Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение этапов становления и развития таможенной службы России с XVIII - начало XX веков.
Для достижения цели, необходимо решить задачи:
отразить необходимость существования таможенных органов и их роль;
проанализировать этапы становления таможенной службы с XVIII - начало XX веков.
Введение 3
1. Теоретические аспекты таможенной политики и таможенного дела 4
1.1 Понятие и особенности таможенной политики и таможенного дела 4
1.2 Роль эффективной таможенной политики для государства 8
2. Исследование таможенной политики и таможенного дела в России
в XVIII - начало XX веков 17
2.1 Становление таможенной службы России 17
2.2 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России
в период XVIII века 19
2.3 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России
в период XIX века 23
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Среди первоочередных организационных и практических мер стоит укрепление взаимодействия и информационного обмена между МВД России, ФСБ России, ФСКН России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Ростехрегулированием, Россельхознадзором, Росздравнадзором, Роспотребнадзором.
Остается актуальной работа по повышению эффективности мер, принимаемых уполномоченными должностными лицами и направленных на соблюдение законности и обоснованности решений в процессе осуществления государственного контроля.
Обеспечение защиты законных прав граждан в сфере безопасности ввозимых товаров требует повышения ответственности руководителей государственных органов за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение постоянного анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению, оптимизации работы по организации рассмотрения жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Осуществление мониторинга состояния судебной практики будет способствовать формированию единообразного применения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности ввозимых товаров, а также устранению причин нарушений должностными лицами государственных органов требований данного законодательства, влекущих обращение в суд организаций и граждан.
Развитие интеграционных процессов и необходимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации определяют актуальность дальнейшей активизации международной деятельности в рамках Союзного государства, государств - членов ЕврАзЭС, государств - участников СНГ и других зарубежных стран.
Исследования, проводимые ФТС России в 2007-2009 годах, показали, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере обеспечения безопасности ввозимых товаров не в полной мере представляет собой непрерывный процесс.
При использовании значительных сил и средств контролирующих органов установлено, что их объединение, упорядочение усилий недостаточно организовано и скоординировано.
Элементы, составляющие единый государственный контроль, функционируют в основном самостоятельно без должного взаимодействия.
До
настоящего времени не создана единая
автоматизированная информационная система,
позволяющая в реальном режиме времени
осуществлять мониторинг результатов
различных видов
Формы, методы, а также силы и средства государственного контроля не адекватны количеству подконтрольных объектов.
Изложенное выше не способствует рациональному использованию сил и средств, имеющихся у государства, что, в свою очередь, может привести к неспособности системы государственного контроля своевременно и полно ликвидировать или нейтрализовать постоянно появляющиеся угрозы причинения вреда, а также повлиять на отношение людей и общества в целом к данной системе.
2.
Исследование таможенной
политики и таможенного
дела в России
в XVIII - начало XX веков
2.1
Становление таможенной
службы России
Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства.
Нельзя
забывать, что торговли без налогов
не существует, и именно на таможенные
налоги, пошлины и сборы
Находясь на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.
Таможенная служба, сохраняя свои лучшие традиции, выработанные веками, с 1991 года-времени создания Государственного таможенного комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи с чем, представляется важным каждое исследование по теме, обогащающее тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями.
Многочисленные
исторические документы позволяют
утверждать о более чем 1000 летнем
периоде существования
После разгрома Руси татаро-монголами в XIII веке таможенную политику проводили отдельные княжества и др.
От тюрского слова тамга произошел глагол «тамжить», т.е. взыскивать пошлину тамгу. Место на рынке или ярмарки где «тамжили» товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником, становился таможником или таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система также была заимствована у монголов), передавалась князьями «откупным таможенникам».
Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV-XVI вв. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с середины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.
В
период царствования Алексея Михайловича
Романова (1645-1676 г.г.) завершилось становление
новых институтов Московского государства,
получила дальнейшее развитие законодательная
база, была подготовлена, а затем проведена
таможенная реформа.
2.2
Исследование таможенной
политики и таможенного
дела в России в период
XVIII века
Для
противодействия контрабанде
Перечень
привозных и отпускных товаров
впервые был составлен в
С принятием тарифа 1724 г. в портовых городах штаты таможен стали комплектоваться из оплачиваемых чиновников, работавших уже на постоянной основе. Все чаще к присяге приводились люди купеческого звания, которых определяли на различные таможенные должности. В 1724 г. была утверждена Санкт-Петербургская портовая таможня. Перенесение в 1713 г. столицы в Санкт-Петербург не изменило господствующего положения Москвы. Еще при Петре I на подъездах к городу существовали таможенные заставы, в 1731 году соединенные окружившим Москву деревянным забором. В 1742 году полуразрушенный и растащенный жителями на дрова забор был заменен 37-километровым насыпным земляным валом со рвом. В местах пересечения вала с дорогами в Москву были устроены 16, а впоследствии 18 застав со сторожевыми будками - кордегардиями для караульных, которые на заставах проверяли ввозимые товары и документы на них, а также несли службу по охране всего периметра вала. Вал имел значение таможенной границы города. Таможенные пошлины собирались Камер-Коллегией, поэтому вал получил название Камер-коллежского. С принятием тарифа 1724 г. резко сократился привоз иностранных товаров, оживились контрабандисты. Поэтому в 1731 г. был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и железа, на селитру, сырье, инструменты, азотную кислоту были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренняя и портовая таможни.
В 1747 г. при Сенате была учреждена специальная комиссия, которой было поручено составление нового таможенного тарифа. Тогда же вышел и сенатский указ, подтвердивший необходимость закупки у Адмиралтейства таможенной яхты. В 1747 г. такая яхта была спущена на воду под командованием офицера. На ней было 10 надсмотрщиков и солдат из Кронштадтского гарнизона.
20 декабря 1753 г. Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.
Также было решено упразднить таможенную черту между Россией и Украиной. Это потребовало создания новых таможен на западных рубежах страны. Всего в 1754-1755 .было укреплено и вновь образовано 10 портовых и 27 пограничных таможен с целой системой форпостов и застав. В целях усиления борьбы с контрабандным ввозом Сенат в 1754 г. учредил на западной границе государства институт «пограничных таможенных объездчиков». 9 января 1762 года вышел именной указ императора Петра III о предоставлении таможенных льгот иностранным послам, министрам, резидентам и поверенным в делах. В марте того же года император даровал Архангельскому порту равные с Петербургским портом таможенные льготы. Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение.
В 1763 г. при Дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П. Шаховским, приступившая к составлению нового тарифа. Принятие в 1766 г. нового таможенного тарифа означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В 1762 г. была учреждена Главная над таможенными сборами Канцелярия, в руках которой на время сосредоточилось управление таможенным делом. Однако эффективность таможенной системы фактически не повышалась. Как и прежде, ей не удавалось положить конец незаконному перемещению товаров. Граница практически была открыта для контрабандистов. Поэтому в 1782 г. императрица подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Предполагалось иметь двух объездчиков на каждые 10 верст и одного таможенного пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе. Поиск контрабанды стимулировался: часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержавших. В скором времени обнаружилась недостаточность принятых мер. Стремясь остановить контрабанду, правительство Екатерины II пошло на крайность. На российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы. 26 июня 1789 г. был издан указ о запрещении привоза в Россию всякого рода иностранных товаров через сухопутные таможни по западной границе. Реагируя на революцию во Франции, Екатерина подписала 8 февраля 1793 г. указ, наложивший запрет на заход в российские порты судов под французским национальным флагом. Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 г., разрешил ввоз некоторых французских товаров, однако вскоре ужесточил режим перемещения товаров через таможенную границу.
Информация о работе Становление и развитие таможенной службы России в XVIII – начало XX веков