Методика ознакомления с основами производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение методов обучения учащихся основам производства.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
2. Рассмотреть структуру и типы уроков технического труда.
3. Рассмотреть структуру разработки и проведения урока технологии на примере нетрадиционных уроков.
4. Сделать соответствующие выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

стр.
Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ
стр.
1.1.
Краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
стр.

1.2.1.
Урок как целостная система
стр.

1.2.2.
Структура урока.
стр.

1.2.3.
Требования к современному уроку.
стр.
Глава 2
СТРУКТУРА РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
стр.
2.1.
Подготовка и проведение уроков технологии
на примере нетрадиционного урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

методика ознакомления с основами приозводства.doc

— 155.50 Кб (Скачать)


 

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. ПУШКИНА

 

 

 

Кафедра «Истории и гуманитарных наук».

Факультет «Экономики и инвестиций».

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу современное  производство

(технология обработки  материалов).

На тему: Методика ознакомления с основами производства

 

 

 

 

 

 

 

                                        Выполнила студент 3 курса

                            заочного отделения

                                                                  направление: педагогическое

 образование «технология»

                                               Соболева Анна Александровна

               Проверил: старший преподаватель

 Петрова Татьяна  Львовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бокситогорск  2013

                                                        Содержание

ВВЕДЕНИЕ

   

стр.

Глава 1

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ

стр.

1.1.

Краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.

стр.

 

1.2.1.

Урок как целостная  система

стр.

 

1.2.2.

Структура урока.

стр.

 

1.2.3.

Требования к современному уроку.

стр.

Глава 2

СТРУКТУРА РАЗРАБОТКИ И  ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ 

стр.

2.1.

Подготовка и проведение уроков технологии

 на примере нетрадиционного  урока.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

стр.


 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         ВВЕДЕНИЕ   
          Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным»1. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

  В педагогических знаниях в общественном виде отраженны уже познанные педагогические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Педагогическая наука накопила не мало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более полно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом обучении систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

 Снижение уровня  знаний учащихся в большей  степени объясняется качеством  уроков: шаблоном, однообразием, формализмом,  скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.

 Разумеется, ни в коем случае  нельзя отказываться от традиционного  урока, как основной формы обучения  и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.

 На таких уроках ученики  увлечены, их работоспособность  повышается, результативность урока  возрастает. Но надо заметить, что  в выборе на стандартных уроков  нужна мера. Ученики привыкают  к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

 Данная проблема остается  актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса.

  Целью данной работы является рассмотрение методов обучения учащихся основам производства.

Поставленная цель привела к  решению следующих задач:

1. Рассмотреть краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.

2. Рассмотреть структуру и типы  уроков технического труда.

3. Рассмотреть структуру разработки и проведения урока технологии на примере нетрадиционных уроков.

4. Сделать соответствующие выводы.

 Предмет исследования – методика обучения учащихся основам производства.

 Гипотеза – проведение  урока должно быть интересным, не должно быть длительных  действий обработки иначе интерес  у учащихся может пропасть. Учитель должен тщательно подготовиться к уроку, перед уроком проверить исправность оборудования для занятий. Хорошо организованный урок прививает интерес учащихся к трудовому обучению.

    Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников.

 

 

Глава 1 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ

1.1. Краткий обзор исторических подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.

    Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест.

 При утверждении  феодальных отношений морально-этические нормы приобретают классовый характер. Господствующий класс относился к труду, особенно физическому, все с большим презрением, рассматривая его как удел простого народа. Однако труд оставался жизненной потребностью для большинства населения, что вызывало необходимость формировать у молодого поколения положительное отношение к труду, определенную сумму практических умений, трудолюбие.

   Наиболее кардинальные усилия в этом направлении предпринял Петр I, проведший важные реформы в области просвещения и культуры2. Была сделана попытка широкого распространения грамотности (и не только среди господствующих классов), открыты Цифирные школы, значительно выросло книгопечатание. В этих условиях роль трудового воспитания в семье как первоначального непременного условия подготовки к жизни вышла за рамки лишь семейных интересов. Возникла необходимость давать элементарную профессиональную подготовку младшему техническому персоналу и квалифицированным рабочим, не говоря уже об инженерах, моряках, строителях, военных, учителях, картографах и других специалистах.

  В становлении образования (и это прослеживается на протяжении всей истории человечества) всегда важную роль играли замечательные люди. Именно талантливые, умные, понимающие практическую необходимость организации «для государева интереса» систематического обучения молодежи, деятельные личности закладывали фундамент нынешней системы трудовой подготовки. Имена Виллима Ивановича Геннина (1676— 1750) и Василия Никитича Татищева (1686— 1750) накрепко связаны в истории России не только со становлением промышленности Урала, но и с созданием и разработкой системы трудового и профессионального образования. Новый тип школ — так называемые горнозаводские, где изучались черчение и механика, токарное, столярное, гранильное, паяльное и пробирное искусства, — перебросили мост через века к современным учебным заведениям.

  Значительный вклад в борьбу против невежества, за широкое распространение науки и просвещения сделали Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) и Иван Иванович Бецкой (1704 — 1795), которому Россия обязана открытием первого женского училища — Института благородных девиц в Петербурге, Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) с его «Рассуждением о труде и праздности» и другие.

  Прогрессивные педагоги и деятели народного образования России периода капиталистического развития (60 —90-е годы XIX в.) последовательно создавали сокровищницу отечественной профессиональной школы. Вот краткое перечисление их трудов, дающее представление о направлениях разработок.

  Николай Платонович Огарев (1813— 1877) разрабатывал основы народных земледельческих училищ.

Дмитрий Иванович Писарев (1840— 1868) был сторонником реального  образования, о чем писал в  своей книге «Школа и жизнь».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) рассматривал труд как важнейшее средство воспитания, его статья «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) стала вехой в деле подготовки рабочих кадров. Николай Александрович Корф (1834— 1883) разрабатывал концепцию педагогически-ремесленных мастерских при элементарной школе3.

 Система образования в России ни в чем не уступала европейской и американской. Более того, разработанные системы, в частности «русская», применялись во многих странах мира.

  Вместе с тем необходимо отметить, что различия в путях развития образования западных стран и России отразились прежде всего в концепциях, подходах к системам, называемых привычным сегодня для нас термином «трудовая подготовка». Этому в определенной степени способствовали гуманистические принципы, принятые в европейских системах образования. В частности, возможности самовыражения личности в сочетании со стремлениями школы дать детям достаточно полные представления и о технико-технологической стороне окружающего мира, и о социально-экономических аспектах трудовой жизни позволили лучше решать подготовку учащихся к взрослой трудовой жизни.

  Переходя к советскому периоду истории развития преподавания трудового обучения в школе, необходимо отметить, что, пожалуй, ни один компонент обучения не претерпевал за эти годы таких реформирований, как труд. В одном из первых документов Советской власти, в «Положении о Единой трудовой школе РСФСР» (1918), отмечалось, что труд рассматривается как один из важнейших компонентов обучения, образования и всестороннего развития личности.

  С середины 20-х годов становится очевидным, что массовой общеобразовательной школе не удалось осуществить комплексные программы. В 1927 г. школа вернулась к предметному обучению. Начавшаяся индустриализация страны вызвала усиленное внимание трудовой подготовке. Она становится главной целью воспитательной системы общеобразовательной школы.

  Однако в марте 1937 г. приказом Наркомпроса, подписанным наркомом А. С. Бубновым, трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено. С начала «великого перелома» по 1934 г. 15-миллионный поток готовых к любой работе мигрантов влился из разоренной деревни в город. Теперь школа должна была поставлять стране не примитивную рабочую силу, а подготовленных абитуриентов для институтов и техникумов, т.е. расширить базу новой, советской интеллигенции. Но страна нуждалась в технической интеллигенции, и вовлечение молодежи «в поход за техникой» обрело форму клубно-досуговой деятельности. Таким образом, труд, связанный с техническими увлечениями школьников (больше всего военно-техническими видами), остался в авторитарной воспитательной системе предвоенных и первых послевоенных лет.

   В начале 50-х годов бурный технический прогресс вновь поставил перед общеобразовательной школой проблему подготовки учащихся к производительному труду. В 1954 г. Министерство просвещения РСФСР вместе с Академией педагогических наук пересмотрели учебный план и включили в него новый предмет — трудовое обучение. В начальных классах он стал называться «ручной труд», который рассматривался как одно из средств всестороннего развития учащихся; в V—VII классах ввели труд в мастерских и на' пришкольном участке, а для старшеклассников — факультативы производственно-трудового и профессионального характера.

  Трудовой компонент воспитательной системы важен и как организатор жизни школьников, как дело, требующее совместных согласованных усилий, формирует социальное сознание. Подражание, взаимное стимулирование позволяет насытить жизнь коллектива, причем, и это важно, вовсе не обязательно замыкаться только на конкретном исполнительском труде. Это может быть художественно-эстетическая, конструкторско-дизайнерская или другая деятельность, связанная с продуктивным выходом. Важно лишь, чтобы при этом потребности детей обогащались стремлением к внутреннему совершенствованию, заботой о людях, утверждением достоинства своего и других людей, товарищества и справедливости.

Информация о работе Методика ознакомления с основами производства