Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:55, курсовая работа
Цель данной работы заключается в закреплении знаний в области нормативно-правового регулирования деятельности таможенных работников. Вследствие этого, для раскрытия темы и достижения вышеозначенной цели, необходимо дать характеристику и рассмотреть более подробным образом следующие аспекты. Перечислим их:
- должностные лица в таможенных органах;
- система категорий и должностей лиц, относящихся к сотрудникам и государственным гражданским служащим таможенных органов, их характеристика;
- правовое положение сотрудников и государственных гражданских служащих таможенных органов;
Специальные средства и оружие запрещено применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних; кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей. О каждом случае применения оружия должностное лицо таможенного органа обязано незамедлительно письменно доложить начальнику таможенного органа (лицу, его замещающему), который сообщает об этом прокурору в течение 24 часов с момента применения огнестрельного оружия.
Сотрудник таможенного органа обязан: 4
Исполнением сотрудником своих должностных обязанностей считается также участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях; действия по защите жизни здоровья, чести и достоинства личности, обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахождение в положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке, нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно.
Сотрудники таможенных органов подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Правовая норма, содержащаяся в Законе о службе в таможенных органах РФ,6 устанавливает, что должностные лица обязаны соблюдать ограничения, состоящие в запрещении:
Как уже было отмечено нами ранее, в таможенной службе различают две категории лиц:
- федеральные государственные служащие,
- сотрудники таможенных органов РФ.
При этом комплекс мероприятий по такому переводу не затрагивает целостности всех звеньев таможенного ведомства. Федеральным государственным служащим в таможенных органах присваиваются классные чины, а вместо звания они получают квалификационные разряды в соответствии с теми должностями, на которых состоят:
- секретарь государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов;
- референт государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов;
- советник государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов;
- государственный советник государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов;
- действительный государственный советник государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов. 7
Поступление. Замещение вакантной должности государственной гражданской службы в таможенных органах осуществляется на условиях конкурса, проводимого в два этапа. На первом этапе в средствах массовой информации публикуется объявление о приеме документов для участия в конкурсе; на втором конкурсная комиссия по 10-балльной системе оценивает кандидатов на основании представленных ими документов.
По результатам конкурса не позднее чем через две недели после его проведения издается приказ таможенного органа о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы, на замещение которой проводился данный конкурс, и с ним заключается служебный контракт.
Прекращение. Для гражданских служащих дополнительными основаниями прекращения службы в таможенных органах на основании ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются:
– соглашение сторон служебного контракта;
– отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, изменением существенных условий служебного контракта или по состоянию здоровья;
– обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (например, восстановление на службе по решению суда гражданина, ранее замещавшего данную должность);
– несоблюдение ограничений, невыполнение обязательств, нарушение
запретов, связанных с гражданской службой.
Права и обязанности. Более половины работников таможенных органов имеют статус государственных служащих. Данная категория лиц осуществляет свою деятельность в области таможенного оформления и таможенного контроля, занимается статистикой и анализом, производит валютный контроль и контроль таможенной стоимости, выполняет другие функции, не носящие правоохранительного характера. 8
Большинство из них принимают непосредственное участие в выполнении основной функции таможенных органов – формировании доходной части государственного бюджета. Статус государственных служащих в таможенной системе определяется федеральным законодательством страны. 9
В таможенных органах выделяется и еще одна категория служащих – это работники бюджетной сферы:
- младшие инспекторы,
- водители,
- вспомогательный персонал.
Все они непосредственно не выполняют функций, связанных с осуществлением таможенной деятельности, а лишь помогают в их реализации. Таким образом, в таможенных органах работают три категории служащих:
- сотрудники таможенных органов (правоохранительный блок и руководство), характеристику и правовой статус которых мы уже рассмотрели,
- федеральные государственные служащие (как правило, финансово-правовые подразделения),
- работники бюджетной сферы (вспомогательный персонал).
Обязанности сотрудника по занимаемой должности определяются его должностной инструкцией и положением о подразделении таможенного органа.
На время прохождения таможенной службы акции (доли), имеющиеся у таможенного служащего, необходимо передавать в доверительное управление третьим лицам.
Принципиальных различий в условиях службы сотрудников и гражданских служащих в таможенных органах не существует.
Для лиц, занимающих должности в таможенных органах, характерно различие в отдельных аспектах их правового статуса. Такое расхождение проявляется, например, в знаках отличия, сроке испытания при приеме на работу, необходимости принятия присяги, пенсионном обеспечении и др. Учитывая, что для государственных гражданских служащих установлены единые правила независимо от того, в каких органах они работают, обратим особое внимание на лиц, являющихся сотрудниками таможенных органов.
Взаимосвязь правовых статусов государственных служащих таможенных органов характеризуется соотносимостью правовых основ:
- порядка поступления на службу в таможенные органы и ее прохождения;
- ограничений, обязательств, соблюдения правил служебного поведения (профессиональной этики);
- разрешения конфликта интересов и служебных споров;
- соотносимости должностных окладов и окладов за классный чин гражданского служащего и специальное звание сотрудника таможенного органа;
- освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения со службы в таможенных органах;
- перевода с должности правоохранительной службы для замещения должности гражданской службы;
- учета стажа правоохранительной службы в стаже гражданской службы;
- предоставления государственных социальных гарантий;
- пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу в таможенных органах, как правоохранительную, так и гражданскую, их семей и др.
Результаты исследований различных аспектов статуса государственных служащих, анализ законодательных актов о государственной службе в таможенных органах позволяют определить правовую основу статуса должностного лица. Должностное лицо таможенных органов имеет определенное правовое положение (правовой статус). Правовой статус должностного лица в системе государственной службы в таможенных органах можно определить как урегулированное нормами права содержание государственно-служебных отношений, устанавливающих особое положение сотрудника, исполняющего специальные обязанности по определенной должности в таможенных органах.
Очевидно, что понятие «должностное лицо» значительно уже, чем понятие «сотрудник таможенных органов», тем не менее статус должностного лица таможенных органов значительно объемнее, чем статус сотрудника. В статусе сотрудника выражается лишь его общая юридическая связь с государством как государственного служащего таможенных органов, а статус должностного лица в системе государственной службы в таможенных органах отражает его особые функции и полномочия по реализации компетенции таможенного органа, что предполагает наделение его дополнительными правами и обязанностями, предусматривает правовые гарантии их осуществления и повышенную юридическую ответственность.
Также стоит отметить, что для гражданских служащих дополнительными основаниями прекращения службы в таможенных органах на основании ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются:
– соглашение сторон служебного контракта;
– отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, изменением существенных условий служебного контракта или по состоянию здоровья;
– обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (например, восстановление на службе по решению суда гражданина, ранее замещавшего данную должность);
– несоблюдение ограничений, невыполнение обязательств, нарушение
запретов, связанных с гражданской службой.
Значение таможенного права в современной системе российского права общеизвестно. Оно является основой механизма государственного регулирования внешнеторговых отношений.
Данная работа была посвящена теме «Таможенная служба и служащие в таможенных органах. Особенности правового статуса». Она осветила следующие вопросы, связанные с раскрытием данной темы:
- должностные лица в таможенных органах;
- система категорий и должностей лиц, относящихся к сотрудникам и государственным гражданским служащим таможенных органов, их характеристика;
- правовое положение
- сравнительный анализ правовых статусов работников таможенных органов и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса данной курсовой работы.
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Государственная служба предполагает профессиональную служебную деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Федерации и ее субъектов.
Служба в таможенных органах – вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов Российской Федерации.
Правовые основы института таможенной службы установлены Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ», который выступает как единый законодательный акт, регламентирующий правовые, экономические и организационные основы прохождения государственной службы в таможенных органах.
Вместе с тем деятельность отдельной категории должностных лиц в таможенных органах устанавливается нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».