Информационные технологии в системе профессиональной подготовки кадров таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность решения проблемы информатизации процесса обучения в структурах ФТС России связана с изменением требований к качеству подготовки сотрудников таможенных органов, которое продиктовано не столько ситуацией, сколько глубинными процессами, происходящими как в самом обществе, так и в структурах таможенных органов, и необходимостью их модернизации. Стратегия реализации проблемы определена в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 6
1.1. Понятие профессиональной учебы, ее цели и задачи. 6
1.2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию профессиональной учебы в таможенных органах. 10
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 20
2.1. Информационные технологии в системе профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов 20
2.2. Развитие системы дистанционного образования в таможенных органах Российской Федерации. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая ИТТ Рамазанова С.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     2) организация профессиональной  подготовки кадров таможни по  следующим видам обучения:

     - первоначальная профессиональная переподготовка;

     - повышение квалификации отдельных  категорий должностных лиц;

     - стажировка;

     - краткосрочные целевые семинары;

     - постоянно действующие тематические  семинары;

     - сборы и конференции.

     ОПК осуществляет следующие  функции:

     1) составление плана профессионального обучения кадров таможни на год и расчет денежных средств, необходимых для его выполнения, для включения в смету расходов таможни;

     2) обеспечение выполнения  плана переподготовки, повышения  квалификации и стажировки должностных лиц таможни в текущем году в Российской таможенной академии и ее филиалах, в подразделении подготовки кадров РТУ и в отделе, а также в других учебных заведениях по плану подготовки государственных гражданских служащих и в рамках государственного заказа в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

     3) проверка состояния  работы по организации профессиональной  учебы в структурных подразделениях таможни

     4) контроль проведения  профессиональной учебы на рабочем месте должностных лиц таможни и ее методическое обеспечение;

     5) организация работы  по профессиональной ориентации  среди выпускников средних учебных заведений, должностных лиц и работников таможни, направление кандидатов для поступления в Российскую таможенную академию и ее филиалы, консультирование по вопросам поступления, формирование пакета документов на каждого кандидата;

     6) организация прохождения  стажировки в подразделениях  таможни профессорско-преподавательским  составом Российской таможенной академии и ее филиалов, практики слушателями и студентами Российской таможенной академии, а также студентов других вузов (по разрешению вышестоящего таможенного органа), обучающихся по специальности "Таможенное дело";

     7) организация работы  методического кабинета, формирование библиотечного фонда, определение и исполнение порядка пользования методическими материалами и специальной литературой;

     8) совершенствование  форм и методов проведения  учебных занятий и самостоятельной  работы должностных лиц в процессе обучения, организованного отделом;

     9) организация занятий  с должностными лицами таможни  и проведение методической учебы  лиц, осуществляющих преподавательскую  деятельность в процессе обучения, организованного отделом;

     10) участие в комиссиях,  связанных с оценкой профессионального уровня подготовки кадров (аттестационных, по проведению квалификационного экзамена для присвоения классного чина, конкурсных и др.);

     11) взаимодействие  с руководителями структурных  подразделений таможни, учебных заведений в регионе деятельности таможни по вопросам профессионального обучения кадров и привлечения специалистов к преподавательской деятельности; разработка проектов договоров с преподавателями на осуществление педагогической деятельности;

     12) подготовка отчетов  и информации по текущим запросам для подразделения подготовки кадров вышестоящего таможенного органа и учебно-методического отдела Российской таможенной академии.

     Для выполнения возложенных  задач ОПК имеет право:

     1) запрашивать в  соответствии с установленным  порядком и в пределах компетенции отдела у начальников структурных подразделений таможни, а также лиц, ответственных за организацию профессиональной учебы, необходимую информацию;

     2) разрабатывать  предложения о совершенствовании  работы, связанной с обучением должностных лиц таможни;

     3) обращаться в  соответствии с установленным  порядком за разъяснениями по вопросам обучения должностных лиц таможни и направлять в вышестоящий таможенный орган подготовленные в пределах установленной компетенции предложения по вопросам подготовки кадров

     Начальник отдела:

     1) руководит деятельностью  отдела на основе принципа  единоначалия и несет персональную  ответственность за организацию  и результаты деятельности отдела, а также за исполнение программ, планов РТУ и ФТС России, показателей деятельности РТУ и ФТС России в соответствии с компетенцией отдела;

     2) осуществляет текущее  и перспективное планирование  работы отдела и контроль за его выполнением;

     3) распределяет должностные  обязанности между должностными  лицами отдела;

     4) обеспечивает разработку  должностных регламентов (должностных  инструкций) должностных лиц отдела;

     5) вносит в соответствии  с установленным порядком предложения  о поощрении должностных лиц  отдела, о применении мер дисциплинарного  воздействия.

     Права, обязанности и ответственность должностных лиц ОПК определяются должностными регламентами (должностными инструкциями), утвержденными в соответствии с установленным порядком.

     Работа отдела организовывается на основе текущего и перспективного планирования, принципа единоначалия, персональной ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке.

 

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

2.1. Информационные  технологии в системе профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов

 

     В условиях современного динамичного  развития общества, усложнения технической  и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как традиционные материальные и энергетические ресурсы.

     Информатизация  образования – внедрение в  образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям  мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.

     Информационная  технология – система методов  и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы.

     Информационные образовательные технологии – технологии обучения, основанные на применении вычислительной и информационной техники и специального программного, информационного и методического обеспечения.

     Актуальность  решения проблемы информатизации процесса обучения в структурах ГТК России связана с изменением требований к качеству подготовки сотрудников таможенных органов, которое продиктовано не столько ситуацией, сколько глубинными процессами, происходящими как в самом обществе, так и в структурах таможенных органов, и необходимостью их модернизации. Стратегия реализации проблемы определена «Федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года», принятой Правительством России и «Концепцией модернизации таможенной службы Российской Федерации», одобренной Коллегией ГТК России.3   

     Потребность в первоначальной подготовке, повышении  квалификации и переподготовке испытывают около 40000 сотрудников таможенных органов. В соответствии с Приказом Министерства образования РФ 1997г. № 1221 периодичность повышения квалификации должна составлять не более пяти лет. Российская таможенная академия, ее филиалы, учебные центры и отделы подготовки кадров региональных таможенных управлений способны обучить в год около 2500 сотрудников таможенных органов. Таким образом, для удовлетворения реальных потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников таможенных органов необходимо в 4 раза увеличить мощность существующей системы дополнительного образования ГТК России. Столь резкое увеличение пропускной способности существующей системы дополнительного профессионального образования требует новых организационных решений, серьезных начальных инвестиций на развертывание дополнительных учебных площадей, оснащение их современной техникой, развитие существующего учебно-методического обеспечения, подготовку высококвалифицированных преподавателей.

     Чтобы преодолеть существующий в таможенных органах дефицит компетентности, возникший в процессе резко увеличившейся потребности в квалифицированных специалистах, необходимо найти действенные способы доведения востребованных знаний до сотрудников таможенных органов. При этом процесс их усвоения должен происходить не только на высоком качественном уровне, но и значительно быстрее и в большем объеме. Проблему своевременного и качественного повышения квалификации и переподготовки сотрудников таможенных органов можно решать не только экстенсивным путем (за счет расширения учебных площадей), но и интенсивным, например, за счет расширения информационного обмена, который обеспечивает резкое повышение качества обучения и приобщение широкого круга сотрудников таможенных органов к учебной информации в удобное для них время, независимо от территориальной разобщенности. Необходимо осознать, что эффективность процесса обучения определяется совокупностью применяемых образовательных технологий.

     Новые информационные технологии ориентированы  на реализацию психолого-педагогических целей учебно-воспитательного процесса по следующим направлениям:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности и обработки информации;
  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

     Из  всего многообразия педагогических применений новых информационных технологий на основе современной электронной техники особо следует выделить разработку и использование программных средств.

     Программным средством учебного назначения является такое средство, в котором отражается некоторая предметная область, в  той или иной мере реализуется  технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

     С помощью программных средств  можно:

  • представлять на экране в различной форме учебную информацию;
  • инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности;
  • эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение;
  • активизировать познавательную деятельность обучаемых;
  • формировать и развивать определенные виды мышления.

     Таким образом, целесообразность применения новой информационной технологии, в частности программных средств, определяется возможностями их использования в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний  о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир.

     Типологию программных средств, используемых в учебных целях, можно разделить в соответствии с их методическим назначением.

     Виды  программных средств:

  1. Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний, формирование умений и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.
  2. Программные средства (системы) – тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.
  3. Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом, – контролирующие программные средства.
  4. Информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность поиска выбора и вывода необходимой пользователю информацию. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.
  5. Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действий).
  6. Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеаудиторной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.

Информация о работе Информационные технологии в системе профессиональной подготовки кадров таможенных органов