Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования теоретически обосновать методы формирования самостоятельной деятельности учащихся при использовании рабочих тетрадей.
Объектом исследования является процесс формирования самостоятельности у младших школьников
Предметом исследования являются педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ особенностей развития самостоятельной деятельности младших школьников на уроках технологии………………. 6
Содержание понятий «самостоятельность», деятельность»……………..………………………………………….. 6
Способы организации самостоятельной деятельности на уроках технологии …………………………………………………………….. 13
Глава II. Методика использования рабочих тетрадей на уроках технологии…………………………………………………………………………. 21
2.1. Особенности рабочих тетрадей по технологии для начальных классов………………………………………………………………………………. 21
2.2. Сравнительный анализ содержания современных рабочих тетрадей разных авторов……………………………………………………………………… 26
2.3. Методика организации самостоятельной работы с использованием рабочих тетрадей…………………………………………………………………… 31
Заключение……………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

Таким образом, разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности младших школьников, проверка полученных знаний, а как следствие этого повышенный интерес учащихся, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются, тем самым формируются навыки самостоятельной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Сравнительный анализ содержания рабочих тетрадей по трудовому обучению разных авторов

Рабочая тетрадь Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам»

Рабочая тетрадь состоит из инструкционных карточек. В 1 классе их 23, во 2 классе- 49, в 3 классе - 40, в 4 классе - 63. Данная рабочая тетрадь основана на смешанном инструктировании. В ней одновременно присутствуют тексты, информационные картинки, эскизы, схемы и символы.

Инструкционные карточки представляют собой гармошку из нескольких страничек-створочек, на обложке каждой крупным планом изображено изделие, написано его название. Карточки включают несколько рубрик. «Рассмотри картинку» знакомит детей с особенностями конструкции изделия. Непосредственно за ним ребенок видит перечень необходимых материалов и инструментов. Под рубрикой «Приготовим рабочее место» изображена парта учащегося с рационально распределенными на ней инструментами и материалами.

Две следующие страницы «Подручные материалы» и «Сборка» пошагово иллюстрируют практическую работу от начала до конца. Здесь ребенок видит фрагменты деталей изделия и ход операции. Завершается «сборка» уборкой рабочего места.

Оконченная практическая работа может быть оценена учителем только после контроля интеллектуальной деятельности в процессе изготовления.

Учащимся необходимо ответить на вопросы о правилах безопасной работы, которые они соблюдали в течение всего урока. Последняя рубрика «Творческая страничка» содержит краткое текстовое задание, снабженное иллюстрацией, которая может быть выполнено учащимися самостоятельно во внеурочное время.

Карточек может быть больше чем уроков труда. Например, в 1 классе 8 инструкционных карточек посвящены изделиям из природных материалов, т.к. они уже готовые и не требуют сборки, из них детям легче изготовить изделия в разнообразных вариациях. Учитель может дать на уроке не одно изделие для выполнения всему классу,   а разные,   зависимости от степени подготовленности каждого ученика.

В ходе всего трудового обучения в 1 классе ученик при помощи наводящих, проблемных вопросов учителя «раскодирует» информацию, содержащуюся в рабочей тетради и учебнике. Это позволяет учащимся готовиться к предстоящим самостоятельным, практическим работам. Т.к. проблемные вопросы «Как?», «Почему?», «Зачем?» позволяют провести полный анализ изделия. Благодаря этому ребенок чувствует, что он сам лично размышлял и догадывался, планировал и все сделал.

Таким образом, проанализировав рабочие тетради «Я все умею делать сам» Геронимус Т.М. мы пришли к выводу, что данный комплект удовлетворяет требованиям развития самостоятельности учащихся, т.к. имеет в своем составе инструкционные карточки с подробным описанием работы. Ученик может сам, без существенной помощи учителя понять и выполнить работу. В зависимости от класса степень помощи учителя уменьшается и данный УМК рассчитан на возрастные особенности учащихся каждого класса, что позволяет постепенно, развивать самостоятельность учащихся в процессе уроков трудового обучения.

Рабочая тетрадь Конышевой Н.М. «Технология»

Рабочие тетради Конышевой Н.М. предназначены для индивидуального использования учениками. Каждая тетрадь содержит материалы трех основных видов: 1. Задания по основному содержанию учебника (задачи на построение, дорисовывание, разработку несложных эскизов, творческие задачи и т.д.); 2. Дополнительные изделия для вариативной работы или для изготовления в свободное время; 3. Специальные листы Приложений, предназначенные для разрезания склеивания и т.д.

Все эти материалы позволяют школьникам лучше освоить содержание рабочей тетради, систематизировать полученные знания и умения и больше использовать их в практической деятельности.

Для удобства можно сразу отделить листы Приложений от основных страниц тетради.

Некоторые формы листов Приложений можно использовать в самых разнообразных видах:

    • как выкройки для копирования и изготовления по ним шаблонов;
    • как готовые детали, которые можно вырезать и работать с ними.

Все это позволяет увеличить вариативность заданий при их выполнении отдельными учениками (с учетом их индивидуальных возможностей).

Творческие задания предлагаются в непосредственной связи с изучаемым материалом и требуют от школьников его сознательного использования в поисковых ситуациях, для решения конкретных задач.

Обучение в 1 классе начинается с «Правила мастера», где учащиеся по картинкам сами должны отметить верное соблюдение правил безопасности, что по нашему мнению для учащихся еще сложно, т.к. они только осваивают данный предмет. Всего на уроки для 1 класса отводится 33 часа, 18 разнообразных тем.

Важную роль играет иллюстративный материал, который является носителем информации. Они более ясно и полно, наглядно раскрывают содержание рабочей тетради; демонстрируют отдельные действия, операции, технологии работы над изделиями; способствует воспитанию хорошего вкуса и учебной мотивации.

Данные рабочие тетради с 1 по 4 класс не диктуют готовых решений, а учат размышлять, сравнивать, сопоставлять информацию, задумываться над ней и делать выводы, искать и находить правильное решение. Не каждый ученик способен самостоятельно выполнить такие задания,  поэтому на уроках учитель помогает и объясняет алгоритмы работы.

Таким образом, проанализировав рабочие тетради «Наш рукотворный мир» Конышевой Н.М. мы можем сделать вывод о том, что данный комплект частично удовлетворяет требованиям развития самостоятельности младших школьников, т.к. содержит в себе такие задания, которые учащиеся не смогут выполнить самостоятельно. Они содержат проблемные ситуации, в которых не все учащиеся могут самостоятельно разобраться.

Рабочая тетрадь Лутцевой Е.А. «Технология»

Рабочие тетради Лутцевой Е.А. содержат задания к каждому разделу учебника, которые помогают школьникам лучше усвоить теоретический материал, развить конструкторско-технологическое мышление при выполнении индивидуальных и коллективных проектов разной сложности из основных сфер человеческой деятельности.

С первых уроков дети учатся наблюдать, сравнивать, природный и рукотворный мир, различать созданное естественной природой и человеком, подмечать, что на что похоже, и как устроено. Ребенок, знакомясь с миром природы и окружающих его вещей приходит к пониманию общих основ различных технологий ручной обработки материалов. Все это благодаря опоре на осмысление личного опыта, наблюдениям и исследованиям.

Все вопросы к теме должен читать учитель, т.к. они достаточно сложны для осмысления ребенком. Также учитель сам организует обсуждение проблемы, нацеливает учащихся на поиск новых знаний и способов изготовления изделий. Все открытия учащиеся делают благодаря собственным рассуждениям и практической проверки через пробные, тренировочные упражнения, за которыми следует изготовление изделия.

В рабочую тетрадь включены шаблоны для выполнения ряда практических работ, данных в учебнике. Это позволяет развивать метапредметные умения, а именно перенос известного в аналогичные ситуации. Также в ней есть «справки», где раскрываются неизвестные учащимся понятия, «кроссворды», где учащиеся проверяют свои знания по теме, различные проекты.

Что касается развития самостоятельности, то данная рабочая тетрадь не развивает ее в должной степени. Сам учитель читает задания, помогает детям его понять, подготавливает раздаточные материалы.

Таким образом, мы считаем, что целью данного комплекта рабочих тетрадей является не развитие самостоятельности, а активный процесс познания мира, опираясь на личный опыт, умение думать, размышлять, наблюдать, сравнивать. Хотя основную учебную информацию дети должны открывать сами, а не слушать объяснения учителя. Данная тетрадь больше подходит для углубленного изучения предмета, но никак не для урока труда в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методика организации  самостоятельной работы с использованием рабочих тетрадей

Умение самостоятельного изучения содержания учебных предметов формируется последовательно на четырех уровнях:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. На этом уровне обучаемый идентифицирует объекты и явления, узнает их, сравнивая с известным образцом. Это подготовительный этап к осуществлению учащимися самостоятельной деятельности. Мотивационно-целевой компонент реализуется полностью учителем, так как ученик еще не может поставить цель своей деятельности и определить ее мотивацию. Учитель сообщает ученикам, для чего они выполняют данную работу, что они узнают после ее завершения, чему научатся и т.д. В содержание самостоятельной деятельности на данном уровне входят задания на повторение действий по образцу. Результатом действий учащегося выступает верно выполненное задание, а также умение выполнять учебные действия, показанные учителем. Рефлексивный компонент дает возможность учителю судить о том, насколько учащиеся готовы к осуществлению самостоятельной деятельности.

2. Репродуктивная деятельность, то есть деятельность на воспроизведение или непосредственное применение изучаемого материала. На данном уровне мотивационно-целевой компонент реализуется также учителем. Он выбирает тип самостоятельной деятельности и ставит перед учениками цель ее выполнения. В содержание самостоятельной деятельности входят учебные задания воспроизводящего характера. Это - решение типовых задач, примеров, выполнение различных действий по образцу и алгоритму, нахождение готовых ответов в тексте учебника и др. С помощью учителя обучаемый пытается перенести полученные знания на решение более сложных, но типовых заданий. Действия ученика при выполнении данного типа самостоятельной деятельности состоят в основном в прослушивании (или рассматривании), запоминании и воспроизведении определенной информации о различных свойствах объекта. На этом уровне уже начинается обобщение, сравнение результатов деятельности, ее корректировка. Результатом деятельности учащихся выступает верно выполненное учебное задание, усвоенный новый учебный материал, а также сформированные умения по решению типовых заданий.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний. На данном уровне самостоятельной деятельности мотивационно-целевой компонент реализуется учеником с помощью учителя. Обучаемый должен уметь переформулировать проблему на язык предмета; уметь определять общую цель деятельности; принимать частные цели, сформулированные учителем. В соответствии с целью самостоятельной деятельности выбирается ее тип и наполняется содержанием, представленным учебными заданиями. Это в основном вариативная деятельность. Содержание такой деятельности составляют задания реконструктивно-вариативного и эвристического характера. Это решение задач, выходящих за пределы известного образца; задания, связанные с объяснением, анализом демонстраций, явлений; с обоснованием выводов, с их четкой аргументацией. При выполнении такой деятельности от ученика требуются преобразование, реконструкция, обобщение, систематизация и привлечение ранее приобретенных знаний и умений, перенос их в нестандартные ситуации и установление внутрипредметных и межпредметных связей. В результате знания ученика становятся более гибкими и мобильными, вырабатываются умения, навыки и потребность к самообразованию. На данном уровне самостоятельной познавательной деятельности ребенок овладевает элементами творчества, приобретает опыт поисковой деятельности. Рефлексивный компонент дает возможность утверждать, что ученик готов к проведению исследования процесса или явления, к приобретению способности видеть и самостоятельно решать познавательно-практические творческие задания, то есть ученик готов к овладению творческой самостоятельной деятельностью.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях. На данном уровне мотивационно-целевой компонент реализуется полностью учащимся. Ученик ставит перед собой цель деятельности. Для ее достижения он выбирает учебное задание, выполняя которое обучается раскрывать новые стороны явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения. Всесторонне анализирует исходные данные задания и проводит их оценку. Школьник получает принципиально новые знания, закрепляет навыки их самостоятельного поиска. Ученик самостоятельно разрабатывает тематику и методику опытнической, экспериментальной работы, формулирует проблемы, выдвигает гипотезы и план их решения. Содержательно-операционный компонент составляют задания творческого характера: решение проблемных вопросов; составление задач и упражнений; написание сочинений; рецензирование; подготовка докладов, рефератов; постановка опытов; проведение экспериментальных исследований; задания проблемного характера и т.д. Результатом выполнения такой деятельности выступают новые знания, усвоенные учащимся в процессе работы; сформированные умения в постановке экспериментов, проведении опытов; сформированные навыки выполнения творческой деятельности. Рефлексивный компонент показывает, что ученик достиг высокого уровня самостоятельной деятельности - творческого уровня.

Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:

1. Вводно-мотивационный этап.

На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях, учитель указывает какие знания и умения ранее пройденного материала особенно понадобятся при изучении данной темы. Затем учитель сообщает, сколько уроков отведено на изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет основные элементы темы, т.е. знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения этой темы.

2. Операционно-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач, проведению опытов и экспериментов, индивидуальная работа по решению задач, и т.д.

Изложение учебного материала производится в основном учителем, но по мере взросления учащихся, часть учебного материала передается для изложения докладчиком или для индивидуального изучения и проработке по учебнику.

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии при использовании рабочих тетрадей