Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:28, контрольная работа
Таможенная политика России в начале XIX в. оказалась под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. В первые два десятилетия таможенная политика претерпевала взлеты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.
17 вопрос
1. Таможенная политика России 1801 – 1819 г.
Таможенная политика России в начале XIX в. оказалась под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. В первые два десятилетия таможенная политика претерпевала взлеты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.
В начале века внешнеполитическая обстановка сложилась так, что Россия пошла на уступки Франции. В период континентальной блокады, объявленной Наполеоном Англии, в Петербурге была создана ликвидационная контора Министерства финансов для решения взаимных расчетов между русскими и английскими купцами. Контора была упразднена 3 сентября 1802 г. и вновь восстановлена после заключения Тильзитского мирного договора. Все это потребовало пересмотра таможенной политики и тарифов. В 1810 г. было выработано «Положение о торговле на 1811 год», которое свело внешнеторговые операции России и Франции к полному прекращению. Положение послужило главным поводом к разрыву России с Францией и Отечественной войне 1812 г. В угоду Англии было объявлено полное благоприятствование для английских купцов. В то время, когда Франция практически лишалась права торговать с Россией, около двухсот английских кораблей с товарами вошли в российские порты.
Эти действия, как свидетельствуют очевидцы, взбесили Наполеона. Очевидцы в своих воспоминаниях рассказывают такой эпизод. После 100 дней, когда Наполеон потерпел поражение от армий союзников, ему задали вопрос: «Какова же причина войны с Россией?» Он ответил, что всякое деяние, направленное против французской нации, должно быть наказуемо[2].
После окончания
войны, чтобы угодить союзным
державам, тариф четыре раза пересматривали,
делая более умеренной
В рассматриваемый
период практика межторговых отношений
между государствами Запада породила
новую форму
Порто-франко пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, их беспошлинной продажи на территории портов. Порто-франко – это таможенная экономическая зона, где товары выгружаются, подвергаются переупаковке, рассортировке, переработке. Привозимые товары покупаются местным населением без уплаты пошлин. Опыт создания порто-франко имелся во Франции (Марсель и др.), Германии (Гамбург, Бремен, Любек) и в других государствах.
Вольные гавани – это небольшой участок земли или портовой территории, предназначенный для беспошлинного хранения товаров, но без прав их продажи, потребления и переупаковки. Товары направлялись в свое государство с пошлиной, а в другие проходили транзитом без пошлины.
Порто-франко в Одессе был учрежден Высочайшим указом в 1817 г. и стал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона и обведена рвом, организованы две таможни – Херсонская и Тираспольская – для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. (Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 года.) Со временем порто-франко превратился в складочное место для иностранных товаров, которые транзитом направлялись в Россию через Кавказ в Персию и на Балканы. С другой стороны, в порто-франко в Одессе сокращался ввоз товаров из России. Значительная часть ввезенных товаров оставалась в Одессе. Не случайно, что в связи с ростом порто-франко город рос и развивался. Достаточно сказать, что если в 1832 г. в Одессе проживало 60 тыс. жителей, то в 1849 г. их число составило 86 тыс. 729 человек.
Развитие торговли и тарифное регулирование вывоза товаров сопровождались увеличением контрабанды. Несмотря на принимаемые меры, ухищрения контрабандистов совершенствовались. Использовались выработки под землей и рылись подземные ходы с выходом за город, куда и выносились товары в обход таможни. Порто-франко в Одессе просуществовал только до 1859 г.
В последующие годы порто-франко был создан во Владивостоке. Его влияние распространялось на Приморскую область, Якутию, Уссурийский край. Введение порто-франко в этих районах способствовало их экономическому подъему. Беспошлинная торговля была отменена на спирт, вина, табак и сигары. Введенный в Батуми порто-франко просуществовал всего четыре года.
В период функционирования
порто-франко был получен богатый
опыт организации таможенной службы,
решения задач таможенного
2. Тариф 1822 г. и
протекционистский курс
Однако, вернемся к началу 20-х гг., когда в действие был введен второй в России протекционистский тариф 1822 г. В основу его разработки были положены следующие аргументы: низкими пошлинами облагались товары, необходимые для государства, производство которых возможно в России. Освобождались от пошлин иностранные товары, не производимые в стране, но в которых имеется потребность; всепрощение ввоза иностранных товаров, которые бы конкурировали с отечественной промышленностью; обложение высокими пошлинами предметов роскоши и товаров, которые могут производиться в стране; пошлиной не облагались сырые продукты, вывозимые из России в Польшу и обратно. Некоторые товары совершенно не допускались к ввозу (железо, чугун, набивные ткани, пиво, цикорий).
Активное участие в разработке таможенно-тарифной политики принимал Е.Канкрин. Он разработал 13 правил о составлении таможенной росписи. Судя по тексту, Канкрин предлагал политику «дозированной конкуренции», которая бы не угрожала развитию русской промышленности, но одновременно стимулировала ее развитие.
Тем не менее, таможенный тариф 1822 г. имел ярко выраженный запретительный характер. Был запрещен вывоз 21 наименования товара и ввоз 301 наименования товара (льняные, более дорогие хлопчатобумажные ткани, медные изделия, стекло, фаянс, железо и т. д.). Действие тарифа 1822 г., препятствовавшего притоку импортных товаров в Россию, благоприятствовало обеспечению активного торгового баланса и развитию внутренней хлопчатобумажной промышленности.
Находясь на посту министра финансов, которому была подчинена таможенная охрана России, Е.Канкрин сумел покончить с инфляцией и стабилизировать финансы, добился увеличения в 2,5 раза таможенных доходов государства, при его активном участии начался промышленный переворот в России. Из года в год росли фабрики и заводы, в основном, легкой промышленности и лакокрасочного дела, началось строительство железных дорог.
К сожалению, промышленные
предприятия создавались в
В целом таможенно-тарифная политика открыла новый этап в развитии промышленности. Она не только способствовала увеличению доходной статьи, но и защищала вновь создаваемые заводы и фабрики от конкуренции западных фирм.
Активный торговый баланс 1822 г. равнялся 31,7 млн. руб., а в 1825 г. достиг 53,3 млн. рублей. Медленно, но успешно возрастал и вывоз товаров. Если в 1820 г. стоимость его составляла 58,3 млн. руб. серебром, то в 1830 г. – 71,7 млн. руб., в 1840 г. – 85,4 млн. руб., в 1850 г. – 98,1 млн. руб. серебром.
Таможенная политика оказывала влияние на отечественную индустрию. Она регулировала таможенно-тарифные ставки и способствовала пробуждению торгового духа также в сельском хозяйстве. В связи с этим наблюдается упадок старой мануфактуры, базирующейся на крепостном труде, и рост фабричной индустрии, основанной на вольном труде. Важной особенностью таможенной политики в рассматриваемый период явилось ее социальное значение. Положительно воздействуя на развитие промышленности, она способствовала появлению рабочего класса, то есть росту профессионализма и технической грамотности той части населения, которая была занята на производстве. Конечным результатом этого является интеллектуальный рост нации.
3. Преобразования в таможенной службе первой половине XIX в.
Ежегодное расширение торговли требовало увеличения количества таможен, а практика организации таможенного дела – улучшения управления деятельностью таможенных органов.
В 1800 году восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии. Она была разделена на семь экспедиций. Первая вела дела внешней торговли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе. 8 сентября 1802 г. принят Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции. 25 июня 1811 г. подписан манифест о новом учреждении министерства. В состав Министерства финансов входил Департамент внешней торговли, директором которого был назначен Михаил Алексеевич Обрезков. Он состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного, которое ведало делами, относящимися к управлению таможен.
Таможенное отделение имело три стола: первый – по всему производству дел в таможнях по европейской границе и на морях – Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй – по делам таможен на Азиатской границе и по Каспийскому морю; третий – по делам об определении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и производстве их, об определении и увольнении маклеров, таможенных зданиях.
Учитывая слабость Таможенной пограничной стражи, в 1811 г. было введено «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», подписанное военным министром России Барклаем де Толли. На каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Службу казаки несли от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр. Всего было выделено одиннадцать донских казачьих полков. Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй – вольнонаемные таможенные объездчики.
В результате реорганизации
Таможенной пограничной стражи из вольнонаемных
создавались команды
Отрицательно сказывалась
и двойная подчиненность. Опыт подтверждал
между тем, что вследствие специфики
охраны границы защита экономических
интересов и борьба с незаконным
переходом границы более
Однако вскоре практика
охраны границы указанным способом
показала, что надзиратели и объездчики,
подчиненные гражданским лицам,
не оправдывают своего назначения,
они сблизились с контрабандистами
и потворствовали им. Казачьи полки,
оторванные от Дона, разлагались. Назрела
необходимость новой реформы
в области защиты экономических
интересов Российского
5 августа 1827 г.
была учреждена новая
Пограничная стража
подчинялась гражданским
Информация о работе Таможенная политика России 1801 – 1819 г