Таможенные информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Меняющиеся условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 4
ГЛАВА 2 ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 8
ГЛАВА 3 ИННОВАЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ 13
ГЛАВА 4 ВОЗМОЖНОСТИ И МЕРОПРИЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 22
ГЛАВА 5 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ В РАМКАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 409.86 Кб (Скачать)
  • работу и взаимосвязь всех подсистем ЕАИС, объединяет все таможенные органы, специализированные таможенные учреждения, организации и их подразделения;
  • круглосуточную работу главного информационно-телекоммуникационного комплекса;
  • соединения главного информационно-телекоммуникационного комплекса, региональных информационно-телекоммуникационных комплексов и их пользователей через наземные цифровые, спутниковые, низкоскоростные и радиоканалы связи;
  • круглосуточную адресацию, маршрутизацию и доставку сообщений ведомственной телекоммуникационной сети таможенной службы в режиме реального времени;
  • поддержку почтовых функций с использованием имеющихся стандартных протоколов обмена (эксплуатируется система электронной почты Lotus Domino / Notes);
  • транспортный уровень для подсистем автоматизированного таможенного оформления, таможенной административно-правовой подсистемы, таможенной внешней информационной подсистемы;
  • возможность подключения к международным вычислительных сетей (Интернет и др.).

Автоматизация таможенных технологий должна сводить к минимуму негативное влияние «человеческого фактора» в принятии каждого конкретного решения путем применения информационно-технических средств, интегрированных в единую систему оперативного управления таможенной деятельностью.

Принципы разработки автоматизированных систем управления обуславливаются требованиями и возможностями научного управления, а также особенностями конкретных объектов управления и использования современных технических средств. Основные принципы разработки АСУ подразделяются на три вида:

  • принципы системного характера;
  • принципы организационно-технического характера;
  • принципы экономико-математического характера.

Эти принципы подчеркивают информационно-экономическую природу АСУ, отличающую её от разнообразных технических и др. систем управления – первоочередность решения при разработке АСУ экономических и информационных проблем, необходимое приспособление общесистемных положений математического аппарата, программных и технических средств к особенностям и условиям функционирования конкретной области – таможенной службы. Исходя из основных принципов построения комплекса технических средств в ЕАИС определяются требования к его структуре, номенклатуре и количеству технических средств, сбора, передачи, представления и обработки информации [2, с. 33].

 

ГЛАВА 3 ИННОВАЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Сегодня развитие таможенных и информационных технологий в таможенных службах государств – членов Таможенного союза находится на высоком уровне, соответствующем в целом современным требованиям и опыту передовых таможенных администраций мира. Внедрено и интенсивно развивается электронное декларирование, предварительное информирование, продолжается унификация системы управления рисками, развитие транзитных технологий. Сегодня таможенные службы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подошли к такому уровню информатизации, что необходимо применить инновационный подход при развитии и модернизации информационных систем таможенных органов и таможенных технологий в частности.

В настоящее время без информационных технологий уже невозможно даже представить любую деятельность, в том числе и деятельность таможенных органов. Так какие же инновации необходимо применять в настоящее время, чтобы добиться качественно нового уровня развития деятельности таможенных органов, позволяющего обеспечить баланс между содействием международной торговли и обеспечением безопасности национальных интересов государств – членов Таможенного союза?

Существующая традиционная схема информационного взаимодействия при реализации таможенных операций приведена на рис. 1.

Рис.1

Имеет место передача электронных копий около 50 документов, более 200 информационных реквизитов, которые зачастую дублируют друг друга. Кроме этого, несмотря на то, что структуры и форматы электронных копий таможенных документов, а также протоколы информационного взаимодействия, в основном стандартизованы, процессы выполнения таможенных операций в таможенных службах реализованы на основе национальных правовых актов, регламентирующих действия должностных лиц таможенных органов. В результате основным принципом функционирования существующих информационных систем таможенных органов является автоматизация деятельности конкретных должностных лиц, от которых зависит выполнение конкретных таможенных операций.

В этих условиях, достижение поставленных стратегических целей невозможно без коренного пересмотра подходов к автоматизации деятельности таможенных органов. Требуется обеспечить переход от автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов (функций и операций таможенного инспектора) на национальном уровне к автоматизации реализации таможенных процедур на всей таможенной территории. Такой переход должен обязательно характеризоваться:

 

  • уникальной идентификацией участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории Таможенного союза (далее – участников ВЭД);
  • реализацией принципов «одного окна» и «однократного представления сведений» при взаимодействии участников ВЭД с таможенными и иными государственными органами;
  • реализацией в пунктах пропуска через Таможенную границу принципа «одной остановки» совместно с реализацией принципа «двух служб на границе»;
  • автоматической регистрацией и выпуском деклараций на товары с использованием системы управления рисками и дифференциацией участников внешнеэкономической деятельности.

В государствах-членах Таможенного союза финансовые и налоговые органы используют в своей деятельности национальные системы идентификации лиц. При таможенном декларировании приходится учитывать особенности национальных систем. Кроме того при совершении таможенных операций на территории Евросоюза резиденты Таможенного союза получают еще и идентификационный код EORI.

Система регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов (EORI – Economic Operator's Registrationand Indentification) внедрена и успешно функционирует в Европейском союзе, в целях упрощения процедур торговли, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Необходимо отметить, что регистрация в системе EORI не заменяет другие виды государственной регистрации, а дополняет их соответствующим идентификатором, используемым при совершении таможенных операций на территории Евросоюза.

Представляется актуальным создание аналогичной системы уникальной идентификации участников внешнеэкономической деятельности на территории Таможенного союза, с возможностью в перспективе ее интеграции с системой EORI. Создание такой системы упростит таможенные процедуры на территории Таможенного союза (например, при заполнении таможенных документов, при формировании профиля участника ВЭД в системе управления рисками), а также облегчит деятельность резидентов Таможенного союза на территории Евросоюза. Перспективная схема информационного взаимодействия должна быть основана на реализации принципов «однократного представления сведений» при взаимодействии участников ВЭД с таможенными и иными государственными органами (рис. 2).

Рис. 2

Перед Евразийской экономической комиссией стоит задача оптимизации уже сложившегося электронного документооборота и создание его для тех министерств и ведомств, которые не вовлечены в него в полной мере. Кроме этого, необходимо обеспечить стандартизацию и унификацию реализации таможенных процедур с использованием информационно- программных средств и обеспечить формирование интегрированной информационной структуры юридически значимого межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза, на базе Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли.

При планировании мероприятий по созданию Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли в приоритетном порядке учитываются работы, связанные с информационным обеспечением общих процессов Таможенного союза и проектированием новых технологий электронного взаимодействия, унификации электронных и бумажных документов, гармонизации данных. Реализация в пунктах пропуска через Таможенную границу принципа «одной остановки» совместно с реализацией принципа «двух служб на границе» при одновременном укреплении информационной составляющей и использованием интегрированных информационно-программных средств, автоматизирующих функции государственного контроля, серьёзно упорядочит и ускорит пересечение границы скоординировано действовать по реализации принципа двух служб на границе. Задачи и пути реализации принципа «двух служб» на границе приведены на рис. 3, сущность принципа «одной остановки» на рис. 4.

 

Рис.3

 

Рис.4

Следующая инновация – автоматическая регистрация и выпуск деклараций на товары с использованием системы управления рисками и дифференциацией участников ВЭД. С этой целью: во-первых, необходимо законодательно закрепить принцип первичности электронных документов. Необходимо, чтобы в процессе таможенного контроля циркулировали в основном электронные документы, обеспечивалась их юридическая значимость, а бумажные документы предъявлялись только в крайне редких случаях. Во-вторых, возрастающий товаропоток, интенсивность внешнеэкономической деятельности и сокращение штатной численности должностных лиц таможенных органов не оставляют других вариантов, кроме как уход от тотального контроля на действительно выборочный, но метко стреляющий по цели. В основу такого контроля должна быть положена дифференциация участников ВЭД и применение с ее учетом системы управления рисками (далее – СУР). В этом случае декларирование товаров можно описать следующим образом (рис. 5).

Рис.5

Участник ВЭД общается с таможенными органами исключительно в электронном виде. Для взаимодействия декларанта и таможенных органов закреплена законодательно и обеспечена информационными ресурсами система «одного окна». Эти документы (информация из них) запрашиваются и обрабатываются таможенными органами в режиме он-лайн из информационных систем других ведомств самостоятельно с использованием ИИСВВТ. В информационных системах таможенных органов реализовано автоматическое сопоставление значимой информации из разрешительных документов со сведениями, заявленными в таможенной декларации. Существенная (до 50%) доля деклараций после автоматической проверки через систему управления рисками, в случае если риски не выявлены – выпускается автоматически. Для этой цели радикально перенастроена СУР. В её основу заложен субъектный подход, сочетание механизмов ступенчатой дифференциации участников ВЭД по степени добросовестности, генератора случайных чисел, корректировки действующих «товарных» рисков. Мероприятия по совершенствованию декларирования приведут к тому, что выпуск значительной части деклараций будет происходить в пределах 10 – 15 минут. Поскольку большая часть деклараций не будет сопровождаться представлением документов, то и у декларанта время подготовки декларации сократится. При этом существенная доля (до 20-30%) предприятий и компаний, имеющих стабильную многолетнюю таможенную и налоговую репутацию, будут подвергаться мерам таможенного контроля (таможенный досмотр, запрос дополнительных документов и сведений) в крайне редких случаях (количество контрольных операций в отношении таких участников может сократится на 70%).

Основной упор в контрольных операциях необходимо сосредоточить на контроле после выпуска товаров. Необходимо обеспечить единообразную правоприменительную практику применения таможенного законодательства, что позволит перейти от автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов к автоматизации реализации отдельных таможенных операций, когда должностные лица таможенных органов привлекаются только при срабатывании системы управления рисками или при иных обстоятельствах, требующих принятие решения должностным лицом (рис. 6).

Рис.6

Распространение такого подхода на реализацию всех таможенных процедур позволит получить целый ряд положительных эффектов, например:

  • исключается прямое взаимодействие должностных лиц таможенных органов с заинтересованными лицами при документальном контроле;
  • должностные лица таможенных органов будут отвечать за конкретные таможенные операции при срабатывании системы управлениями рисками или иных обстоятельствах;
  • высвобождается большое количество человеко-часов за счет автоматической работы систем.

Совместная реализация рассмотренных инновационных подходов позволит обеспечить переход от использования в таможенных органах учетных, статистических, информационно-справочных и информационно-расчетных систем, выполняющих запросы должностных лиц таможенных органов, к применению автоматических и интеллектуально-управляющих информационных систем, контролирующих выполнение таможенных процедур и обеспечивающих совместно с должностными лицами таможенных органов проведение таможенного оформления и контроля.

В заключении необходимо подчеркнуть, что достижение сформулированных стратегических целей и получение обозначенных результатов возможно только при совместной, постоянной и конструктивной работе должностных лиц Евразийской экономической комиссии, таможенных и иных государственных органов государств – членов Таможенного союза, а также и добросовестных участников ВЭД.

Совместными усилиями вполне возможно:

  • во-первых, сделать электронное декларирование действительно электронным декларированием, а не электронной копией бумажного декларирования;
  • во-вторых, реализовать принципы «одного окна», «однократного представления сведений» и «одной остановки», являющиеся основополагающими принципами при упрощении таможенных формальностей без снижения заданного уровня обеспечения национальной безопасности государств – членов Таможенного союза [3].

Информация о работе Таможенные информационные системы