Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы постараться выявить и проанализировать те основные факторы, принципы и методы, которыми руководствуются ФТС при рациональном размещении таможенных органов как на самой территории, так и на границе Российской Федерации. Следовательно, достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
проанализировать все виды факторов и принципов, влияющих на размещение таможен;
проследить этапы становления концепций развития и размещения таможенных органов;
определить основные методы, которыми руководствуются при размещении таможенных органов;
выявить экономическую эффективность рационального территориального размещения таможенных органов;
рассмотреть и проанализировать на примере концепцию размещения таможенных постов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1.1 Факторы и принципы размещение таможенных органов……………...5
1.2 Концепции развития и размещения таможенных органов……………16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕН И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ
2.1 Анализ концепции размещения таможенных постов на примере
Санкт-Петербурга и Ленинградской области……………………………...23
2.2 Экономическая эффективность и методы территориального
размещения таможенных органов………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
В принципе, таможни или таможенные посты могут размещаться тремя способами. Во-первых, таможни и таможенные посты могут быть размещены на наших просторных границах. Но поток может оказаться слишком большим, и таможня или таможенный пост будут просто не в состоянии справиться с оформлением и контролем грузов. Во-вторых, таможни имеет смысл размещать в тех местах, куда или откуда ведут потоки грузов, то есть в торговых центрах, где концентрируются предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. В-третьих, таможню или таможенный пост можно расположить на пути прохождения груза (товара) от границы до торгового центра и обратно.
Товар до "торгового центра" может везти по различным дорогам (внутренним автомагистралям, железным дорогам и т. д.). Встает вопрос где "организовать" таможенный контроль груза. Но если немного подумать, то приходят к выводу, что удобней всего разместить таможню или таможенный пост в самом торговом центре, так как на границе проверить все грузы (товары) не представляется возможным. Поэтому их для прохождения всех формальностей направляют во внутренние таможни и таможенные посты. Внутренние таможни и таможенные посты имеют ряд преимуществ перед пограничными. Находясь в местах расположения отправителей и получателей товаров, внутренние таможни и таможенные посты могут наиболее эффективно осуществлять таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. Также для успешной работы таможенному посту или таможне требуется ресурсы различного рода. Это трудовые ресурсы, здания, техника и основной ресурс – участники ВЭД.
Тут уже при размещении таможенных органов начинают руководствоваться следующими принципами:
Следовательно,
чтобы реализовать
Выделяют следующие группы факторов на размещение таможенных органов:
Учитываются
также факторы
Кроме этого многие специалисты в качестве особого фактора размещения выделяют инфраструктуру, объясняя это тем, что при прочих равных условиях, различия в развитии инфраструктуры определяют предпочтительность размещения производства. Инфраструктурный фактор включает в себя несколько частей: 1) транспортный фактор; 2) земельный фактор; 3) энергетический фактор; 4) здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов; 5) околотаможенная структура.
Рассмотрим как влияют каждая из частей инфраструктурного фактора на размещение таможен и таможенных постов. Первым "подфактором" инфраструктурного фактора, влияющим на размещение таможен и таможенных постов является транспортный. Если сравнивать таможенную службу с какой-нибудь отраслью народного хозяйства, то транспортный фактор в таможенной службе предстает несколько в своеобразном виде. Здесь есть некоторая особенность. Если пользоваться системным подходом, то выявляется следующее. Во-первых, транспортный фактор должен выражаться в поступлении ресурсов, для таможенной службы таковыми ресурсами является информация доставляемая участниками ВЭД. То есть, первое проявление транспортного фактора для таможенной службы учитывается при анализе сырьевого фактора. Так же необходимо обеспечить работников таможенных постов и таможен каким-либо транспортом до места работы. Как уже все знают труд тоже является ресурсом. Во-вторых, транспортный фактор должен выражаться через вывоз или готовой продукции, или полуфабрикатов, или заготовок предназначенных для дальнейшей обработки. В таможенной службе это проявляется в движении информации по таможенной службе, то есть необходимо обеспечить прохождение информации от таможен и таможенных постов до региональных таможенных управлений, а далее до ФТС.
Следующим подфактором, который необходимо учитывать при размещении таможен или таможенных постов является земельный фактор. Можно выделить два аспекта, через которые выражается данный фактор. Первый заключается в следующем: в использовании земли существует множество различных альтернатив, так земля может использоваться под какие-либо предприятия или жилищные строения, объекты для занятий спортом и отдыха, под заповедники флоры и фауны и др. Можно придумать еще очень много способов использования земли, но необходимо использовать землю как ресурс с наибольшей эффективностью. Таможенная служба в этом случае является как бы конкурентом за использование земли с другими отраслями. Так, например, по каким-либо причинам принято решение расположить новый таможенный пост или таможню на некоторой территории. Но на этой территории обитают вымирающие животные или растения и организован заповедник, в этом случае придется искать другое место для планируемой таможни или таможенного поста. Вторым аспектом земельного фактора является следующие: если в первом случае размещение таможни или таможенного поста не удавалось из-за факторов наиболее рационального использования природных ресурсов, то в данном случае может и не получиться разместить таможню или таможенный пост по чисто природным причинам. Так, например, выяснено, что желательно было бы разместить таможню или таможенный пост в некотором месте, а выбранное место естественно имеет определенный рельеф, определенные типы почв и другое. При определенном наборе этих факторов строительство таможни или таможенного поста в этом месте может оказаться невозможным. Так выбранное место может находиться в горах, где находятся легкосмываемые породы, да еще, в добавок ко всему, в этом месте довольно часто идут дожди. Для того чтобы здесь построить таможню или таможенный пост необходимы огромные капиталовложения, поэтому следует принять решение о размещении таможни или таможенного поста в другом месте.
Дальше следует энергетический подфактор. Таможенная служба так же остро нуждается в энергетических ресурсах в своей деятельности, как и многие другие отрасли. Таможни и таможенные посты в своей деятельности используют компьютерную технику, технические средства таможенного контроля, оргтехнику, автомобили, вертолеты и др., что позволяет повысить продуктивность работы таможен и таможенных постов, улучшить ее скорость и качество. Во-первых, таможне или таможенному посту в его деятельности нужна электроэнергия, значит при их размещении необходимо смотреть на наличие поблизости ее источников. Во-вторых, таможням и таможенным постам в их деятельности необходимы топливные ресурсы, то есть горючее для автомобилей и другой техники. Поэтому таможни и таможенные посты следует размещать так, чтобы доставка топлива была как можно дешевле, быстрее и удобнее.
Еще при размещении таможенных органов учитывается наличие зданий и сооружений, необходимых для работы таможен и таможенных постов. Предположим, что решено разместить таможню или таможенный пост в некотором месте и тут встает вопрос о помещениях. Их можно построить, а можно приобрести или арендовать. Аренда часто бывает выгоднее строительства. Но таможенная политика РФ очень изменчива. Так сегодня Россия может торговать с некоторой страной на общих условиях, значит необходимо таможенное регулирование этой торговли. Будут создаваться дополнительные таможни и таможенные посты на границе с этой страной. А завтра Россия заключит таможенный союз с этой страной и надобность в дополнительных таможнях и таможенных постах отпадет, то есть то, что строилось, будет больше не нужно. В случае если здания для дополнительных таможен не строили, а брали в аренду, то не составит большого труда и затрат упразднить ненужные таможни и таможенные посты. В этом случае необходимо просто расторгнуть договор аренды.
Кроме всего вышеперечисленного не маловажную роль играет наличие околотаможенной структуры и ее развитость. Развитие таможенной системы повлекло за собой возникновение так называемой околотаможенной структуры и сфер деятельности, работа которых явилась как бы посредническим звеном между таможенными органами и участниками ВЭД и строится на договорной основе. Сюда входят: склады временного хранения, таможенные склады, таможенные брокеры (декларанты), магазины беспошлинной торговли, информационные услуги по таможенному оформлению. Как правило, околотаможенная структура появляется уже после возникновения таможни или таможенного поста. Она является как бы дополнением таможни или таможенного поста и помогает ему выполнять его функции.
Влияние
перечисленных факторов носит опосредовательный
характер. В конечном счете, они определяют
маршруты перемещения товаров и пассажиров,
концентрацию участников ВЭД и потребителей
импортной продукции.
1.2 Концепции развития и размещения таможенных органов
В
связи с конкретными
Первый этап называют "перестроечным периодом" (конец 1991 г. – середина 1993 г.). Здесь концепцию развития и размещения таможенных органов определяли следующие факторы:
Концептуальную основу развития и размещения таможенных органов на этом этапе составили Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г. №788 и Постановление Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации" от 24 мая 1993 г. №486.
Суть
концепции этого этапа
Обеспечение
эффективности таможенного
В 1992-1993 гг. более чем в два раза увеличилось число пограничных таможен, где на большей части они были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен, в пять раз увеличилось количество таможенных постов. Быстрыми темпами росло число внутренних таможенных постов, а также была создана сеть региональных таможенных управлений в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы.
На втором этапе становления и развития системы таможенных органов (середина 1993 г. – август 1996 г.) продолжалась работа по полному переходу инфраструктуры таможенных органов на региональный принцип развития, то есть создавались таможенные лаборатории. Таможенные управления разрабатывали перспективные планы развития таможенных органов своей зоны деятельности. В 1994-1995 гг. значительно увеличилось количество складов временного хранения и таможенных терминалов.
В этот период были определены коррективы в систему таможенных органов и их размещение внесло образование в начале 1995 г. Таможенного Союза России, Республики Беларусь, Казахстана и с последующим присоединением к ним Киргизии и Таджикистана. В связи с отменой на начальном этапе образования Союза таможенного контроля на общих участках границы были упразднены действовавшие там таможни, таможенные посты, пункты пропуска и переходы, но открылись представительства ФТС России в Минске, Алма-Ате и Бишкеке.