Информационные технологии в системе профессиональной подготовки кадров таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность решения проблемы информатизации процесса обучения в структурах ФТС России связана с изменением требований к качеству подготовки сотрудников таможенных органов, которое продиктовано не столько ситуацией, сколько глубинными процессами, происходящими как в самом обществе, так и в структурах таможенных органов, и необходимостью их модернизации. Стратегия реализации проблемы определена в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 6
1.1. Понятие профессиональной учебы, ее цели и задачи. 6
1.2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию профессиональной учебы в таможенных органах. 10
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 20
2.1. Информационные технологии в системе профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов 20
2.2. Развитие системы дистанционного образования в таможенных органах Российской Федерации. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая ИТТ Рамазанова С.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В условиях современного динамичного развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как традиционные материальные и энергетические ресурсы.

     Информатизация  образования – это внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, это повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

     Информационная  технология – это система методов  и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы.

     Информационные  образовательные технологии – это  технологии обучения, основанные на применении средств вычислительной техники и специального программного, информационного и методического обеспечения.

     Актуальность  решения проблемы информатизации процесса обучения в структурах ФТС России связана с изменением требований к качеству подготовки сотрудников таможенных органов, которое продиктовано не столько ситуацией, сколько глубинными процессами, происходящими как в самом обществе, так и в структурах таможенных органов, и необходимостью их модернизации. Стратегия реализации проблемы определена в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р.  

     В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» периодичность повышения квалификации гражданских государственных служащих  должна составлять не более трех лет. Для удовлетворения реальных потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников таможенных органов необходимо в несколько раз увеличить мощность существующей системы дополнительного образования ФТС России. Столь резкое увеличение пропускной способности существующей системы дополнительного профессионального образования требует новых организационных решений, серьезных начальных инвестиций на развертывание дополнительных учебных площадей, оснащение их современной техникой, развитие существующего учебно-методического обеспечения, подготовку высококвалифицированных преподавателей.

     Чтобы преодолеть существующий в таможенных органах дефицит компетентности, возникший в процессе резко увеличившейся потребности в квалифицированных специалистах, необходимо найти действенные способы доведения востребованных знаний до сотрудников таможенных органов. При этом процесс их усвоения должен происходить не только на высоком качественном уровне, но и значительно быстрее и в большем объеме. Проблему своевременного и качественного повышения квалификации и переподготовки сотрудников таможенных органов можно решать не только экстенсивным путем (за счет расширения учебных площадей), но и интенсивным, например, за счет расширения информационного обмена, который обеспечивает резкое повышение качества обучения и приобщение широкого круга сотрудников таможенных органов к учебной информации в удобное для них время, независимо от территориальной разобщенности. Необходимо осознать, что эффективность процесса обучения определяется совокупностью применяемых образовательных технологий.

     Новые информационные технологии ориентированы на реализацию психолого-педагогических целей учебно-воспитательного процесса по следующим направлениям:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности и обработки информации;
  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

     Таким образом, речь должна идти о системном комплексном подходе, который может быть реализован только с учетом перспективы деятельности образовательных структур ФТС России и должен быть неразрывно связан с реализацией новых требований внешнего окружения, формируемых информационным обществом. Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым большую эффективность педагогического воздействия. Образовательные информационные технологии на основе современных телекоммуникаций и систем мультимедиа создают объективную основу для радикальных изменений в системе подготовки и повышения квалификации сотрудников таможенных органов. 

 

ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1.1. Понятие профессиональной учебы, ее цели и задачи.

 

    Профессиональная  учеба должностных лиц таможенных органов проводится в соответствии с положениями Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Концепцией кадровой политики таможенных органов Российской Федерации, решениями коллегии ГТК России "О развитии системы профессионального образования таможенных кадров Российской Федерации" (24 ноября 1995 года), "О повышении эффективности использования кадрового потенциала и задачах по совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов" (25 мая 1999 года), "О состоянии работы с кадрами и основных направлениях кадровой политики таможенных органов Российской Федерации на 2000-2005 годы" (30 июня 2000 года), а также настоящими учебно-методическими рекомендациями.

    Профессиональная  учеба - это образовательный процесс, включающий изучение сотрудниками таможенных органов в ходе прохождения службы в плановом порядке учебных дисциплин по таможенному делу, законодательства Российской Федерации, нормативных, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ГТК России.

    Профессиональная  учеба является обязательной для  всех сотрудников таможенных органов. Ее основная цель - непрерывный рост профессионального уровня специалистов таможенной службы.

    Начальники  региональных таможенных управлений и  таможен обязаны обеспечивать необходимые  условия для эффективного проведения профессиональной учебы, формировать у сотрудников потребность в постоянном совершенствовании профессиональных знаний.

    Начальники  структурных подразделений таможенных органов несут персональную ответственность за организацию профессиональной учебы, своевременное и качественное проведение занятий, привлечение к профессиональной учебе подчиненных сотрудников.

    Учебный год разбивается на два периода: сентябрь-декабрь, январь-июнь.

    Профессиональная  учеба включает проведение плановых учебных занятий и самостоятельную работу (подготовку) сотрудников.

    Занятия по профессиональной учебе проводятся регулярно в течение учебного года со всеми сотрудниками и работниками  в структурных подразделениях таможенных органов: еженедельно по 2 академических часа (в особых случаях по 4 часа) из расчета 80 часов в год. Порядок проведения профессиональной учебы утверждается начальником таможенного органа.

    Начальники  региональных таможенных управлений, таможен и их заместителя, начальники таможенных постов обучаются самостоятельно по индивидуальным планам, которые утверждаются руководителем вышестоящего таможенного органа.

    Профессиональная  учеба проводится:

    - в структурных подразделениях (на  таможенных постах и в отделах);

    - в составе тематических семинаров  по основным направлениям деятельности;

    - по дежурным сменам - в подразделениях, работающих посменно;

    - комбинированно - по подразделениям  и в составе тематических семинаров.

    Профессиональная  учеба ведется в рабочее время  по учебно-тематическим планам. Учебно-тематические планы профессиональной учебы (далее - учебные платы) составляют руководители структурных подразделений на основе типовых учебно-методических планов, разработанных государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российская таможенная академия" (РТА), с учетом специфики деятельности подразделений и типового плана проведения занятий по общественно-государственному ориентированию.

    Руководители  подразделений, при отсутствии типовых  учебно-тематических планов, должны самостоятельно их разработать с учетом специфики деятельности и утвердить у заместителя начальника таможенного органа, курирующего данное подразделение.

    Порядок организации и проведения занятий  профессиональной учебы устанавливается приказом начальника таможенного органа, в котором определяются дни занятий, учебные группы и их руководители, а также сотрудники, ответственные за проведение учебы.

    Руководители  подразделений при составлении  учебных планов должны указать распределение  времени, объем и последовательность тем, а также детализировать каждую позицию типового учебно-тематического плана РТА с учетом условий и особенностей работы своего подразделения. Допускается дополнять или заменять отдельные позиции, изменять продолжительность занятий (без изменения общего количества часов) с учетом специфики деятельности конкретного подразделения.

    Учебные планы подразделений согласовывает  Учебно-методический совет регионального таможенного управления, таможни, утверждает заместитель начальника таможенного органа, курирующий данное подразделение.

    На  основании утвержденного учебного плана составляется расписание занятий в подразделениях, в котором указывают конкретную дату проведения занятия, время, форму его проведения и руководителя занятия. Как правило, руководителем занятий назначают из числа начальников подразделений или наиболее подготовленных специалистов.

    Основные  формы проведения занятий профессиональной учебы - лекции, семинары, практические занятия, групповые упражнения, дискуссии, деловые игры, тренинг и др.

    Руководители  занятий при планировании профессиональной учебы могут самостоятельно определять форму проведения занятий, максимально приближая изучаемые вопросы к рабочему процессу и конкретным условиям работы сотрудников.

    Последовательность  изучения тем и учет посещаемости занятий отражаются в журнале учета занятий по профессиональной учебе (приложение 2).

    Организацию профессиональной учебы и контроль за ее состоянием в таможенных органах  осуществляет Главное управление кадров, в региональном таможенном управлении - учебный центр или отдел (отделение) подготовки кадров (ОПК) управлений, в таможне - отделение подготовки кадров таможни или отдел кадров (если в таможне отсутствует ОПК).

    В таможенных органах руководители подразделений  планируют, организовывают и проводят занятия по профессиональной учебе в своих подразделениях.

    Контроль  за проведением учебных занятий  осуществляется выборочно (3-4 структурных  подразделения в месяц). Согласно результатам контроля заполняется "лист проверки" (приложение 3).

    РТА и ее филиалы через учебные  центры и ОПК таможенных органов оказывают учебно-методическую и консультационную помощь в организации и проведении занятий профессиональной учебы в таможенных органах.

    Для повышения методической подготовки руководителей занятий по профессиональной учебе ОПК региональных таможенных управлений и таможен могут быть организованы инструктивно-методические и показательные занятия, цель которых - разработка наиболее эффективных форм и методов проведения учебных занятий, определение единого подхода к пониманию учебных вопросов, предусмотренных программой.

    Начальники  структурных подразделений и  руководители занятий осуществляют систематическую проверку знаний сотрудников.

Информация о работе Информационные технологии в системе профессиональной подготовки кадров таможенных органов