Таможенные информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Меняющиеся условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 4
ГЛАВА 2 ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 8
ГЛАВА 3 ИННОВАЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ 13
ГЛАВА 4 ВОЗМОЖНОСТИ И МЕРОПРИЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 22
ГЛАВА 5 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ В РАМКАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 409.86 Кб (Скачать)

ГЛАВА 4 ВОЗМОЖНОСТИ И МЕРОПРИЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Говоря о логистике, необходимо помнить о ее прикладном значении в жизни общества, которое состоит в разработке и применении эффективных методов управления материальными и сопутствующими потоками в сферах производства и обращения. При этом между собой органично взаимосвязаны производственная, транспортная, складская, информационная, финансовая и коммерческая составляющие. А если речь идет об управлении внешнеторговыми потоками, то возникает еще и таможенный элемент, формирующий самостоятельную отрасль логистики со своими принципами, методами и инструментами.

Влияние этого фактора достаточно велико, исходя из того, что ежегодно через территорию Республики Беларусь перемещается более 200 млн. тонн транзитных грузов, а объем внешней торговли товарами значительно превышает уровень ВВП. Особенно это актуально в условиях созданного Таможенного союза, который  открывает ряд возможностей:

  • снижение расходов на производство и перевозку товаров в пределах его территории;
  • открытие новых рынков сбыта для отечественной продукции;
  • уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;
  • ликвидация таможенных процедур при перемещении товаров происхождением третьих стран;
  • упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.

Таможенная логистика основана на системе таможенного тарифного и нетарифного регулирования, принципом функционирования которой является оптимизация временных и финансовых затрат на осуществление процедур, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и их последующим вовлечением в экономический оборот в интересах всех участников внешнеэкономической сделки. Стоит отметить, что в число заинтересованных лиц входят не только отправитель и получатель товара, но и перевозчик, экспедитор, владелец складского терминала, и, наконец, таможенные и иные органы государственного управления. Каждый участник преследует свои экономические интересы. Например, с позиций государства применение логистического подхода должно привести к увеличению внешнеторгового оборота и объемов таможенных платежей. Логистические аутсортеры заинтересованы в реализации логистического подхода за счет наличия перспективы роста объемов экспортно-импортных потоков, и, следовательно, роста их доходов [4].

Предприятиям, чья деятельность связана с оказанием логистических услуг, уже недостаточно иметь репутацию качественного партнера, который в любом случае доставит товар недорого в целости и сохранности, важно также иметь репутацию надежного и мобильного оператора. А для этого надо одно – взять на себя и выполнить обязательство доставить товар не только в максимально короткий, но и в четко определенный срок.

Для этого необходимо свести до минимума погрешности во времени, затрачиваемого на всех этапах движения грузов. Сложнее всего спрогнозировать форс-мажорные обстоятельства, а также время и последствия прохождения пограничных формальностей и таможенной очистки груза. Говоря о последнем, необходимо отметить, что стремление обеспечить безопасный и максимально упрощенный порядок проведения процедур присуще, наверное, всем таможенным службам. Таможенные органы Республики Беларусь не являются в данном процессе исключением.

Таможенная логистика предназначена для решения целого спектра сложных задач, которые необходимы для реализации процессов импорта и экспорта продукции и товаров наиболее оптимальными методами, требующими наименьших затрат.

Активная глобализация и либерализация мировой торговли создают предпосылки формированию оптимально организованной системы взаимодействия всех участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Беларусь находится на выгодном пересечении европейских транспортных коридоров, что является предпосылкой для возможного становления в качестве полноценного участника процесса международного перемещения товаров. Реализация этих перспектив в немалой степени зависит от деятельности таможенных органов Республики Беларусь. Внедрение высококачественного таможенного сервиса, применение эффективных инновационных технологий таможенного оформления и контроля являются важнейшей характеристикой таможенной деятельности. Именно поэтому следует больше внимания уделить изучению опыта использования методов логистики при организации системы таможенного оформления и контроля.

В условиях становления и развития логистической системы в Республике Беларусь можно отметить отсутствие использования логистического подхода при осуществлении внешнеторговых операций, поскольку реализуются лишь отдельные логистические функции для снижения затрат в процессе перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы Республики Беларусь до последнего времени в качестве основной функции были ориентированы на решение фискальных и правоохранительных задач. В то же время естественная эволюция развития таможенного дела, предопределенная влиянием таможенного регулирования на процессы международной интеграции национальной экономики в международное экономическое пространство требует совершенствования технологий таможенного оформления и таможенного контроля. В качестве одного из важнейших показателей эффективности таможенной системы на первый план выходят затраты времени на прохождение таможенных формальностей. Ведь главным следствием задержек товаров на границе является повышение их цен внутри страны, если речь идет об импортируемых товарах, и потеря транзитных потоков, если задерживаются товары, идущие в третьи страны [6].

При применении же логистического подхода, связанного с интеграцией всех логистических операций, при управлении экспортно-импортных потоками создается значительный резерв общего снижения издержек. Это станет возможным благодаря высокотехнологичному взаимодействию бизнеса и государственных структур, контролирующих внешнеэкономическую деятельность (в первую очередь, таможенных органов). Логистический подход к деятельности таможенных органов требует системной реализации следующих мероприятий:

  1. Создание современных таможенно-логистических центров. Логистическая инфраструктура непосредственно влияет на увеличение ВВП страны. Это происходит благодаря обеспечению более высокого качества обслуживания товарных потоков в международных логистических центрах и, привлечению дополнительного объема товаров, проходящих через страну транзитом.
  2. Совершенствование таможенного законодательства.
  3. Внедрение новейших информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов. Программа «Электронная таможня» предполагает внедрение проектов по автоматизации основных направлений деятельности таможенных органов, предусматривающих централизованную обработку данных и организацию удаленного доступа уполномоченными лицами к информационным ресурсам таможенных органов: новой транзитной системы, новой системы анализа и управления рисками, витрин данных для взаимодействия с системой ЕРИП (Единого расчетно-информационного пространства), совместно с Национальной академией наук создана Национальная автоматизированная система электронного декларирования (НАСЭД). В настоящее время ряд таможенных операций осуществляется в автоматическом режиме, что позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы таможни при одновременном повышении качества и скорости обработки информации.
  4. Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу. С целью выявления потенциально опасных грузов в таможенных органах внедряется система анализа и управления рисками, осуществляется последовательная работа по созданию правовых и организационных условий для ее функционирования и развития. Благодаря использованию СУР, вмешательство таможенных органов в импортно-экспортные операции минимизируется, а скорость перемещения товаров и транспорта через границу увеличивается.
  5. Реформирование организационно-управленческой структуры таможенных органов, построенной по функциональному принципу. Генеральная линия развития таможенных органов нашла отражение в документе под названием «Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года». В основу организационных преобразований легли положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Беларусь – 72-е государство, присоединившееся к Киотской конвенции), а также нормы Рамочных стандартов безопасности и облегчения международной торговли ВТО.

 

 

ГЛАВА 5 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ В РАМКАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В теории международной экономической интеграции единое экономическое пространство (ЕЭП) характеризуется, чаще всего, как общий рынок (common market) и рассматривается в качестве более совершенной интеграционной структуры в мировой экономике по сравнению с зонами свободной торговли и таможенными союзами. Основными принципами функционирования общего рынка являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников и унификация регулирования их торговых отношений с третьими странами.

Единое экономическое пространство на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан начало функционировать с 1 января 2012 года, и в его рамках осуществляется  свободное перемещение товаров Таможенного союза. Как известно, принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий и ограничений во взаимной торговле, унификацию ставок ввозных таможенных пошлин, формирование общего таможенного тарифа, применение единых мер нетарифного регулирования в торговли товарами с третьими странами. В конечном счете, все эти действия направлены на минимизацию временных и финансовых затрат при прохождении товарными потоками таможенных границ сопредельных государств и согласование экономических интересов всех субъектов сферы международной торговли. Именно в этих целях должны применяться технологии таможенной логистики, к числу которых можно отнести следующие:

  • декларирование товаров в электронной форме с удостоверением документов и сведений электронно-цифровой подписью (ЭЦП);
  • уплату таможенных платежей и/или обеспечение обязательств по их уплате посредством применения специализированных микропроцессорных карт (так называемых «таможенных карт»);
  • предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенную границу, в том числе, предварительное декларирование товаров;
  • декларирование товаров с подачей неполной или периодической таможенной декларации;
  • выпуск товаров без подачи таможенной декларации при представлении сведений, необходимых для их идентификации;
  • хранение товаров на складе получателя;
  • технологию «удаленного выпуска»;
  • технологию «сухого порта».

Используя данные опроса декларантов, перевозчиков, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, иных заинтересованных лиц, проведенного Комитетом РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, рассмотрим особенности применения в 2011 году отдельных технологий таможенной логистики в рамках ЕЭП. В соответствие с законодательством стран декларации на товар должны подаваться в электронном виде. Правительство стран-участниц ЕЭП устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме. В случае подачи декларации на товары в письменной форме она должна сопровождаться представлением ее электронной копии. Декларация на товары при таможенном декларировании в электронной форме подписывается ЭЦП. По мнению большинства респондентов (70 из 80), основными барьерами, сдерживающими использование технологии электронного декларирования  являются:

  • требование таможенных органов предоставить полный бумажный комплект документов к декларации на товары, либо указанные документы на магнитном носителе для проведения дополнительной проверки по коду товаров, для подтверждения уплаты таможенных платежей, для подтверждения заявленной таможенной стоимости, для подтверждения страны происхождения товара, для подтверждения полномочий декларанта, для проверки соблюдения ограничений;
  • присвоение номера электронной декларации происходило спустя длительное время после ее подачи;
  • наличие фактов потерь электронных деклараций, внесения должностным лицом необоснованных правок в декларацию на товары, искусственное создание ошибок;
  • информационный обмен по электронным декларациям происходил по принципу «запрос — ответ», в связи с чем из-за длительного отсутствия поступления от таможенного органа «запроса — сообщения» не было возможности переслать информацию или документ для проверки;
  • с ростом доли электронных деклараций, в том числе много кодовых, увеличился объем информации, передаваемой по каналам связи, а также время на ее передачу. При этом программные продукты и аппаратная часть не справлялись с обработкой указанных информационных массивов, что приводило к периодическим системным сбоям при передаче электронных деклараций и к остановкам (задержкам) в оформлении товаров;
  • необходимость приведения большого объема документов, в том числе получаемых от многочисленных поставщиков, в электронный вид, что обусловливало привлечение для этой работы дополнительных сотрудников;
  • отсутствие надлежащего взаимодействия между подразделениями таможенного оформления и таможенного контроля и функциональными отделами таможни (таможенного поста);
  • присвоение разных номеров одной декларации на товары, повлекшее за собой списание таможенных сборов за таможенные операции;
  • необходимость постоянного нахождения представителя декларанта при выпускающем таможенном инспекторе;
  • осуществление проверок заявленной информации таможенным инспектором вручную (с калькулятором);
  • практическая невозможность удаленного списания денежных средств, в связи с чем требовалось обязательное присутствие представителя декларанта с оригиналом платежного поручения [5].

Информация о работе Таможенные информационные системы