Территориальная организация таможенного дела.Рациональное размещение таможенных постов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы постараться выявить и проанализировать те основные факторы, принципы и методы, которыми руководствуются ФТС при рациональном размещении таможенных органов как на самой территории, так и на границе Российской Федерации. Следовательно, достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
проанализировать все виды факторов и принципов, влияющих на размещение таможен;
проследить этапы становления концепций развития и размещения таможенных органов;
определить основные методы, которыми руководствуются при размещении таможенных органов;
выявить экономическую эффективность рационального территориального размещения таможенных органов;
рассмотреть и проанализировать на примере концепцию размещения таможенных постов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1.1 Факторы и принципы размещение таможенных органов……………...5
1.2 Концепции развития и размещения таможенных органов……………16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕН И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ
2.1 Анализ концепции размещения таможенных постов на примере
Санкт-Петербурга и Ленинградской области……………………………...23
2.2 Экономическая эффективность и методы территориального
размещения таможенных органов………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.64 Кб (Скачать)

     Следующий, третий, этап создания таможенных органов  и развития таможенной инфраструктуры был связан с выполнением Федеральной  целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. В ней намечался большой  объем работ по строительству  и реконструкции пунктов пропуска различного назначения на государственной  границе, определялась перспектива  строительства современных складских  терминалов и баз.

     В 2000 г. ФТС России перешел на новую  структуру организации таможенного  дела в стране. Тринадцать ранее  существовавших региональных таможенных управлений были реорганизованы в семь, и теперь территориальные границы  их деятельности полностью совпадают  с границами федеральных округов.

     Начало  четвертого этапа развития таможенных органов знаменует программа  развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 гг.

     Этот  этап не предполагал существенного  роста таможенных органов. Все большее  значение предавалось совершенствованию  их организационной структуре и  значительному улучшению технического оснащения, увеличению мощности отдельных  таможен и постов. Реорганизация  же таможенных органов была направлена на их максимальное приближение к пассажиро- и товаропотокам. А одним из приоритетных направлений развития таможенной инфраструктуры на этом этапе являлось строительство и модернизация международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП).

       Изменения мощности одних таможенных  органов, создание и ликвидация  других обусловлены совершенствованием  структуры управления таможенным  делом, изменением экономической  ситуации в зоне обслуживания  или темпов экономического развития  территорий, увеличением товаропотоков, административными преобразованиями в системе государственного управления.

     И, наконец, пятый современный этап развития таможенных органов начался  с середины 2008 г. – разработки концепции  переноса таможенных пунктов на границу, во второй половине 2009 г. Концепция  должна была пройти утверждение правительства  и уже по плану к 2011 г. реорганизация  должна будет завершена. 2

     На  заседании коллегии ФТС России в  августе 2008 г. был рассмотрен проект "Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров  в местах, приближенных к государственной  границе Российской Федерации", который, по словам многих, является достаточно революционным положением.

     Суть  концепции состоит в том, чтобы  перенести таможенные посты из крупных  городов в приграничные территории. По этой концепции первыми под  реорганизацию попали автомобильные  таможенные посты, а их около 200. Так, например, начальник аналитического управления ФТС В. Ивин утверждает, что нет смысла начинать реорганизацию  с морских, воздушных и железнодорожных  постов, поскольку они уже максимально  соответствуют задаче – свыше 85% грузов оформляется в приграничных территориях, а что касается перевозимых автотранспортом грузов, то почти 70% из них оформляется внутри страны. По мнению ФТС, новые правила способны сократить издержки участников ВЭД.

     Но  для достижения поставленных целей  необходимо также решить и ряд  важных задач, в числе которых  совершенствования и нормативной  базы, и государственного контроля, а также развитие и совершенствование  таможенной инфраструктуры, то есть транспортно-логистической инфраструктуры и создание новых таможенных объектов в приграничных субъектах РФ для эффективной деятельности таможенных органов.

     Реализовать концепцию предполагают в два  этапа. Первоочередная реализация ее положения  будет осуществлена в отношении  Санкт-Петербурга, крупных городов  Московского и Дальневосточного регионов. И уже к середине 2009 г. таможенное оформление почти было выведено из Москвы и Санкт-Петербурга в Московскую и Ленинградскую  области. Итак, первый этап планируется  завершить за 3-4 года.

     На  втором же этапе будет решена задача организации таможенного оформления и таможенного контроля в приграничных субъектах РФ применительно к  железнодорожным перевозкам. Так, например выведение таможенного оформления из Москвы разгрузит дорожно-транспортную сеть, оптимизирует таможенную инфраструктуру и повысит эффективность таможенного  контроля.

     Кроме этого разработчики концепции уверены, что ее реализация потребует нового подхода к подготовке и переподготовке кадров таможенных органов, развитию социальной сферы, обеспечивающей эффективную  работу таможенных органов в приграничных районах.

     Но  у данной концепции есть как положительные, так и отрицательные стороны, которых пока, наверное, намного  больше. И такие идеи таможенников пока не многие одобряют. Большинство  крупных компаний в один голос  утверждают, что внедрять новый документ преждевременно, что таможенники  замахнулись на гигантскую концепцию, тогда как сотни маленьких вопросов по полноценному запуску предварительного декларирования не решены. А вот ассоциация международных автомобильных перевозчиков опасается, что в процессе реорганизации вокруг автомобильных пропускных пунктов будут образовываться гигантские очереди. Это беспокойство разделяет и ФГУП "РОСТЭК", начальник управления международного сотрудничества и перспективных технологий которого заявил, что приграничные территории обладают настолько слабыми коммуникациями, что даже в направлениях на Евросоюз там не работает Интернет.

     Плюс  к этому авторы программы забыли про склады, они рассудили, что  грузы начнут таможить там, где их затем будут реализовывать. Но они забыли еще и о том, что 80-90% импортеров уже обзавелись оптовыми складами, которые находятся в Московском регионе. И где бы грузы ни проходили таможню, их все равно приходится везти в столицу и ее область. В чем несложно убедиться на практике: количество таможенных постов в Москве и Московской области сократилось в несколько раз, а фур или пробок на дорогах меньше не стало. "Трудно понять, зачем начали этот перенос. Ведь если вспомнить историю таможни, то раньше, чтобы разгрузить границы, принялись строить склады временного хранения, потом терминалы. Теперь же начался обратный процесс! Это полный бред, логики нет никакой. Не понятно, чем будут заниматься таможенники в центре России",— возмущается президент ЗАО "Матрален" И. Заметалин.3

     Следовательно, на сегодняшний день в самом неприятном положении оказались собственники складов временного хранения, рискнувшие несколько лет назад по предложению государства инвестировать деньги в помещение склада, получение лицензии на таможенный пост. Что делать теперь с этими складами, не всегда понятно. Но совершенно очевидно другое: компенсировать недополученную из-за изменения таможенной концепции прибыль государство никогда не будет.

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕН  И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ 

2.1 Анализ концепции  размещения таможенных  постов на примере  Санкт-Петербурга  и Ленинградской  области

     Выступая  на заседании городского правительства в  рамках обсуждения Концепции  развития терминально-складской инфраструктуры, исполняющий обязанности начальника Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Александр Гетман подчеркнул, что его ведомство стремится координировать размещение таможенных постов со стратегией развития города. Руководство СЗТУ в феврале 2008 г. Утвердило Концепцию развития таможенных постов в Санкт-Петербурге, которая согласуется с городской Стратегией развития траснпортно-логистического комплекса.4

     Концепция предусматривает  укрупнение таможенных постов и их перемещение  к Кольцевой автодороге. Сооружение КАД стало  стимулом для совершенствования  таможенного оформления грузов. В течение последних 2 лет география таможенных постов претерпела существенные изменения: в частности, были закрыты Северо-Восточный, Северо-Западный и Парнасский таможенные посты. В то же время создан Пискаревский таможенный пост, а в Осиновой Роще в 2008 г. Расширено таможенное оформление на базе современного терминально-логистического комплекса «Логопарк», который арендует ЗАО "Конкорд".

     В связи с созданием  в Санкт-Петербурге особых экономических  зон предусмотрено  также создание новых таможенных постов "Нойдорф" и "Ново-Орловский" при одноименных ОЭЗ.

     Главы компаний, арендующих новые таможенные терминалы – Пискаревский (ЗАО "Транссфера Интернэшнл") и "Осиновая Роща" (ЗАО "Конкорд") подчеркнули, что совершенствование размещения и технического оснащения таможенных постов позволяет освободить транспортную инфраструктуру города от большегрузного транспорта. Так, по словам главы "Транссферы" С. Скорика, «Пискаревский» принимает 110-120 тысяч грузовиков в год. Гендиректор ЗАО "Конкорд" К. Лаар рассматривает перспективы расширения терминала "Осиновая Роща" ("Логопарк").

     Глава СЗТУ и арендаторы таможенных терминалов высоко оценили Концепцию  развития терминально-логистической инфраструктуры города, разработанную Комитетом по транспортно-транзитной политике. В то же время, по их мнению, в документе должен быть лучше прописан порядок взаимодействия городских ведомств с СЗТУ, учитывая, что размещение таможенных постов относится к исключительной компетенции структур ФТС.

     В связи с этим А. Гетман, в частности, отметил, что требования таможенного оформления обуславливают сохранение Василеостровского и Железнодорожного таможенного постов, остающихся в центре города.

     Настоящая Концепция размещения таможенных постов в  Санкт-Петербурге и  Ленинградской области  разработана в  соответствии с положениями  Таможенного кодекса  Российской Федерации  в целях создания условий, способствующих ускорению и повышению  эффективности совершения таможенных операций, оптимизации количества, структуры и штатной  численности таможенных постов, обеспечения  объективного и единообразного подхода при рассмотрении Северо-Западным таможенным управлением и  подчиненными ему  таможнями предложений  заинтересованных лиц о размещении на своих площадях таможенных постов.

     Сама  концепция была разработана соответственно Северо-Западным таможенным управлением по поручению Федеральной таможенной службы.5

     Концепция представляет собой  совокупность взглядов на правовые, технологические  и информационно-технические  вопросы, связанные  с выбором оптимальных  мест размещения таможенных постов на территории Санкт-Петербурга и  прилегающих к  нему территорий Ленинградской  области.

     Она также включает принципы размещения таможенных постов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сформулированные на основе требований Таможенного кодекса Российской Федерации, других законодательных актов с учетом опыта функционирования складов временного хранения, являющихся местами нахождения таможенных постов, а также требования (основные и дополнительные) к транспортно-логистическому комплексу, предлагаемому для размещения таможенного поста.

     Дальше  в концепции выделяют предпосылки, послужившие для ее разработки:

  1. Сложившаяся 10-15 лет назад схема размещения таможенных постов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области не соответствует требованиям, предъявляемым новым Таможенным кодексом Российской Федерации, Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации и новым Генеральным планом Санкт-Петербурга, не позволяет эффективно внедрять передовые таможенные и информационные технологии.
  2. С вводом в строй Кольцевой автомобильной дороги и Западного скоростного диаметра изменились маршруты движения грузовых автотранспортных средств в Санкт-Петербурге и прилегающих районах Ленинградской области, появилась возможность организации транзитного проезда в объезд города.
  3. Реализация положений Закона Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 декабря 2005 года) требует принятия согласованных между Правительством Санкт-Петербурга и Северо-Западным таможенным управлением мер по выводу маршрутов движения большегрузного автотранспорта на окраины и за пределы города.
  4. Постоянный рост объемов таможенного оформления импортируемых товаров и увеличение связанной с этим нагрузки на должностных лиц таможенных органов ставит вопрос о необходимости укрупнения расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области таможенных постов, изменения мест их нахождения в соответствии с новыми направлениями товарных потоков.

     Далее отмечают в концепции задачи, которые  она преследует:

  • обеспечение максимальной прозрачности, объективности и предсказуемости решений Северо-Западного таможенного управления о целесообразности создания, ликвидации и реорганизации таможенных постов;
  • сокращение сроков таможенного оформления и повышение эффективности таможенного контроля за счет размещения таможенных постов на терминалах, предоставляющих возможности использования современных технических средств таможенного контроля и передовых таможенных технологий, основанных на предварительном информировании, электронном декларировании, широком применении электронной цифровой подписи;
  • содействие развитию и повышению качества оказания комплексных транспортно-логистических услуг, включающих сферу деятельности в области таможенного дела;
  • улучшение экологической обстановки и международного имиджа Санкт-Петербурга как крупного культурно-исторического и туристического центра федерального, европейского и мирового значения, снижение уровня аварийности на городских автомагистралях за счет исключения городской дорожной сети из маршрутов движения большегрузного автотранспорта.

Информация о работе Территориальная организация таможенного дела.Рациональное размещение таможенных постов