Методика ознакомления с основами производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение методов обучения учащихся основам производства.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
2. Рассмотреть структуру и типы уроков технического труда.
3. Рассмотреть структуру разработки и проведения урока технологии на примере нетрадиционных уроков.
4. Сделать соответствующие выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

стр.
Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ
стр.
1.1.
Краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
стр.

1.2.1.
Урок как целостная система
стр.

1.2.2.
Структура урока.
стр.

1.2.3.
Требования к современному уроку.
стр.
Глава 2
СТРУКТУРА РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
стр.
2.1.
Подготовка и проведение уроков технологии
на примере нетрадиционного урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

методика ознакомления с основами приозводства.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

1.2. Формы организации  учебной деятельности по техническому  труду.

Урок является основной формой организации учебного занятия. Проблема урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов. Такие авторы как - Я.А. Коменский, И.Ф. Гербард, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.В. Давид предлагали различные формы урока. Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения Я.А. Коменского. В дальнейшем она усовершенствовалась. Сущность системы Я.А. Коменского состоит в разделении учащихся на классы. При этом программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы, прорабатываемые на 40-50 минутных уроках под руководством учителя. Такая система преподавания используется и в наше время4.

1.2.1. Урок как целостная система.

 В условиях существующих организационных форм обучения применяется многообразный арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей.

 До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. В этой форме урока представлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также педагогического мастерства учителя. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

 Следует отметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

1) благоприятные возможности  для сочетания фронтальной, групповой  и индивидуальной работы;

2) позволяет учителю  систематически и последовательно  излагать материал, управлять развитием  познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;

3) стимулирует другие  виды деятельности школьников, в  том числе внеклассную и домашнюю;

4) на уроке ученики  овладевают не только системой  знаний, умений и навыков, но  и самими методами познавательной  деятельности.

  Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Создание методического  проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.

 Урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя.

 Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации педагогического процесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительные занятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К ним относятся групповые занятия и разнообразные формы кружковой работы.

 Современная педагогика относит к уроку, как основной форме организации учебно-воспитательного процесса в школе, следующее:

- требования, предъявляемые  к современному уроку технологии, его содержательные взаимосвязи  с предшествующими уроками, место  каждого урока в теме, разделе,  курсе технологии;

- образовательно-воспитательные  и развивающие цели каждого  урока и системы уроков;

- дидактическое оборудование  урока;

- планирование системы  уроков по теме, разделу курса,  проблемам, отражающим технологические  этапы изготовления или приготовления;

- подготовка учителя  к уроку, тематическое планирование, план-конспект;

- организация познавательной  деятельности учащихся на уроках  различных типов, особенности  уроков в разных классах.

  Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод об актуальности проблем современного урока и показывает, что урок, будучи целостной системой, не является застывшей категорией педагогики.

1.2.2. Структура урока.

  Особое внимание современные педагоги уделяют проблеме типологии и структуры урока. Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.

  Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

 Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках в основном реализуются. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или где опускаются те из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.

  В настоящее время структура урока должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний, как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающего логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного.

 Роль вышеперечисленных структур сводится к следующему: если дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, то методическая подструктура- величина переменная, характеризующая большой вариативностью, обязывает его планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учащихся; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение практических и учебных задач под руководством учителя и самостоятельно.

1.2.3. Требования к современному уроку5.

Зная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры  уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку технологии.

 В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло.

 Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.

 Урок начинается с его подготовки: готовится к работе кабинет, оборудование для опытов, отбираются необходимые дидактические материалы. Вся эта деятельность учителя определяется требованиями к подготовке и организации урока.

 На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.

Требования к структуре  говорят о необходимости6:

1. Правильно определить  дидактические и воспитательные  цели урока и его значение  в системе уроков по теме (весь  материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);

2. Определить тип урока,  продумать и обосновать его  структуру (все части урока  должны быть взаимосвязанные друг с другом);

3. Связать данный урок  с предыдущим и последующими  уроками;

4. Отобрать и применить  оптимальные сочетания методов  изучения нового материала;

5. Обеспечить систематический и  разнообразный обучающий контроль  знаний учащихся;

6. Продумать систему повторения  и закрепления изученного материала;

7. Найти оптимальное место домашнему  заданию, которое является тщательно  продуманным продолжением данного  урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным  и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:

1. Обеспечить на уроке  охрану здоровья школьников (соблюдать  технику безопасности, гигиену труда,  чистоту помещения);

2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке);

3. Своевременно подготовить к  каждому уроку демонстрационный  и дидактический материал, технические  средства обучения;

4. Обеспечить разнообразие типов  урока в системе уроков по  данной теме;

5. Создать возможность для учащихся  часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.

Существуют определенные требования к содержанию урока и  процессу учения:

- урок должен быть  воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы школьники должны осознавать себя гражданами общества;

- обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических  принципов (обеспечить изучение  основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению, ориентировать их в выборе профессии;

- в процессе учения надо воспитывать  аккуратность, терпеливость, упорство  в достижении цели, умение вести  себя в коллективе.

Требования к технике  проведения современного урока можно  сформулировать так:

1. Урок должен быть  эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

2. Темы и ритм урока должны  быть оптимальными, действия учителя  и учеников завершенными;

3. Необходим полный контакт во  взаимодействии учителя и учащихся  на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);

4. Создать атмосферу доброжелательности  и активного творческого труда;

5. Менять по возможности виды  деятельности учащихся, оптимально  сочетать разнообразные методы  обучения;

6. Обеспечить соблюдение единого  орфографического режима, принятого в школе;

Информация о работе Методика ознакомления с основами производства