Развитие торговли и таможенного дела в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:12, реферат

Краткое описание

История таможенного дела в России насчитывает много веков, поэтому к XIX веку система таможенных органов уже достаточно полноценно сформировалась. Даже в сравнении с аналогичной системой XVIII века наблюдались заметные изменения в лучшую сторону.
Расширение территории Российской Империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела - совершенствования управления таможенной охраной.

Оглавление

1. Введение
2. Структура управления таможенных органов XIX века
3. Нормы таможенного законодательства
4. Таможенно-тарифная и торговая политика
5. Заключение

Файлы: 1 файл

реферат по истории там. дела.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

 

Дано было определение тайно провозимым товарам: «Товары, провозимые или проносимые мимо таможен за границу или из-за границы, равно как и не значащиеся в документах, привезенные на таможню, почитаются тайно провозимыми».

 

За тайный провоз и другие нарушения предписаний даже при добровольном признании виновный наказывался согласно Уложения о наказаниях 1845 г. Дела о наказании велись в судах или на таможне. В документе рассматривается ведение производства по различным аспектам: «О доносах и действиях по ним», «О задержании товаров и представлении их в таможенных и полицейских местах», «О производстве и решении конфискационных дел, объявлении и приведении в исполнение указанных решений»,… В уставе утверждался порядок продажи конфискованных товаров с публичного торга: 50 % вырученных средств поступало в Департамент внешней торговли, вторая половина отдавалась поимщикам или задержателям.

 

В последней четверти XIX века законодательство совершенствуется. Таможенный устав 1892 г. стал более стройным, четким, его положения отражали стратегию таможенного дела. В связи с уравнением условий торговли в Центральной России и Западной Сибири были унифицированы пошлины и взыскания за контрабанду. Ряд статей Таможенного устава 1892 г. посвящен таможенной охране на море и в прибрежных водах. Законодательно было закреплено определение таможенной полосы. Она стала составлять три морские мили, где осмотру могли подвергаться русские и иностранные суда. Законодательство предполагало применение оружия к неподчиняющимся таможенным требованиям судам.

 

В Устав 1892 г. вошли многие статьи, ранее содержащиеся в Уложении о наказаниях 1845 г. Согласно статье 1542 устава 1892 г., высшей мерой наказания за контрабанду был ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет. Законодательство несколько меняло меры наказания при повторных задержаниях за контрабанду, особенно квалифицированную. Также предусматривалось взыскание денежного штрафа в конкретных размерах и без определенного размера. Применялись и другие виды наказаний. В Таможенных уставах 1892 и 1904 гг. были предусмотрены дополнительные наказания: «отобрание» пошлинных и запрещенных предметов при незаконном провозе их через границу и отобрание перевозочных средств, на которых перевозились контрабандные товары в пограничной полосе. Если хозяин был не в состоянии оплатить штраф, он заменялся арестом или тюрьмой.

 

Таким образом, нормотворческая деятельность в Российской империи к началу XIX в. усилилась, таможенное законодательство совершенствовалось. Его применение способствовало повышению качества таможенного контроля и пресечению контрабанды.

 


3. Таможенно-тарифная и торговая политика

 

На таможенную политику России в начале XIX в. оказывала влияние расстановка политических сил в Европе. Территориальные преобразования России, расширение границ, ее внешняя политика и многое другое сказывалось на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики.

 

В таможенном деле появилось понятие «таможенная граница», которая совпадала с государственной границей.

 

В первые два десятилетия XIX в. таможенными органами не был определен четкий курс таможенной политики России. Он колебался от протекционистских тарифов к фритредерским, но фритредерские тенденции всегда преобладали.

 

В начале XIX в. политическая обстановка сложилась так, что Россия вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии, прервав с ней торговые отношения, но это противоречило экономическим интересам нашей страны.

 

С Францией начались политические и экономические проблемы, поэтому в 1810 г. было выработано положение о нейтральной торговле на 1811 г. Внешнеполитические отношения с Францией прервались. Это, в частности, привело к войне 1812-1813 гг. Зато наладились связи с Англией.

 

После Отечественной войны тариф пересматривался 4 раза, что сделало политику союзников более умеренной.

 

31 марта 1819 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой (ввозить запрещалось только железоделательную и текстильную продукцию). На российский рынок хлынули потоки иностранных товаров, и заводы страны не выдержали их конкуренции. Этому помог еще более мягкий тариф 1819 г. Канкрин, министр финансов отозвался по этому поводу так: «Этот тариф убил русскую промышленность».

 

В мире появились новые формы межторговых отношений, такие как порто-франко (пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, беспошлинной продажи на территории портов) и вольная гавань (небольшой участок земли или портовой территории, предназначенный для беспошлинного хранения товаров, но без права их продажи).

 

Указом 1817 г. в Одессе появился первый порто-франко, начавший функционировать с 1819 г. Развитию торговли стала способствовать Одесская контора государственного коммерческого банка. Внешнеторговые обороты росли с каждым годом. Таким образом, с 1822 по 1857 гг. товарооборот вырос в 7 раз. Основную статью экспорта составлял хлеб, основную статью привоза - мануфактура.

 

Анализ номенклатуры ввозимых товаров свидетельствовал, что порто-франко выгодны, прежде всего, населению. С другой стороны, в порто-франко в Одессе сокращался ввоз товаров из России.

 

Город рос и развивался. Вместе с тем увеличивался объем контрабанды, с которой усердно боролись, но не могли искоренить. Порто-франко просуществовал до 1859 г.

 

Позже порто-франко создали во Владивостоке, что способствовало экономическому развитию Приморья и Дальнего Востока. В то же время была отменена беспошлинная торговля на спирт, вина, табак и сигары.

 

В Батуми порто-франко просуществовало 4 года, был получен богатый опыт организации таможенной службы. Практика подтвердила, что порто-франко позволяет увеличить сбор пошлин. Например, за 40 лет в Одессе сбор пошлин увеличился более чем в 6 раз.

 

Министр финансов Е.Ф. Канкрин принимал активное участие в создании новой таможенно-тарифной политики, во многом переняв протекционистские убеждения Н.С. Мордвинова.

 

На первый план в период осуществления промышленного переворота ставились цели не только подъема экономики страны, но и всемирного развития внешней торговли. Канкрин выдвинул следующие правила о составлении таможенной росписи:

1.      Покровительственная система не должна быть доведена до крайностей…

2.      Осторожнее всего следует относиться к таким заграничным продуктам, которые доставляются в обмен на наши произведения…

3.      Нельзя устанавливать какого-либо правила относительно высоты таможенного обложения…

4.      Следует наблюдать различие в обложении продуктов, представляющих предмет первой, умеренной и не особенно существенной необходимости…

5.      Легко контрабандируемые предметы не стоит облагать слишком чувствительно…

6.      Тариф должен назначить на товары ценовые пошлины только на случай необходимости; главная задача покровительственной системы заключается в поощрении низших сортов общепотребительских товаров.

7.      Тариф должен быть подробен и ясен.

8.      При привозе товаров, не упомянутых в списке, следует держаться умеренных мер в назначении пошлинного обложения…

9.      По отношению к торговым конъюнктурам, зависящим от различных случайностей, должно поступать осторожно и без применения резких мер.

10. Следует составить особый пассажирский тариф, не направленный на решение фискальных задач…

11. Никто не должен иметь особых привилегий при таможенном досмотре на границе…

12. Если замечено, что при обложении отпускных товаров происходят какие-либо невыгоды, пошлины должны быть тотчас же отменены…

13. Надо стремиться прекратить контрабанду не только на границе, но и внутри государства…

 

В 1822 г. был введен второй протекционистский тариф. Основными его принципами были установление высоких пошлин на импортные товары, которые могли производиться в России. А те товары, которых у России не было, но была нужда, высокими пошлинами не облагались.

 

Таможенные положения Канкрина были кодифицированы в законодательных документах по таможенному делу. Главной их целью было использование таможенного механизма регулирования внешней торговли в интересах развития промышленности и на благо народа. При Канкрине таможенные доходы государства увеличились в 2.5 раза.

 

Таможенно-тарифная политика открыла новый этап в развитии промышленности. Медленно, но успешно возрастал и вывоз товаров. Таможенно-тарифная политика оказывала влияние на отечественную индустрию и сельское хозяйство. Она регулировала тарифные ставки и способствовала пробуждению торгового духа. В ней важным аспектом стало социальное значение, в результате вылившееся в интеллектуальный рост нации.

 

При Канкрине тариф изменялся 9 раз: в 1824, 1825, 1826, 1830, 1831, 1836,1838, 1841, 1842 гг. Цель изменений была покровительственной, но не упускались интересы фиска.

После ухода Канкрина с поста министра финансов в таможенной политике начали преобладать тенденции смягчения протекционизма. Это нашло выражение в проекте советника коммерции Попова «О мерах к распространению внешней торговли России», где трудности сбыта русских товаров объяснялись высокими таможенными пошлинами.

 

Новый срочно подготовленный тариф от 13 октября 1850 г. значительно смягчил запретительные тенденции. Если в старом тарифе было 336 статей, из которых 11 запретительных, то новый тариф содержал всего 118 статей с 3 запретительными. Резко снизились пошлины по главным товарам ввоза. Тенденции либерализации в таможенном деле особенно усилились в 1857 и 1868 гг. В страну хлынул поток более качественных и дешевых товаров, так что многие фабрики и заводы не выдержали конкуренции.

Одним из последствий Крымской войны стал скачок инфляции. Экономика находилась в кризисном состоянии, несмотря на увеличение ввоза товаров - слишком низкими были таможенные ставки. Если в 1850 г. они составляли 34 % цены товара, то в 1868 г. - не более 16 %.

В этот период в стране преобладали фритредерские тенденции.

Но общественное мнение стало постепенно переходить от свободной торговли к политике протекционизма. В исторической литературе эта политика получила название охранительной.

 

В последней четверти XIX в. можно выделить 3 основных этапа проведения охранительной политики. Первый этап - с 1877 по 1891 г. - переход к охранительным тарифам и попытка приостановить экономическую экспансию Германии и других государств в Россию. Второй этап (с 1892 по 1894 г.) характеризовался таможенной войной с Германией. Третий (с 1894 по 1914 г.) - этап ослабления защитных таможенных мер, господство конвенционных тарифов и экспансия иностранных капиталов.

 

1877 г. стал годом перехода к протекционизму. В тот период пошлины составляли 50 % стоимости товара. В связи с отменой акциза на соль в 1880 г. доходы казны сократились, поэтому в 1881 г. состоялось общее повышение пошлин на 10 % на все привозные товары, кроме соли.

 

В 80-х гг. XIX в. пошлины повышались многократно на разную продукцию, ежегодно и даже по несколько раз за год. В связи с повышением курса кредитного рубля в 1890 г. большинство таможенных пошлин выросло на 20 %. Повышение тарифов шло настолько быстро, что порой противоречило интересам некоторых промышленных кругов. Регулирование таможенных пошлин на сталь и железо стало стратегическим направлением таможенной политики, так как пошлины на эту продукцию повышались особенно активно. Это было мерой поощрения отечественного производства и в то же время мерой подавления иностранной конкуренции. В 1887 г. было решено перейти к дифференцируемому повышению пошлин также для борьбы с заграничной конкуренцией.

 

Этап с 1877 по 1890 г. является этапом резко выраженной покровительственной политики, что дало свои выгоды - повышение таможенного дохода с 42,3 млн. руб. до 80,2 млн. руб. (после введения золотой пошлины). Ввоз товаров в страну заметно сократился, что дало толчок к развитию отечественной промышленности.

После 1877 г., когда началось поэтапное увеличение таможенных пошлин, возникла потребность их систематизации. Работу по данному вопросу возглавил российский ученый Д.И. Менделеев, исходивший из принципов умеренного таможенного обложения в сочетании с протекционистскими методами. Он предлагал развивать производство для избежания финансовых потерь.

 

Новый протекционистский тариф по европейской торговле был утвержден 11 июня 1891 г. Он носил строго протекционистский характер, в нем переработаны были редакция и номенклатура товаров. Состоял тариф из 10 групп и 218 статей. На каждый товар были рассчитаны свои пошлины, но среднее повышение составило 25-30 %.

Данный тариф привел к обострению отношений с Германией, т.к. был намного выше европейских тарифов. Его целью было, прежде всего, введение защитных мер от экономической экспансии извне. Однако ставки протекционистского тарифа отразились на местном населении в виде косвенного налога в 4,5 руб., что было доказано статистиком М.Н. Соболевым.

Информация о работе Развитие торговли и таможенного дела в XIX веке