Территориальная организация таможенного дела.Рациональное размещение таможенных постов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы постараться выявить и проанализировать те основные факторы, принципы и методы, которыми руководствуются ФТС при рациональном размещении таможенных органов как на самой территории, так и на границе Российской Федерации. Следовательно, достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
проанализировать все виды факторов и принципов, влияющих на размещение таможен;
проследить этапы становления концепций развития и размещения таможенных органов;
определить основные методы, которыми руководствуются при размещении таможенных органов;
выявить экономическую эффективность рационального территориального размещения таможенных органов;
рассмотреть и проанализировать на примере концепцию размещения таможенных постов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1.1 Факторы и принципы размещение таможенных органов……………...5
1.2 Концепции развития и размещения таможенных органов……………16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕН И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ
2.1 Анализ концепции размещения таможенных постов на примере
Санкт-Петербурга и Ленинградской области……………………………...23
2.2 Экономическая эффективность и методы территориального
размещения таможенных органов………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.64 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

   1.1 Факторы  и принципы размещение таможенных  органов……………...5

   1.2 Концепции  развития и размещения таможенных  органов……………16

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕН И  ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ

   2.1 Анализ  концепции размещения таможенных  постов на примере  

      Санкт-Петербурга и Ленинградской  области……………………………...23

   2.2 Экономическая  эффективность и методы территориального 

   размещения  таможенных органов………………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Сегодня одним из главных факторов, оказывающих влияние на эффективность работы таможенной службы является рациональное размещение таможенных органов. В нашей стране таможенные органы располагаются в местах пересечения таможенной границы с транспортными магистралями, в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения, в крупных городах, где высока концентрация участников ВЭД  и потребителей импортируемых товаров, а также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортеров, например, как Московский и Рязанский нефтеперерабатывающие заводы, Челябинский и Новолипецкий металлургические комбинаты, завод "Электросталь" и другие. ФТС России постоянно ведет поиск оптимального территориального размещения таможенных органов который не прекращается и по сей день. Так, например, уже второй год идут споры о новой концепции, суть которой в переносе таможенных постов из крупных городов в приграничные территории.

     На сегодняшний день научной теории по размещению таможенной службы пока не существует, но это совсем не значит, что таможенные органы в Российской Федерации размещены как угодно, то есть без учета каких-либо факторов и принципов. При размещении таможенных органов по территории и на границах, занимающиеся этим лица учитывают целый ряд условий, руководствуются комплексом принципов и факторов и используют различные методы. Но в некоторых случаях создание таможенных органов не всегда является экономически эффективным, то есть отсутствие интенсивных товаро- и пассажиропотоков. А кроме этого часто и не оцениваются реальные возможности функционирования таможенных учреждений, обеспечения их кадрами и материальными ресурсами.

     Также нужно учитывать, что размещения региональных таможенных управлений будет отличаться от размещения, например, таможен, а те в свою очередь от таможенных постов. Поэтому для каждой структурной единицы таможенной службы выделяют свои принципы, факторы и методы размещения, но наравне и с особенными существуют также и общие для всех структурных единиц, которых гораздо больше  чем особенных. На основе всего вышесказанного и вытекает актуальность данной курсовой работы.

     Объектом  данного исследования являются таможенные органы, а именно таможни и таможенные посты. А предметом являются современные  территориальные организации таможенного  дела.

     Цель  данной работы заключается в том, чтобы постараться выявить и проанализировать те основные факторы, принципы и методы, которыми руководствуются ФТС при рациональном размещении таможенных органов как на самой территории, так и на границе Российской Федерации. Следовательно, достижение поставленной цели требует решения  следующих задач:

  1. проанализировать все виды факторов и принципов, влияющих на размещение таможен;
  2. проследить этапы становления концепций развития и размещения таможенных органов;
  3. определить основные методы, которыми руководствуются при размещении таможенных органов;
  4. выявить экономическую эффективность рационального территориального размещения таможенных органов;
  5. рассмотреть и проанализировать на примере концепцию размещения таможенных постов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

     Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы – 39 страниц. 
 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА 

    1. Факторы и принципы размещение таможенных органов

     Размещение  таможенных органов  на территории Российской Федерации является важнейшим элементом  организации таможенного  дела. Согласно положению тогда еще о ГТК, а сейчас ФТС РФ, обязана обеспечить в пределах своей компетенции единство таможенной территории России, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления (РТУ) и таможни, таможенные лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.

     Территориальное размещение производительных сил определяется способом производства. Каждой социально-экономической  формации соответствуют  специфические принципы размещения и своя система территориальной  организации общественного  производства. Эта специфичность особенно ярко проявлялась по отношению к таможенным организациям в 90-х годах, так как переход от социалистической к капиталистической формации повлек за собой применение иных принципов размещения и иную территориальную организацию таможенного дела.

     Современная таможенная политика исходит из того, что общественное производство, ВЭД, торговое и таможенное дело требуют рационального  размещения их организаций, планомерного и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечение  комплексного развития экономики страны в целом и ее экономических районов  в целях роста  производительности общественного труда, повышения благосостояния населения и улучшение экологических условий. Размещение таможенных организаций по территории страны должно осуществляться на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и др.

     Перед тем как производить анализ следует  провести классификацию таможен и таможенных постов, которую можно проводить по нескольким признакам. Если таможни и таможенные посты классифицировать по месторасположению, то их можно разделить на две основных группы:

     1) таможни и таможенные посты  на границе (пограничные);

     2) таможни и таможенные посты  внутри страны (внутренние).

     В таможенном деле проводится еще одна классификация таможен – по виду транспорта, которым перевозятся товары к месту оформления отдельно следующего багажа и почтовых отправлений:

     1) железнодорожные; 

     2) авиационные; 

     3) морские; 

     4) речные;

     5) автомобильные;

     6) почтово-багажные таможни. 

     Так же таможни и таможенные посты  можно классифицировать по специализации:

     1) грузопассажирские;

     2) железнодорожные; 

     3) автомобильные; 

     4) автогрузовые;

     5) портовые морские; 

     6) речные;

     7) почтово-багажные;

     8) таможни в аэропортах (воздушные);

     9) энергетическая (трубопроводные);

     10) акцизные таможенные посты.

     На  основе этой классификации можно  сказать, что расположение таможенных органов в основном подразделяется на пограничные и внутренние.

     У пограничных и внутренних таможен  разные задачи и объем деятельности. Пограничные таможенные органы не всегда располагают необходимым временем для полного оформления груза, выполнения всего комплекса операций в связи с правоохранительной и фискальной функциями. Так регион деятельности пограничного таможенного органа включает сухопутные, морские, речные и озерные участки государственных границ РФ, на которых имеются установленные в соответствии с действующим порядком функционирующие пункты пропуска. Решение всех вопросов непосредственно на границе может снизить пропускную способность таможенного органа. Размещение таможен в крупных административных центрах повышает эффективность их взаимодействия с налоговыми и другими правоохранительными органами, банками и местными органами власти.

     Таможенные  органы находятся в пунктах пропуска через государственную границу  Российской Федерации. Другие места  нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченном в области  таможенного дела из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей удельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров и других участников ВЭД. Таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников ВЭД, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров. 

     А вот само размещение таможенных органов  вдоль границы России с другими  государствами неравномерно и зависит  от интенсивности потоков товаров, пассажиров на том или ином направлении, степени развития таможенной инфраструктуры. Так, например, по некоторым данным на российско-финской границе работает один международный переход на 102,5 км границы, с Эстонией – 1 пункт на 30 км, с Латвией – 1 пункт на 29,1 км, с Польшей – 1 пункт на 77 км границы.

     Кроме этого, различна не только плотность  этих и других объектов на участках границы, но и их мощность. В регионе  деятельности внутреннего таможенного  органа на сухопутных, морских, речных и озерных участках государственной  границы РФ отсутствуют установленные в соответствии с действующим порядком и функционирующие пункты пропуска. Понятие "внутренний таможенный орган" распространяется также и на таможенные органы, в регионе деятельности которых все функционирующие пункты пропуска являются авиационными.

     Чтобы лучше понять, как правильно разместить таможню или таможенный пост, нужно задать вопрос, что необходимо для его эффективной работы, какие факторы и как именно они влияют на работу таможни, таможенного поста, как с качественной стороны, так и с количественной. Под качественной стороной подразумевается качество таможенного контроля и оформления грузов (товаров). То есть, во-первых, товар должен быть правильно оформлен и должны быть правильно взяты все платежи в полном объеме. Во-вторых, поток контрабанды должен свесись к минимуму, то есть таможня должна обеспечить полный контроль всех грузов. А под количественной – количество оформленных ГТД за единицу времени (день, месяц, квартал, год).

     Для выявления факторов и принципов  попробуем представить работу таможенного  поста как предприятия, то есть проанализируем используемые им ресурсы и их местонахождение, потребителей таможенных услуг. Таможня или таможенный пост работает с грузами (товарами), перемещаемыми участниками ВЭД. Эта работа состоит в оформлении груза (товара), проверки правильности сопровождающих документов, взимания таможенных платежей и др. Участник ВЭД не может ввезти или вывезти груз без таможенного контроля. Важно сделать так, чтобы контроль осуществлялся как можно быстрее и с наименьшими затратами. На быстроту таможенного контроля и оформления грузов оказывает влияние удобство этих операций. Это удобство складывается из нескольких частей. Во-первых, контроль и оформление грузов должны быть удобны для перевозчиков (участников ВЭД). Во-вторых, контроль и оформление должны быть удобны и для таможенной службы.

     Встает вопрос как это сделать наиболее эффективно. Производить таможенный контроль легче в самом потоке, а не далеко в стороне от него. Предположим, что где-то через границу РФ проходит автомагистраль, по которой идет большой поток грузов. Естественно на границе просто необходимо организовывать таможенный контроль грузов. Но так как поток может быть слишком большим, то таможня или таможенный пост на границе будут просто не в состоянии проверить все транспортные средства, ввозящие товары на территорию РФ. Поэтому, как правило, на границе идет первичная проверка, груз опечатывается и направляется внутрь страны. Эта процедура называется процедурой внутритаможенного транзита. Так как груз впущен на таможенную территорию РФ, но еще не прошел проверку, то встает вопрос где (создать) расположить таможню или таможенный пост внутри страны для проведения таможенного контроля до конца. Как правило, импортные грузы направляются к определенным получателям. Этими получателями являются фирмы и предприятия, имеющие внешние связи и занимающиеся внешней торговлей. Часто, предприятия такого рода концентрируются в так называемых торговых центрах. Поэтому обычно, импортные грузы направляются в торговые центры, а оттуда уже распространяются по стране вообще. То есть груз (товар) везется, например, в Москву или Санкт-Петербург, а уже затем распределяется по области или везется в другую часть страны. Почти также происходит экспорт товаров. Предприятия или фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, отправляют товары, как правило, из мест их производства, тем самым они понижают свои затраты на транспортировку. Например, предприятие, производящее какую-либо продукцию, может заключить договор с иностранной фирмой на таких условиях, при которых затраты по транспортировке за пределами этого предприятия будет нести иностранная фирма.

Информация о работе Территориальная организация таможенного дела.Рациональное размещение таможенных постов