  деятельность.

III уровень - умение творчески  использовать имеющиеся знания  и умения в новых условиях, при решении различных проблемных  ситуаций, проявление готовности  практически использовать знания  в жизни на уровне творческой  деятельности по заданной учителем  теме, а также на уровне творческой деятельности по самостоятельно избранной теме. [35]

Н.Г. Чукова считает, что: «самостоятельность как качество личности характеризует ее деятельность и поведение в смысле их внутренней мотивированности, обоснованности и независимости от случайных воздействий».[35]

Первый компонент обеспечивает обоснованность действий, учащихся в учебной деятельности: Второй компонент - наиболее ценную мотивированность этих действий, с точки зрения задачи воспитания всестороннего развития личности.

 Самостоятельность как  качество личности характеризуется  высоким уровнем осознанной деятельностью, которую осуществляет ребенок  без посторонней помощи.

Анализ данных исследований показывает, что при выявлении условий и средств развития самостоятельности многими авторами предпринимается попытка выделить как можно больше различных факторов, далеко не однозначных с точки зрения развития у детей самостоятельности. Анализ пяти компонентов самостоятельности, которые предлагает Н.Ю. Дмитриева:

1. Круг и система знаний;

2. Овладение методами мыслительной деятельности;

3.Овладение определенными организационными технологическими навыками;

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей