Информационные системы и технологии в таможенной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:01, реферат

Краткое описание

Цель работы - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий, познакомить с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ. 4
1.1 Понятие и классификация информационных систем 4
1.2 Информационная технология — главная составная часть информационной системы 8
Глава 2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ТАМОЖНЕ 12
2.1 Информационные таможенные технологии: история развития, роль и место в управлении таможенными процессами 12
2.2 Роль и место информационных технологий в новой Концепции развития и таможенной службы на период до 2010 года 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Файлы: 1 файл

Информационные системы и технологии в таможенной службе.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ. 4

1.1 Понятие и классификация  информационных систем 4

1.2 Информационная технология  — главная составная  часть информационной  системы 8

Глава 2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ТАМОЖНЕ 12

2.1 Информационные таможенные  технологии: история  развития, роль и  место в управлении  таможенными процессами 12

2.2 Роль и место  информационных технологий  в новой Концепции  развития и таможенной  службы на период  до 2010 года 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного  развития рыночной экономики предприятию  требуется целесообразная система  информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую  ситуацию. Данная тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так  как хорошее информационное обеспечение  это не только залог успеха и конкурентоспособности  фирмы, но и порой выступает как  средство выживания в условиях жесткой  конкуренции.

       Цель  работы - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий, познакомить с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений. 

 

       

Глава 1. Основные характеристики информационных технологий и систем.

         1.1 Понятие и классификация информационных систем

       Экономику в целом, а также ее отдельные  компоненты (предприятия, фирмы и  т.д.) можно отнести к динамическим системам. Работа таких систем сопряжена  с воздействиями изменчивой внешней  среды и обработкой огромных объемов  информации.

       Под системой понимают набор взаимосвязанных  компонентов, функционирующих совместно  для достижения определенной цели. Для описания системы используют такие понятия, как:

  • структура (множество элементов и взаимосвязей между ними);
  • входы и выходы (материальные, финансовые и информационные потоки, входящие в систему и выводимые ею);
  • законы поведения (функции, связывающие входы и выходы системы);
  • цели и ограничения (процессы функционирования системы, описываемые рядом переменных; на отдельные переменные обычно накладываются ограничения).

       Под управлением понимают изменение  состояния системы, ведущее к  достижению поставленной цели.

       Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой  и внутренними условиями.

       Взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки  и выдачи информации в интересах  достижения поставленной цели составляет информационную систему (ИС).

       Автоматизированная  информационная система (АИС) — это  комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудование, программное  обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также  системный персонал. Система обеспечивает поддержку динамической информационной модели некоторой части реального  мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей и для  принятия решений.

       Каждая  АИС ориентирована на ту или иную предметную область. Под предметной областью понимают область проблем, знаний, человеческой деятельности, имеющую  определенную специфику и круг фигурирующих в ней предметов. При этом каждая автоматизированная система ориентирована  на выполнение определенных функций  в соответствующей ей области  применения.

       Существует  большое разнообразие АИС, отличающихся своей ориентацией на уровень  управления, сферу функционирования экономического объекта, на тот или  иной характер процесса управления, вид  поддерживаемых информационных ресурсов, архитектуру, способы доступа к  системе и др.

       По  целевой функции АИС можно  условно разделить на следующие  основные категории: ЭИС управления; СППР; Информационно вычислительные; Информационно-справочные; ИС образования.

       Особую  важность в общественной жизни имеют  экономические информационные системы (ЭИС), связанные с предоставлением  и обработкой информации для разных уровней управления экономическими объектами. Эта информация позволяет  наиболее полно осуществлять функции  учета, контроля, анализа, планирования и регулирования с целью принятия эффективных управленческих решений.

       По  уровню в системе государственного управления ЭИС делятся на ИС федерального, регионального и муниципального значения.

       В зависимости от области функционирования экономических объектов можно выделить ЭИС промышленно-производственной сферы и непромышленной сферы.

       Системы поддержки принятия решений (СППР) —  аналитические ИС, ИС руководителя — системы, обеспечивающие возможности  изучения состояния, прогнозирования, развития и оценки возможных вариантов  поведения на основе анализа данных, которые отражают результаты деятельности компании на протяжении определенного  времени. В таких системах применяются  современные технологии баз данных, OLAP (OnLine Analytical Processing — оперативная аналитическая обработка данных), ХД (хранилище данных), глубинный анализ и визуализация данных.

       Информационно-вычислительные системы используются в научных  исследованиях и разработках  для проведения сложных и объемных расчетов, в качестве подсистем автоматизированных систем управления и СППР в том  случае, если выработка управленческих решений должна опираться на сложные вычисления. К ним относятся информационно-расчетные системы, САПР (системы автоматизированного проектирования), имитационные стенды контроля.

       Информационно-справочные системы предназначены для сбора, хранения, поиска и выдачи потребителям информации справочного характера; используются во всех сферах профессиональной деятельности (Гарант, Консультант-Плюс и др.).

       Основными видами ИС образования являются автоматизированные системы дистанционного обучения, системы обеспечения деловых игр, тренажеры и тренажерные комплексы. Они предназначены для автоматизации подготовки специалистов и обеспечивают обучение, управление процессом обучения и оценку его результатов.

       ИС, предназначенные для автоматизации всех функций управления, охватывающие весь цикл функционирования экономического объекта от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия, называют интегрированными.

       Корпоративные ИС — это ИС, автоматизирующие все  функции управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность  между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами.

       При современном уровне развития компьютерной техники и средств связи автоматизация процесса управления позволяет разным категориям пользователей ИС быстро и эффективно решать стоящие перед ними задачи. Пользователей ИС можно разделить на 4 категории.

       1.  Администратор системы — это специалист (или группа специалистов), отвечающий за эксплуатацию системы и обеспечение ее работоспособности, понимающий потребности конечных пользователей, работающий с ними в тесном контакте и отвечающий за определение, загрузку, защиту' и эффективность работы банка данных.

       2.  Прикладные программисты — занимаются  разработкой программ для решения  прикладных задач, реализации  запросов к базе данных.

       3.  Системные программисты — осуществляют поддержку информационной системы и обеспечивают ее работоспособность, занимаются разработкой и сопровождением базового программного обеспечения компьютеров (операционных систем, систем управления базами данных, трансляторов, сервисных программ общего назначения).

       4.  Конечный пользователь (потребитель  информации) — лицо или коллектив,  в интересах которых работает ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом. Например, это может быть бухгалтер, маркетолог, финансовый менеджер, руководитель подразделения и др.

       Автоматизированные  ИС включают в себя множество автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, средства коммуникации и обмена информацией, другие средства и системы, позволяющие автоматизировать работу персонала. Назначение и состав АРМ конечных пользователей будут рассмотрены позднее.

       Современные АИС используют новейшие компьютерные технологии по хранению, передаче и обработке информации, необходимые для экономического анализа и принятия управленческих решений; оснащены современными техническими и программными средствами обработки информации, телекоммуникационными средствами работы в мировом информационном пространстве.

       Эффективность применения ИС для управления экономическими объектами (предприятиями, банками, торговыми организациями, государственными учреждениями и т.д.) зависит от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливать управленческие решения, адаптироваться к изменениям внешней среды и информационных потребностей пользователей. 

       1.2 Информационная технология  — главная составная  часть информационной  системы

       Создание  и функционирование ИС в управлении экономикой неразрывно связаны с  развитием информационных технологий — главной составляющей информационных систем.

       Информационные  технологии (ИТ) — это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных параметров объекта управления.

       Появление в конце 1950-х годов ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатационных возможностей  создало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда, формирования рынка информационных продуктов и услуг. Развитие ИТ шло параллельно   с   появлением   новых   видов   технических средств обработки  и передачи  информации,  совершенствованием организационных форм использования компьютеров, насыщением инфраструктуры новыми средствами связи.

       В условиях рыночных отношений все  возрастающий спрос на информацию и  информационные услуги привел к тому, что технология обработки информации стала ориентироваться на применение самого широкого спектра технических  средств и прежде всего компьютеров  и средств коммуникации.  На их основе создавались компьютерные системы  и сети различных конфигураций с  целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или принимающего решения руководителя. Это явилось достижением многолетнего развития ИТ.

       Развитие  рыночных отношений привело к  появлению новых видов предпринимательской деятельности и прежде всего к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов ИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычислительные процессы.

       К числу компонентов ИТ относят также компьютерную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и специфические виды услуг — информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.п. Развитие ИТ способствовало их быстрому распространению и эффективному использованию в управленческих и производственных процессах, практически к повсеместному применению и большому многообразию.

       ИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков:

  1. По способам построения компьютерной сети:
    1. Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);
    2. Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);
    3. Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, банковские, налоговые и др. службы).
  2. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):
    1. Текстовая обработка;
    2. Электронные таблицы;
    3. Автоматизированные банки данных;
    4. Обработка графической информации;
    5. Мультимедийные системы;
    6. Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).
  3. По типу пользовательского интерфеса (т.е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):
    1. С командным интерфейсом – пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.
    2. С WIMP-интерфейсом (Window – окно, Image – картинка, Menu – меню, Pointer – указатель) – ведение диалога с пользователем с помощью графических образов – меню, окон, других элементов. Примером ИТ с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.
    3. С SILK-интерфейсом (Speech – речь, Image – картинка, Language – язык, Knowledge – знание). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет «разговор» человека и компьютера.
    4. Разновидности SILK – интерфейс на основе речевой  и биометрической технологий. Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды).
  4. По области управления социально-экономическим процессом: банковские, налоговые, финансовые, страховые, управления торговлей, управления производством и т.д.

Информация о работе Информационные системы и технологии в таможенной службе