Методика ознакомления с основами производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение методов обучения учащихся основам производства.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
2. Рассмотреть структуру и типы уроков технического труда.
3. Рассмотреть структуру разработки и проведения урока технологии на примере нетрадиционных уроков.
4. Сделать соответствующие выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

стр.
Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ
стр.
1.1.
Краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
стр.

1.2.1.
Урок как целостная система
стр.

1.2.2.
Структура урока.
стр.

1.2.3.
Требования к современному уроку.
стр.
Глава 2
СТРУКТУРА РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
стр.
2.1.
Подготовка и проведение уроков технологии
на примере нетрадиционного урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

методика ознакомления с основами приозводства.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

7. Управлять учебным процессом  на уроке. Большую часть урока  активно работают учащиеся.

  Главная черта качественного урока технологии и главное требование к преподаванию технологии в целом - высокий научно- теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. При этом в школьный курс технологии как учебного предмета в общеобразовательной школе должно быть ориентировано, прежде всего, на овладение учащимися основами знаний по предмету, социальном, духовном, нравственном опыте предков, традициях государства, вооружение учащихся методами решения практических задач, умение работать с инструментами и оборудованием.

  Качественный урок характеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и учащихся, на основе чего может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к качественному, современному уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

 Продумав содержание и методику проведения урока, учитель выполняет разработку конспекта. В нем учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно - функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, логическую последовательность его изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом. (пример конспекта урока приложение 1)

  Освоив преподавание, учитель вместо конспекта пользуется на уроке развернутым планом. В нем прописаны структурные элементы урока, по пунктам указано, что входит в каждое звено урока и какова деятельность учителя и учащихся. В рабочем плане излагается порядок объяснения нового материала, указывается объем главного и неглавного материала, выделяются ключевые положения, понятия. Здесь же пометки, как соотнести устное изложение нового с учебником.

 План урока должен быть посильным для учащихся, реальным. Надо продумать, как приспособить теоретическое и методическое содержание урока к конкретному классу, какая ситуация сложилась к уроку, как будет стимулирована деятельность учащихся, каковы возможные их достижения на уроке.

 Таким образом можно сделать вывод, что уроку технологии присущи все требования, относящиеся к современному уроку, но, тем не менее, урок технологии - особый урок и это отражает предложенный материал.

 

Глава 2.Структура разработки и проведения урока технологии

2.1 Подготовка и проведение  уроков технологии на примере нетрадиционного урока.

 Подготовка любой  нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.

 Термин «нетрадиционная  форма урока» включает в себя нетрадиционные:

-подготовку и проведение  урока;

-структуру урока;

-взаимоотношения и  распределение ролей и обязанностей  между учителями и учениками;

-подбор и критерии  оценки учебных материалов;

-методику оценки деятельности учащихся;

-анализ урока.

Возможности нетрадиционной формы урока

 Существуют несколько  разновидностей нетрадиционных  форм урока, каждая из которых  решает свои образовательные,  развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют  общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

 Немаловажно, что  все участники нетрадиционного  урока имеют равные права и  возможности принять в нем  самое активное участие, проявить  собственную инициативу.

 Нетрадиционные формы  урока можно рассматривать как  одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

 Для учащихся нетрадиционный  урок - переход в иное психологическое  состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

 Для учителя нетрадиционный  урок, с одной стороны, - возможность  лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме

 Подготовка и проведение  урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение, анализ.

 Замысел.

 Это самый сложный  и ответственный этап. Он включает  следующие составляющие:

- определение временных  рамок;

- определение темы  урока;

- определение типа урока;

- выбор класса;

- выбор нетрадиционной  формы урока;

- выбор форм учебной  работы.

Определение временных  рамок.

 На этом этапе  следует определить:

- время проведения  нетрадиционного урока;

- время подготовки.

 Во-первых, будет ли  это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа). Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней. Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:

- выбранной формы;

- целей урока;

- умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

 На подготовку таких  нетрадиционных уроков, как семинар,  урок – консультация, защита оценки, лекция парадокс уходит несколько  дней, а на разработку ролевой  игры или интегрированного урока  – месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки - от двух недель до месяца.

 Если цель урока  – проверить знания и умения  учащихся в решении задач по  пройденной теме, то основные  усилия будут направлены на  подборку соответствующих задач  и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока расширить представления школьников по изученной теме, показать связь математики с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.

Определение темы урока.

 Выбор учителя не  ограничен. Это может быть введение  в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная  по значимости), обобщения и систематизации  знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний  и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Определение типа урока.

 Нетрадиционные формы  применимы ко всем типам урока.  Более интересной является проблема  влияния типа урока на выбор  конкретной нетрадиционной формы.  Для успешного решения этой  проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями – как защиту оценки, зачет – практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

 Можно привести  следующие типы уроков:

  1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – «дублер начинает действовать» и т. д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно – культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз и т. д.

 Использование на  уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут и т. д.

Интегрированные уроки.

 Трансформация традиционных  способов организации урока: лекция  – парадокс, парный опрос, экспресс  – опрос, урок – защита оценки, урок – консультация, урок – практикум, урок – семинар и т. д.

 В качестве примеров  другого подхода к типу уроков  по форме их проведения можно  привести такие блоки однотипных  уроков:

 ▲ Уроки творчества: урок изобретательства, урок –  выставка, урок – сочинения, урок – творческий отчет и т. д.

 ▲ Уроки, созвучные  с общественными тентенциями:  урок – общественный смотр  знаний, урок – диспут, урок –  диалог и т. д.

 ▲ Межпредметный  и внутрикурсовой уроки: одновременно  по двум предметам, одновременно  для учащихся разных возрастов и т. д.

 ▲ Уроки с элементами  историзма: урок об ученых, урок  – бенефист, урок – исторический  обзор, урок – портрет и  т. д.

 ▲ Театрализованные  уроки: урок – спектакль, урок  воспоминаний, урок – суд, урок  – аукцион и т. д.

 ▲ Игровые уроки: урок – деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и т. д.

 ▲ Вспомогательные  уроки: урок – тест, урок для  родителей, урок – консультация  и т. д.

Выбор класса.

 Выбор класса, в  котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

 В другом (по уровню  подготовленности и обучаемости)  классе использование нетрадиционных  форм урока не только будет  способствовать поднятию у учащихся  интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор формы урока.

 Выбор нетрадиционной  формы урока зависит от нескольких  факторов, основными из которых  являются:

- специфика предмета  и класса,

- характеристика темы (материала),

- возрастные особенности  учащихся.

 На практике целесообразно  поступать следующим образом:  сначала определить тему и  тип урока, выбрать класс, в  котором он пройдет, а затем,  опираясь на перечисленные факторы,  выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы.

 При выборе форм  учебной работы на уроке следует  учитывать два главных фактора:

- особенности и возможности  выбранной формы урока;

- характеристики класса (в том числе, какие формы  учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном классе).

 На многих нетрадиционных  уроках целесообразно использовать  коллективные формы работы (в  частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно  не избалованы.Они имеют определенные  преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Информация о работе Методика ознакомления с основами производства