Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:59, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение методов обучения учащихся основам производства.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
2. Рассмотреть структуру и типы уроков технического труда.
3. Рассмотреть структуру разработки и проведения урока технологии на примере нетрадиционных уроков.
4. Сделать соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ
стр.
Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ
стр.
1.1.
Краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
стр.
1.2.1.
Урок как целостная система
стр.
1.2.2.
Структура урока.
стр.
1.2.3.
Требования к современному уроку.
стр.
Глава 2
СТРУКТУРА РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
стр.
2.1.
Подготовка и проведение уроков технологии
на примере нетрадиционного урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Организация.
Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:
*распределение обязанностей (между учителем и учащимися);
*написание сценария урока (с указанием конкретных целей);
*подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
*разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Распределение обязанностей.
В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:
Учитель (группа учителей) - он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.
Учитель и группа учащихся - ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.
Учитель и класс - в этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы – задания одинаковой сложности ( различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе.
Учащиеся - подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.
Разработка сценария урока.
Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать:
- учитель (группа учителей);
- учитель совместно с группой учащихся.
Возможно, основная
работа по созданию сценария
ляжет на плечи наиболее
- подробный план урока (с указанием целей урока);
- инструкции по проведению каждого этапа урока;
- список ролей участников
(роли сразу распределяются
- подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;
- критерии оценки деятельности учащихся;
- вопросы для анализа урока.
Подбор заданий.
Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:
При повторении (обобщающий
урок), когда есть возможность
существенно разнообразить
Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.
Решения задач по
возможности должны быть
Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).
При разных формах
учебной работы на уроке
Индивидуальная работа.
Возможные варианты составления заданий:
- все учащиеся получают одинаковые задание;
- однотипные задания
с разными данными (или
- разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);
- другие варианты.
Групповая работа.
Группам можно предлагать:
- одинаковые задание (если группа одноуровневая);
- задания, одинаковые
по уровню сложности, но
- задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам;
- другие варианты.
Объем заданий,
уровень их сложности, количест
Методика оценки на уроке.
Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.
Оцениваться могут
все ученики или только
Критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.
Групповая работа
оценивается по-разному: может
оцениваться каждый член
Итоговая оценка
обычно складывается из оценки
за работу на подготовительном
этапе (если таковая
Выставляют оценку:
- учитель;
- учитель и капитан (при групповой работе);
- сами учащиеся (при
индивидуальной форме работы, когда
учащиеся анализируют
Возможны варианты когда выставлять оценку
- по ходу урока (например, после доклада учащегося);
- в конце урока
(если оценивается устная
- после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).
Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Скажем, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.(вариант оценочного листа приложение 2).
Анализ
Заключительным этапом
проведения нетрадиционного
Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).
Анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).
Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.
Можно сделать вывод, что нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы. Так же можно отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету и учебе. При разработке интегрированных уроков целесообразно объединять усилия разных учителей – предметников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенной работы были получены следующие результаты:
1. Проведен краткий анализ исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
2. Изучена структура и типы уроков технического труда.
3. Изучена структуру разработки и проведения урока технологии на примере нетрадиционных уроков, которая помогает повысить эффективность практической работы.
На основе полученных
результатов можно сделать
1. Подготовка любой формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:
* хорошее знание предмета и методики;
* творческий подход к работе, изобретательность;
* осознанное отношение
к использованию различных
* учет собственного характера и темперамента.
2. В процессе анализа урока нельзя ограничиваться переводом его содержания, лишь вскользь указывая на положительные или отрицательные аспекты. Необходимо глубокое научное обоснование всех компонентов урока (положительных и отрицательных).
3.Анализ каждого урока должен иметь психологическое, педагогическое и методическое обоснование, быть направленным прежде всего на осознание учителем психолого-педагогических основ его деятельности. Главная цель анализа - помочь педагогу строить учебно-воспитательный процесс по психолого-педагогическими требованиями к уроку на современном этапе, способствовать становлению его педагогического мастерства, а следовательно, и во повышению мастерства всего педагогического коллектива.
1. Трудовое обучение. 1-4 классы.
Трегубенко Б.Н. Владос, 2001г. 176 стр.,
2. В.В.Выгонов. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. М.: 2002г.
3. Книга для учителя. Серия «Я иду на урок». Издательство «Первое сентября», Москва, 2002
4. Конышева Н. М. Секреты мастерства Труд 5 класс. М.: 2001г.
5. Трудовое обучение. 5 кл. : Методическое пособие для учителя.
6. Трудовая подготовка школьников: Прошлое. Настоящее. Будущее (часть1) / Под ред. П. Р. Атутова, М., изд-во МГОПУ, 1995-239с.
7. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть первая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1997 – 203 с.
8. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть вторая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1998 – 176 с.
Информация о работе Методика ознакомления с основами производства