Таможенная политика России 1801 – 1819 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Таможенная политика России в начале XIX в. оказалась под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. В первые два десятилетия таможенная политика претерпевала взлеты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.

Файлы: 1 файл

17 вопрос.docx

— 36.64 Кб (Скачать)

С целью защиты экономических  интересов государства, правительство  России разрабатывает ряд мер, направленных на пресечение контрабанды. Прежде всего, вводится система вознаграждения для  задержателей контрабанды. В соответствии с Высочайшим указом Александра I (1811 г.) 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80% – 2/3 выдавалось задержателям, а 1/3 – начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. Одновременно получает развитие законодательство о контрабанде. В Таможенном уставе 1819 г. было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

Однако принятые меры не в состоянии были устранить  проблему контрабанды в целом. Исторические источники свидетельствуют, что  в начале века контрабандным товаром  были завалены все лавки. В конце 20-х и в 40-е годы на границах Пруссии  и Австрии контрабанда возросла в несколько раз. Это было связано  с тем, что в 1822 г. был принят новый  тариф, в соответствии с которым  пошлины возросли по некоторым товарам  более чем в 2,5 раза.

Усиление контрабанды  было вызвано и тем, что сопредельные страны в своем экономическом  развитии достигли более высокого уровня по сравнению с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное  положение в финансовой сфере. Инфляция, вызванная войной 1812–1813 гг., а затем  и фритредерским тарифом 1819 г., охватила все стороны деятельности и в  итоге оказалась огромным внешним  и внутренним долгом. Все это, вместе взятое, способствовало развитию контрабанды.

 

18 вопрос

В 1800 г. восстанавливается  компетенция Коммерц-коллегии, которая  была разделена на семь экспедиций. Первая ведала делами внешней торговли, а также представляла предложения  об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе.

8 сентября 1802 г. был  принят высочайший манифест об  учреждении министерств, по которому  таможенные учреждения остались  в составе Министерства коммерции. 

25 июня 1811 г. подписан  манифест об учреждении Министерства  финансов, куда входил Департамент  внешней торговли. Его директором  был назначен Михаил Алексеевич  Обресков. Департамент состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного. На таможенное отделение возлагался широкий круг обязанностей, включавший «сведения о состоянии таможенных округов, таможен и застав по всему государству; срочные ведомости об отходящих и приходящих кораблях; наблюдение за исправностью и верностью пошлинных сборов, и т.д."

Таможенное отделение  имело три стола: первый счетный  – по производству дел в таможнях по европейской границе и на морях  – Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй – по делам таможен на азиатской границе и по Каспийскому  морю; третий – по делам об определении  и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и их производстве; об определении и увольнении маклеров; о таможенных зданиях.

25 октября 1811 г.  в помещении Департамента внешней  торговли состоялось совещание,  устанавливающее новый порядок  организации управления таможнями.  В нем участвовали министр  финансов В.Г. Гурьев, директор  департамента генерал-лейтенант  М.А. Обресков и начальники отделений надворный советник Урусов, коллежский советник Доброславский, статский советник Левада. В заключение министр финансов рекомендовал всем поступать при исполнении обязанностей по долгу присяги.

19 декабря 1821 г.  директором департамента был  назначен Дмитрий Гаврилович  Бибиков. На посту он находился до 1835 г. В то время во главе Министерства финансов находился Е.Ф. Канкрин. Правительство России активно проводило политику протекционизма, нацеленную на проведение промышленного переворота.

Это требовало огромных усилий, а у России не было свободных  капиталов и опыта таких мероприятий. Но вскоре страна покрылась сетью  фабрик и заводов. Рос внешнеторговый оборот страны, ее доходы, вывоз хлеба  увеличился в три раза.

Значительный вклад  в промышленный переворот внесло таможенное ведомство под руководством Д.Г. Бибикова. Он сумел увеличить  таможенные доходы на 250 %, активно сотрудничая  с министром финансов Канкрином. Благодаря его стараниям активно работала комиссия по совершенствованию законопроектов, обеспечивающая увеличение торговых оборотов. Предпринимались меры по борьбе с контрабандой. При руководстве Бибикова сложилась система борьбы с незаконным перемещением товаров через границу, таможенно-пограничная стража превратилась в пограничную стражу, формируемую по армейскому образцу.

Создавались таможенные органы на Северном Кавказе. Вышел ряд  законов, в соответствие с которыми строилась таможенная политика с  сопредельными государствами.

1835-1850 гг., когда директором  Департамента внешней торговли  был назначен Дмитрий Семенович Языков, явились для России периодом подъема промышленности и активизации внешнеэкономической деятельности. На фоне успешного промышленного развития проводилась протекционистская таможенная политика, обеспечивающая рост таможенных доходов.

Но к началу 50-х  гг. общественное мнение переориентировалось  в сторону фритредерства (свободной  торговли). В это время руководителем  Департамента был уже назначен Михаил Васильевич Пашков. Защитные таможенные меры постепенно ослабевали, что отрицательно сказывалось на национальной экономике. Годы руководства Пашкова отличаются усиленным фритредерскими тенденциями, принятием низких таможенных ставок на ввозимые товары, что привело к закрытию многих промышленных предприятий и захвату русского рынка иностранцами. Однако в связи с увеличением ввоза иностранных товаров Россия добилась роста таможенных доходов, что было крайне необходимо в условиях Крымской войны. Но после войны ситуация не изменилась к лучшему – при низких пошлинных ставках росла инфляция.

Поражение России в  Крымской войне подтвердило, что  главной опасностью для страны является экономическая и военно-техническая  отсталость. В России наступил экономический, финансовый, социальный кризис, а также  кризис таможенной системы.

В то время распространение  фритредерских тенденций было прочно связано с именем Л.В. Тенгеборского, председателя Российского таможенного комитета. Он добился введения свободной торговли, будучи в этой должности.

Начались пореформенные  годы, и на базе Департамента внешней  торговли в 1864 г. был создан Департамент  таможенных сборов. На изменение названия повлияло несколько причин. В частности, поднялся престиж таможенного ведомства  как ведущего органа пополнения доходов  в государстве. Главой ведомства  был назначен князь Дмитрий Александрович  Оболенский. Пореформенное время  характеризуется экономическим  подъемом, с которым связано имя  министра финансов М.Х. Рейтерна, предложившего план оздоровления экономики и финансов. Он не был против введения протекционистских мер, но и придерживался фритредерства. Это повлияло на новый таможенный тариф 1868 г., направленный на подъем экономики.

В 1870 г. усилилась  зависимость России от иностранных, в т.ч. и немецких промышленников. Это было поводом для введения защитных мер. И с 1877 г. ввели оплату таможенного сбора золотыми пошлинами. Руководителем Департамента был уже Николай Александрович Качалов.

Сложилась новая  структура таможенного ведомства, департаменту стали подчиняться  также пограничная и корчемная  стражи кроме таможен.

80-е гг. XIX века  ознаменованы важными событиями  в стране и за рубежом. Учитывая  экономическую экспансию западных  стран против России, правительство  вынуждено было ввести жесткие  таможенные ограничения на германские  товары. Тем временем немцы начинали  захват русского рынка, сбывая  на нем свою продукцию. Они  повысили в несколько раз таможенные  ставки на российскую с/х продукцию. 

В этой сложной обстановке таможенное ведомство возглавлял Лев  Федорович Тухолка. К тому времени, в 1893 г., пограничная стража была выведена из подчинения Департамента в связи с созданием отдельного Корпуса пограничной стражи. Тогда же в России насчитывалось 11 пограничных округов: Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Радовский, Радзивилловский, Южный, Кутаисский, Бакинский, Закаспийский, Туркестанский, Семипалатинский, а также складочные таможни. Каждая таможня наделялась особыми правами: через складочные таможни 1 класса разрешалось провозить все иностранные товары, через таможни 2 и 3 классов провозились все беспошлинные товары.

В XIX в. осуществлялось дальнейшее правовое обеспечение таможенного  дела, что нашло свое отражение  в таможенных уставах и документах. Например, Таможенный устав 1819 г. устанавливал порядок охраны государственной  границы.

Сложившаяся к середине XIX в. система таможенных учреждений была закреплена в таможенных уставах. В них оговаривался состав кадров, таких как начальники округов, управляющие. Ранее не служившие в таможне  лица не назначались на эти должности. Подбору кадров, их профессиональной и нравственной подготовке уделялось  особое внимание. Руководящие кадры  таможенников комплектовались из числа  дворян, имеющих высшее или среднее  специальное образование. Досмотрщиками становились лица, ранее служившие в армии или на границе. Велась постоянная воспитательная работа со служащими.

Законодательство  предусматривало защиту таможенников от применения насилия, оскорбления  или невыполнения предписаний. В  соответствии с Уложением на нарушителей  налагался денежный штраф от 25 до 100 рублей.

Особенность в управлении таможнями состояла в предоставлении полной самостоятельности управляющему. Никакое начальство не входило в  распоряжения по таможенной части, в  то время как местные начальники и чиновники обязаны были оказывать  помощь по первому требованию таможенников. Эта автономность подчеркивала независимость  и государственность таможенных органов. С другой стороны это  порождало бюрократизм и коррупцию  среди сотрудников.

В социальном отношении  работники таможен отличались как  положением, так и оплатой. Чем  выше была занимаемая должность, тем  выше и социальное положение: в Департаменте служили представители царствующей  фамилии и их приближенные. При  подборе кадров смотрели и на национальность. Предпочтение отдавали русским.

Таможенники, имевшие  классные чины, жили гораздо лучше. Разница в доходах управляющего и досмотрщика была десятикратной. Была огромная разница и в жилищных условиях.

В общем в XIX в. сложилась система таможенной охраны России, которая отвечала требованиям времени. На службу набирались грамотные люди, но специального учебного заведения для подготовки кадров не было.

19 вопрос

После ухода Канкрина с поста Министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижения ввозных пошлин. К пересмотру таможенной политики вынуждал особенно начавшийся американский экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхозпродуктов. Также экономический либерализм и фритредерство снова входили в моду. Новый тариф, по мнению министров, должен отличаться многофункциональностью, обеспечивая благоразумную охрану внутреннего производства, повышению уровня потребления импортируемых товаров и увеличению таможенных доходов. 13 октября 1850 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Он положил начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политике, продолжавшемуся до 1877 года. В последующие годы правительство, в поисках путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы. В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В нем предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Он ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции. В 1857 году был утвержден и новый таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. Устав 1857 года предъявлял особые требования к таможенным служащим. Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений.

20 вопрос

После ухода Канкрина с поста министра финансов в стране возникло активное движение за отмену вывозных пошлин и снижение вывозных пошлин. В мировой торговой политике снова появляется фритредерство и либеральные тенденции.

В 1850 г. состоялось утверждение  нового таможенного тарифа. Пробил установочный барьер протекционистской  политики Канкрина.

В 1857 г. был утвержден  новый таможенный устав, согласно которому все таможенники подразделялись на классы.

Устав 1857 г. устанавливает  дополнительно требования таможенным службам.

Начальниками таможенных округов, управляющими могли назначаться  только те лица, которые имели уже  выслугу лет в той сфере. Устав  запрещал получать таможенникам подарки. С 1 признаками кризиса 1873 г. было ухудшение  платежного баланса финансового  состояния страны. В связи с  этим государственная политика стала  отходить от либеральной доктрины.

Информация о работе Таможенная политика России 1801 – 1819 г