Информационные технологии в системе профессиональной подготовки кадров таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность решения проблемы информатизации процесса обучения в структурах ФТС России связана с изменением требований к качеству подготовки сотрудников таможенных органов, которое продиктовано не столько ситуацией, сколько глубинными процессами, происходящими как в самом обществе, так и в структурах таможенных органов, и необходимостью их модернизации. Стратегия реализации проблемы определена в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 6
1.1. Понятие профессиональной учебы, ее цели и задачи. 6
1.2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию профессиональной учебы в таможенных органах. 10
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 20
2.1. Информационные технологии в системе профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов 20
2.2. Развитие системы дистанционного образования в таможенных органах Российской Федерации. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая ИТТ Рамазанова С.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, речь должна идти о системном  комплексном подходе, который может  быть реализован только с учетом перспективы  деятельности образовательных структур ГТК России и должен быть неразрывно связан с реализацией новых требований внешнего окружения, формируемых информационным обществом. Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм (большую эффективность) педагогического воздействия. Образовательные информационные технологии на основе современных телекоммуникаций и систем мультимедиа создают объективную основу для радикальных изменений в системе подготовки и повышения квалификации сотрудников таможенных органов. 

2.2. Развитие системы дистанционного образования в таможенных органах Российской Федерации.

 

     Активное  структурное развитие таможенной системы  России, потребность в формировании качественно нового класса специалистов в условиях кардинальной смены экономической формации общественного строя требуют решения приоритетной стратегической проблемы - повышения качества образования. Федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации эта проблема определена как центральная.

    Современные тенденции в области высшего  образования указывают на необходимость переосмысления его роли, выработки новых подходов и определения новых приоритетов развития. Последние таковы обеспечить базовое образование для всех и расширить возможности непрерывного образования. Современные средства информатики, вычислительной техники и телекоммуникаций резко расширили возможности индивидуального общения и восприятия информации.

    Серьезной проблемой в профессионализации сотрудников таможенных органов является необходимость восприятия обучающимися возрастающего потока информации в течение ограниченного промежутка времени. Новые нормативные документы, расширение объема специальной литературы, образование новых специальностей и специализаций приводят к резкому возрастанию потока информации, необходимого для квалифицированной профессиональной деятельности. С этих позиций основой функционирования всего учебного процесса становится информационный обмен, цель которого - не только методическое обеспечение и техническое оснащение, но, прежде всего, резкое повышение качества обучения и приобщение широкого круга лиц к учебной информации в удобное для них время, независимо от их местопребывания.

    Информатизация  образования трактуется как внедрение  средств новых информационных технологий (компьютеров, средств и систем телекоммуникаций, аудио-, видеотехники и т.д.) по трем направлениям: в учебный процесс, в управление и в научно-исследовательскую деятельность образовательного учреждения. Как отмечается в Концепции информатизации высшего образования РФ, цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, в радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. Процесс информатизации образования позволяет не только повысить эффективность традиционных форм обучения, но и организовать новую его форму -дистанционное образование (ДО).

    Под дистанционным образованием (ДО) сотрудников  таможенных органов понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любое расстояние. Информационно-образовательная среда ДО - системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

    Дистанционное образование представляет собой  сложный комплекс аппаратных, программных и методических средств включающий в себя мощные серверы и рабочие станции, персональные компьютеры, средства коммуникаций, аудио- и видеотехнику с соответствующим общесистемным и сетевым программным обеспечением, систему управления локальными и централизованными базами данных и знаний, обучающими программами и инструментальными средствами создания таких программ .

    Основными принципами, определяющими выбор методов, форм и средств решения данной проблемы в РТА, являются:

    - принцип равных возможностей, т.е.  обеспечение для всех сотрудников таможенных органов (СТО) равных возможностей для получения профессионального образования;

    - принцип разнообразия, т.е. обеспечение  многообразия типов профессионального образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения:

    - принцип единства и непрерывности,  те обеспечение преемственности и интегрированное различных ступеней образования в рамках непрерывной профессиональной подготовки;

    - принцип качества, т.е. обеспечение  высокого академического уровня  образовательных программ

    Реализация  этих базовых принципов позволяет  говорить о системном подходе  к процессу реформирования образовательного таможенного пространства. При этом необходимо учитывать характерные черты дистанционного образования, основными из которых являются:

    - гибкость. Обучаемые по системе дистанционного образования не посещают регулярно лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном для них темпе;

    - модульность. В основу программ  ДО положен модульный принцип.  Каждый отдельный курс создает  целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей сформировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям;

  • экономическая эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что организация ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации   содержания,   ориентированности  технологий   ДО   на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств;
  • новая роль преподавателя. На преподавателя (тьютора) возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуальных учебных планов, руководство учебными проектами и др.;

    - специализированный контроль качества  образования. В качестве форм  контроля в ДО используются  дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы;

    - использование специализированных технологий и средств обучения. Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного,  но контролируемого освоения  им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению  знания  аккумулируется  в  специальных  модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д. Представление информации для обучаемых осуществляется в виде: печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий); электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники); аудио- и видео продукции; телевизионных передач, видеоконференций. При этом носителями информации являются: книги; гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски; аудио- или видеокассеты;

    - опора на современные средства передачи образовательной информации. Центральным звеном  ДО являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных  процессов необходимыми учебными и учебно-методическими материалами; обратной связью между преподавателем и обучаемым; обменом управленческой информации внутри системы ДО.

    В настоящее время создание системы  ДО РТА становится особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности таможенной службы и обеспечить реализацию права на образование каждого сотрудника. Система ДО соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.

    На  официальном уровне дистанционному обучению стали уделять внимание с момента принятия Концепции и Федеральной программы создания и развития единой системы дистанционного образования в России, разработанных во исполнение постановления Правительства РФ "О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в РФ" (п. 7) от 23 мая 1995 г. №498 и постановления Госкомвуза "О состоянии и перспективах создания единой системы ДО в России» от 31 мая 1995 г. №6 Для координации действий в Головной совет Федерального центра системы ДО РФ включен заместитель начальника РТА по учебной работе

    В последние годы разработке и созданию систем ДО уделяется большое внимание во всем мире В настоящее время разработаны и реализуются проекты фирм NEC (Япония), CL1 (США). DECON (Австрия) и др. Таким образом, элементы оборудования для создания в системе образования таможенной службы дистанционного обучения практически готовы и речь может идти о проектном обеспечении (т.е. проектировании системы ДО на базе унифицированных элементов) применительно к потребностям и возможностям РТА.

    Общая концепция системы ДО РТА должна предусматривать решение таких  основных задач, как:

  • проведение лекционных и практических занятий из единого центра с использованием обратной связи в режиме реального времени;
  • распространение (передача) учебно-методических материалов, включая необходимое программное обеспечение, из центра в периферийные узлы и из периферийных узлов в центр и/или один или несколько периферийных узлов.
  • обмен образовательной информацией между любыми узлами сети.

    Исходя  из перечня задач, целесообразно  построить сеть по типу "звезда" с одним центральным и несколькими  периферийными узлами. При этом центральный узел должен обеспечивать связь с каждым периферийным по единому телекоммуникационному каналу (для организации занятий в режиме телеконференции), одному двухстороннему голосовому каналу ("горячая линия") и по одному каналу межмашинного обмена для обеспечения прямой и обратной связи вычислительных машин, включенных в единую образовательную сеть.

    В качестве базовой технической основы глобальной сети системы ДО предлагается использовать сети FREEnet/SUEARN/ UNICOM-RUSSIA. базы данных и базы знаний BBS, ICDL, радиомодемные и другие компьютерные сети с программным гипертекстовым обеспечением. Технической базой периферийного узла могут стать типовые учебные классы серийного производства (типа АБАКУС).

    Для дистанционного образования как  новой формы обучения должны быть разработаны соответствующие модели, ориентированные на потребности в образовании В настоящее время в мире главенствует дисциплинарная модель обучения, на основе которой в случае необходимости реализуется модульный подход к образованию В качестве организационных форм обучения в такой модели используются лекции, семинарские и практические занятия, контроль усвоения знаний и др. Они выступают как организационные формы обучения, так как являются способами осуществления взаимодействия слушателей и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения.

    Примером  перспективной организационной  формы обучения являются видеоконференции Развитие технологии средств мультимедиа, сетевых технологий средств коммуникаций, рост мощности и удешевление вычислительной техники создали все предпосылки для того, чтобы системы видеоконференций с выставок и презентаций перешли в повседневную практику образовательной деятельности.

    Современная концепция систем видеоконференций использует понятие "настольная видеоконференция" Концепция подразумевает, что каждый из участников находится за своим рабочим столом, перед экраном персонального компьютера. Связь между персональными компьютерами осуществляется как по стандартной телефонной линии, так и по другим средствам телекоммуникаций, В системах настольных видеоконференций пользователи имеют доступ к информации, распространяемой той или иной компьютерной сетью.

    Дистанционное обучение становится все более реальным элементом перспективного развития высшего образования, особенно с точки зрения разработки гибких стратегий преодоления тех недостатков, которые связаны с традиционной формой организации учебного процесса

Информация о работе Информационные технологии в системе профессиональной подготовки кадров таможенных органов