Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 01:03, курсовая работа
Информационная технология – комплекс принципиально новых технологических средств и методов обработки данных, обеспечивающих формирование, передачу, хранение и отражение информационного продукта с наименьшими затратами.
Система – это:
комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое для достижения поставленных целей;
объект, обладающий достаточно сложной, определенным образом упорядоченной внутренней структурой (например, производственный процесс).
Информационные
системы и технологии
в менеджменте
Информационные технологии и системы, основные понятия
Информационная технология – комплекс принципиально новых технологических средств и методов обработки данных, обеспечивающих формирование, передачу, хранение и отражение информационного продукта с наименьшими затратами.
Система – это:
комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое для достижения поставленных целей;
объект, обладающий достаточно сложной, определенным образом упорядоченной внутренней структурой (например, производственный процесс).
Информационная система – коммуникационная система по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающая работников различного ранга информацией для реализации функций управления.
Компоненты:
Структура системы – множество элементов и взаимосвязей между ними. Пример: организационная и производственная структура фирмы.
Функции каждого элемента системы. Пример – управленческая функция – принятие решения каждым структурным подразделением фирмы.
Вход и выход каждого элемента и системы в целом. Пример: материальные или информационные потоки «в» систему или «из» неё.
Цели и ограничения системы и её отдельных элементов. Пример: достижение максимальной прибыли, финансы.
Свойства ИС:
1)делимость - систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей – подсистем, каждая из которых рассматривается как отдельная система;
2)целостность
– согласованность
Эффективность
ИС: дать каждому уровню управления
только ту информацию, которая ему необходима
для эффективной реализации функций управления.
ИС создается для конкретного объекта.
Внедрение ИС производится с целью повышения
эффективности производственно-хозяйственной
деятельности за счет не только обработки
и хранения рутинной информации, автоматизации
конторской работы, но и за счет принципиально
новых методов управления, основанных
на моделировании действий специалистов
фирмы при принятии решений (методы искусственного
интеллекта, экспертные системы и т.п.),
использовании современных средств телекоммуникаций
(электронная почта, телеконференции),
глобальных и локальных вычислительных
систем и т.п.
Виды информационных систем
В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют:
Ручные ИС
автоматизированные ИС,
автоматические ИС.
Ручные ИС – все операции по переработке информации выполняются человеком.
Автоматизированные ИС – часть функций (подсистем) управления осуществляется автоматически, а часть – человеком.
Автоматические
ИС – все функции управления и
переработки данных осуществляются
техническими средствами без участия
человека (например, автоматическое
управление технологическими процессами).
По сфере применения:
научные исследования,
автоматизированное проектирование,
организационное управление,
управление технологическими процессами.
Научные исследования – автоматизация деятельности научных работников, анализ статистической информации, управление экспериментом.
ИС
автоматизированного
разработку новых изделий и технологий в производственной сфере;
инженерные расчеты (определение технических параметров изделий, расходных норм: трудовых, материальных и др.);
разработку графической документации (чертежей, схем, планировок);
моделирование проектируемых объектов;
создание управляющих программ для станков.
ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. Существуют ИС управления как промышленными предприятиями, так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.).
ИС
управления технологическими процессами
предназначены для автоматизации различных
технологических процессов (гибкие производственные
процессы, металлургия, энергетика и т.п.).
Структура и состав информационных систем
Независимо от сферы применения ИС включают один и тот же набор компонентов:
функциональные компоненты,
компоненты системы обработки данных,
организационные компоненты.
Структура
информационной системы состоит
из этих трех основных составляющих:
Декомпозиция ИС:
Функция управления – специальная постоянная обязанность одного или нескольких лиц, выполнение которой приводит к достижению определенного делового результата.
Функциональные компоненты – система функций управления – полный набор (комплекс) взаимосвязанных во времени и пространстве работ по управлению, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей.
Т.е. любая сложная управленческая функция расчленяется на ряд более мелких задач и, в конце концов, доводится до исполнителя. Весь сложный комплекс управленческих воздействий должен иметь конечным результатом доведение общих задач, стоящих перед предприятием, до каждого конкретного исполнителя независимо от его служебного положения.
Это подчеркивает групповой характер функций управления, а практический результат получается не эпизодически, а постоянно. Весь процесс управления фирмой сводится к линейному (административному) руководству предприятием или его структурным подразделением, либо к функциональному руководству (например, материально-техническое обеспечение, бухгалтерский учет).
Декомпозиция
ИС по функциональному признаку включает
в себя выделение отдельных её частей,
называемых функциональными подсистемами
(функциональными модулями, бизнес-приложениями),
реализующих систему функций управления.
Функциональный признак определяет назначение
подсистем: для какой области деятельности
она предназначена и какие основные цели,
задачи и функции выполняет. Функциональные
подсистемы существенно зависят от предметной
области (сферы применения). Количество
подсистем: от 10 до 50.
Стадии создания автоматизированных систем
Четыре основных стадии (жизненный цикл): предпроектная, проектная, внедрение, функционирование.
Качество – залог функционирования АИС.
Каждая стадия состоит из ряда основных работ.
1)Предпроектное обследование:
изучение объекта,
концепция системы,
технико-экономическое обоснование,
техническое задание.
2)Технический проект:
описание всех компонентов системы,
поиск рациональных проектных решений.
3)Рабочий проект:
корректировка программ, баз данных,
документация.
Использование CASE (computer- Aided Software Engeniering) систем, CASE-технология – автоматизация проектирования программных комплексов.
Описание
предметной области – выявление входящих
в нее объектов, их свойств и связей между
объектами. Результат описания – концептуальная
модель базы данных, в целом проекта. Особая
стадия – постановка задачи.
Последовательность разработки информационных систем
Исходным материалом проектирования ИС служат результаты анализа объекта управления для определения функций системы управления и задач.
Исходя из функциональной структуры, определяются и разрабатываются математические модели и алгоритмы, применяемые для реализации функций подсистем.
Определяется состав необходимой информации, способы её организации.
Выбирается
или разрабатывается
Уточняются
организационные и
Правила взаимодействия элементов организационной структуры управления в условиях ИС должны быть закреплены в правовом обеспечении.
Эти этапы можно сравнить с этапами функционирования ИС:
Зарождение данных – формирование первичных сообщений, которые фиксируют результаты хозяйственных операций, свойства объектов и субъектов управления, содержание нормативных и юридических актов.
Накопление и систематизация данных – организация такого размещения данных, которое обеспечивает быстрый поиск и отбор нужной информации, обновление, защиту и т.д.
Обработка данных – процессы, в результате которых на основе ранее накопленных данных формируются новые: обобщающие, аналитические, рекомендательные и др.
Отображение данных – представление данных для восприятия человеком, в первую очередь, изготовление документов, графической информации и формирование звуковых сигналов.
Основой разработки ИС является модель системы управления. Она отражает:
состав объекта (элементы);
характер взаимодействия элементов;
особенности элементов.
Процесс разработки модели системы управления сводится к исследованию и описанию процесса функционирования рассматриваемого объекта. Основной задачей разработки является формализация взаимодействия образующих данный объект элементов.
Разработка
модели управления. Модель должна отражать
все задачи, решаемые системой, используемые
показатели, схемы их движения и получения.
Модель отражается информационной схемой,
включающей около 3-5 тысяч наименований
показателей, связанных между собой процедурами
обработки (на полное развитие ИС).
Поколения информационных систем
Стратегические информационные системы изменяют цели, действия, изделия, или услуги относящиеся к окружающей среде и связям организаций, чтобы помочь им получить преимущество перед конкурентами. Системы, которые имеют эти результаты, могут даже изменять бизнес организаций. Эволюция информационных технологий тесно связана с развитием новых стратегических моделей корпоративного бизнеса. Стремление компаний повысить эффективность ИС стимулирует появление более совершенных аппаратных и программных средств, которые, в свою очередь, подталкивают пользователей к модернизации ИС. Эта «гонка по кольцу» происходит с целью более адекватной реакции на изменение рыночной конъюнктуры и извлечения максимума прибыли при минимальном риске. Логика развития ИС за последние 30 лет (эффект маятника): централизованная модель обработки данных (середина 80-х годов)ЮÞраспределенная архитектура одноранговых локальных сетей (ЛС) персональных компьютеровЮÞвозврат к централизации ресурсов системы. Сегодняшняя технология типа «клиент-сервер» объединяет достоинства предыдущих. Первое поколение ИС (1960-1970)- на базе центральных ЭВМ по принципу: «одно предприятие – один центр обработки». Стандартная среда выполнения функциональных задач – ОС фирмы IBM – MVS. Второе поколение ИС (1970-1980) – децентрализация ИС, когда информационные технологии внедряются в офисы и отделения компаний на базе мини-компьютеров типа DEC VAX. Параллельно началось активное развитие высокопроизводительных СУБД типа DB2 и пакетов коммерческих прикладных программ. Новое: двухуровневая и трехуровневая модель организации систем обработки данных (центральная ЭВМ – миникомпьютеры отделений и офисов) с информационным фундаментом на основе децентрализованной базы данных и прикладных пакетов. Третье поколение ИС (1980-начало 1990) – распределенная сетевая обработка, массовый переход на персональные компьютеры (ПК). Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую ИС, появились вычислительные сети и распределенная обработка. Скоро в одноранговых системах появились признаки иерархии: выделенные файл-серверы, серверы печати и телекоммуникационные серверы, затем серверы приложений. Сначала возрастающую потребность в концентрации ресурсов ИС, ответственных за администрирование системы (организацию вычислительного процесса, поддержку корпоративной базы данных и выполнение приложений) удовлетворялась за счет UNIX-серверов, выпускаемых IBM, DEC, Hewlett-Packard, Sun и др. Рынок серверов стал одним из динамичных секторов компьютерной индустрии. При развитии ИС третьего поколения распределенная обработка уступила место иерархической модели клиент-сервер.
Информация о работе Информационные системы и технологии в менеджменте