Методика ознакомления с основами производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение методов обучения учащихся основам производства.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
2. Рассмотреть структуру и типы уроков технического труда.
3. Рассмотреть структуру разработки и проведения урока технологии на примере нетрадиционных уроков.
4. Сделать соответствующие выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

стр.
Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ
стр.
1.1.
Краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
стр.

1.2.1.
Урок как целостная система
стр.

1.2.2.
Структура урока.
стр.

1.2.3.
Требования к современному уроку.
стр.
Глава 2
СТРУКТУРА РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
стр.
2.1.
Подготовка и проведение уроков технологии
на примере нетрадиционного урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

методика ознакомления с основами приозводства.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Организация.

 Этот этап в подготовке  нетрадиционного урока состоит  из подэтапов:

*распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

*написание сценария  урока (с указанием конкретных  целей);

*подпор заданий и  критериев их оценки, методов  урока и средств обучения;

*разработка критериев  оценки деятельности учащихся.

 Распределение обязанностей.

 В разработке и  подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

 Учитель (группа  учителей) - он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.

 Учитель и группа  учащихся  - ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

 Учитель и класс  - в этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы – задания одинаковой сложности ( различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе.

 Учащиеся - подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.

Разработка сценария урока.

 Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать:

- учитель (группа учителей);

- учитель совместно  с группой учащихся.

 Возможно, основная  работа по созданию сценария  ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:

- подробный план урока  (с указанием целей урока);

- инструкции по проведению  каждого этапа урока;

- список ролей участников (роли сразу распределяются между  учащимися) и реквизита;

- подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

- критерии оценки  деятельности учащихся;

- вопросы для анализа  урока.

Подбор заданий.

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

  1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.
  2. Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).
  3. Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.
  4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

 При повторении (обобщающий  урок), когда есть возможность  существенно разнообразить список  задач, полезно давать учащимся  задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие  ошибку.

 Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

 Решения задач по  возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы  основной массой учащихся.

 Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).

 При разных формах  учебной работы на уроке структура  карточек с заданиями может быть различна.

Индивидуальная работа.

 Возможные варианты  составления заданий:

- все учащиеся получают  одинаковые задание;

- однотипные задания  с разными данными (или похожими  формулировками);

- разные задания (по  формулировке, способу решения, сложности);

- другие варианты.

Групповая работа.

 Группам можно предлагать:

- одинаковые задание  (если группа одноуровневая);

- задания, одинаковые  по уровню сложности, но разные  по формулировке, способам решения,  исходным данным (для одноуровневых групп);

- задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам;

- другие варианты.

 Объем заданий,  уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) – все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

Методика оценки на уроке.

 Критерии оценки  работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.

 Оцениваться могут  все ученики или только некоторые  из них ( это зависит от активности  на уроке, целей урока, специфики  выбранной нетрадиционной формы).

Критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.

 Групповая работа  оценивается по-разному: может  оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся  получают одинаковые оценки) или  же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).

 Итоговая оценка  обычно складывается из оценки  за работу на подготовительном  этапе (если таковая проводилась)  и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.

 Выставляют оценку:

- учитель;

- учитель и капитан  (при групповой работе);

- сами учащиеся (при  индивидуальной форме работы, когда  учащиеся анализируют выступления  одноклассников; или при групповой  работе – после обсуждения  работы каждого члена группы).

Возможны варианты когда выставлять оценку

- по ходу урока  (например, после доклада учащегося);

- в конце урока  (если оценивается устная работа);

- после урока (в  случае, когда необходимо оценить  письменную работу).

 Критерии оценки  устных выступлений и письменных работ различны. Скажем, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.(вариант оценочного листа приложение 2).

Анализ

 Заключительным этапом  проведения нетрадиционного урока  является его анализ. Анализ –  это оценка прошедшего урока,  ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины  неудач, оценка всей проделанной  работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

 Проводить анализ  урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся  садятся кругом и поочередно  высказывают свои впечатления,  пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).

 Анализ урока можно  проводить сразу после урока  («по горячим следам»), либо некоторое  время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).

 Анализ нетрадиционного  урока должен происходить как  на уровне класса, так и на  педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.

Можно сделать вывод, что нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы. Так же можно отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету и учебе. При разработке интегрированных уроков целесообразно объединять усилия разных учителей – предметников.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проведенной работы были получены следующие результаты:

1. Проведен краткий анализ исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.

2. Изучена структура и типы уроков технического труда.

3. Изучена структуру разработки и проведения урока технологии на примере нетрадиционных уроков, которая помогает повысить эффективность практической работы.

На основе полученных результатов можно сделать следующие  выводы:

1. Подготовка любой формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

* хорошее знание предмета  и методики;

* творческий подход  к работе, изобретательность;

* осознанное отношение  к использованию различных форм  урока в учебном процессе;

* учет собственного характера и темперамента.

2. В процессе анализа урока нельзя ограничиваться переводом его содержания, лишь вскользь указывая на положительные или отрицательные аспекты. Необходимо глубокое научное обоснование всех компонентов урока (положительных и отрицательных).

3.Анализ каждого урока должен иметь психологическое, педагогическое и методическое обоснование, быть направленным прежде всего на осознание учителем психолого-педагогических основ его деятельности. Главная цель анализа - помочь педагогу строить учебно-воспитательный процесс по психолого-педагогическими требованиями к уроку на современном этапе, способствовать становлению его педагогического мастерства, а следовательно, и во повышению мастерства всего педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. Трудовое обучение. 1-4 классы.   Трегубенко Б.Н. Владос, 2001г. 176 стр.,

2. В.В.Выгонов. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. М.: 2002г.

3. Книга для учителя. Серия «Я иду на урок». Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

4. Конышева Н. М. Секреты мастерства Труд 5 класс. М.: 2001г.

5. Трудовое обучение. 5 кл. : Методическое пособие для учителя.

6. Трудовая подготовка школьников: Прошлое. Настоящее. Будущее (часть1) / Под ред. П. Р. Атутова, М., изд-во МГОПУ, 1995-239с.

7. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть первая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1997 – 203 с.

8. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть вторая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1998 – 176 с.

Информация о работе Методика ознакомления с основами производства