Разрешительная система запретов и ограничений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется особой ролью нетарифных мер в системе государственного регулирования международной торговли и изменениями в практике нетарифного регулирования, обусловленными мировым экономическим кризисом.
По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения защитных (в первую очередь - антидемпинговых) мер страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. По различным оценкам, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли.

Оглавление

Введение 3
1 Общие положения нетарифного регулирования 5
1.1 Понятие и сущность нетарифного регулирования 5
1.2 Основные инструменты нетарифного регулирования 15
2 Пути повышения эффективности нетарифного регулирования 37
Заключение 49
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

Разрешительная система нетарифных ограничений во внешней торговле анализ, оценка перс%D.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1 Общие положения нетарифного  регулирования 5

1.1 Понятие и сущность нетарифного  регулирования 5

1.2 Основные инструменты нетарифного  регулирования 15

2 Пути повышения эффективности  нетарифного регулирования 37

Заключение 49

Список использованной литературы 50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования определяется особой ролью нетарифных мер в системе государственного регулирования международной торговли и изменениями в практике нетарифного регулирования, обусловленными мировым экономическим кризисом.

По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения защитных (в первую очередь - антидемпинговых) мер страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. По различным оценкам, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли.

При этом развитые страны используют нетарифные меры в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами - до 40% всего импорта, в том числе 50% импорта продовольствия.

Объектом протекционистских мер часто становятся товары, экспортируемые из Российской Федерации. По состоянию на 1 мая 2010 года Минэкономразвития зафиксировало 93 ограничительные меры на ввоз российских товаров, которые действуют на территории 22 стран мира. Самое большое количество ограничений на экспорт из России ввела Белоруссия (22), а также страны Евросоюза (17). Максимальное количество ограничительных мер направлено на металло- и химическую продукцию (28 и 14 соответственно).

Россия традиционно попадает в первую десятку стран, в отношении которых чаще всего инициируются антидемпинговые расследования, и занимает в данном списке 1 место среди стран - нечленов ВТО: с момента образования ВТО по настоящее время странами - членами ВТО в отношении российских товаров проведено 99 расследований, по результатам которых были введены 84 ограничительные меры.

Активная внешнеторговая политика государства является важным фактором долгосрочного роста экономики и ее инновационного развития. Антидемпинговые и иные нетарифные меры селективного характера становятся наиболее подходящими инструментами торговой политики России в условиях кризисной экономики. Применяя их, государство устанавливает барьер не против всех иностранных предпринимателей, а только против самых "агрессивных" из них.

В настоящий момент механизм нетарифного регулирования не только в России, но и во всем мире переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами, так и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле. Интересен в этом аспекте опыт США и Евросоюза, выбранных автором для исследования современного состояния нетарифного регулирования.

Таким образом, изучение международной практики применения нетарифных мер, опыта их использования в механизме государственного регулирования внешней торговли в развитых странах, современных тенденций развития нетарифного инструментария внешнеторговой политики Российской Федерации представляет важное направление современных научных исследований.

Научная новизна данного исследования состоит в комплексном анализе системы нетарифных мер, используемых в международной торговле, и выявлении изменений, происходящих в сфере внешнеторгового регулирования в условиях глобализации и мирового экономического кризиса.

Решение отмеченных в работе проблем должно увеличить эффективность применения нетарифных мер в качестве инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.

 

 

 

1 Общие положения нетарифного регулирования

1.1 Понятие и сущность нетарифного регулирования

Государство воздействует на внешнеторговую сферу посредством прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов и проявляется в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и в развитии государственного сектора в экономике. При косвенном регулировании используются экономические методы, реализуемые, прежде всего, в рамках налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов - например, решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот. В этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов.

В целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеторговой сфере. Иногда они именуются средствами государственного регулирования. Можно встретить и другое название - рычаги государственного регулирования. Название "рычаги" отражает возможность их использования в качестве средства изменения экономического состояния объекта, осуществления некоего поворота в сфере экономики [2].

При этом не все используемые меры могут признаваться допустимыми с точки зрения сложившейся практики регулирования международной торговли.

Совокупность, комбинация применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Выделяют методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Если в отношении определения таможенно-тарифных мер и соответствующего им метода регулирования в международной торговой практике установились единообразные подходы, то применительно к нетарифным мерам это достигнуто не было.

Слово "тариф" берет свое происхождение от названия небольшого города Тарифы, расположенного близ Гибралтарского пролива. Во время своего владычества над проливом арабы взимали в Тарифе сбор со всех судов, проходивших через пролив. Величина такого сбора рассчитывалась по особой таблице в соответствии с качеством и количеством груза. Впоследствии, как отмечается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово "тариф" вошло во всеобщее употребление.

Такой подход к структурированию инструментария внешнеторгового регулирования привел к нечеткости в определении нетарифных мер и границ соответствующего метода регулирования внешней торговли.

Государство, принимая соответствующие законодательные акты и формируя понятийный аппарат государственного регулирования внешней торговли, не дает легальной дефиниции нетарифного регулирования. Так, например, ст. 20 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" названа: "Нетарифное регулирование". Предполагается, что именно в этой статье должно содержаться понятие нетарифного регулирования. Однако законодатель ограничился лишь перечислением условий (случаев) применения нетарифного регулирования.

В научной литературе средства (инструменты) нетарифного регулирования чаще всего называются нетарифными барьерами (non-tariff barriers, NTB) или нетарифными ограничениями (non-tariff restraints). Реже встречаются термины "нетарифные препятствия" (non-tariff obstacles), "нетарифные искажения" (non-tariff distortions) [3].

В официальной и нормативно-правовой литературе используется понятие "нетарифные меры" (non-tariff measures, NTM), встречающееся часто и в научных источниках. Понятие "мера" получило подробное разъяснение в актах Европейского союза, и к его определению обращаются ученые. Так, например, Гарет Дейвис, разъясняя принцип свободного движения товаров в ЕС и допустимость количественных ограничений, дает следующую формулировку этого термина: "Мера - это всеобъемлющее слово, охватывающее разные типы правил и действий... Акты или вещи, которые могут быть "мерой", включают любого рода законы, международные нормативные акты или даже практику".

Важность содержания этого понятия для современной практики внешнеторгового регулирования можно увидеть из следующего примера. Ирландское правительство создало орган для продвижения ирландских товаров, после чего Комиссия ЕС указала на то, что деятельность вновь образованного органа противоречит ст. 28 Договора ЕС.

В защиту этого органа был выдвинуто то обстоятельство, что он занимался маркетингом и обеспечивал моральную поддержку ирландским производителям, но не устанавливал никаких обязательных правил и не был наделен функцией принятия решений. Именно поэтому его создание не должно рассматриваться как принятие "меры", меры нетарифного характера. Европейский суд, рассматривавший этот спор (дело "Buy Irish/Покупайте ирландское"), возразил против этого на том основании, что "независимо от средств, используемых для ее осуществления, кампания является отражением обдуманного намерения ирландского правительства заменить на ирландском рынке импорт местными товарами и тем самым ограничить поток импорта из других государств-членов".

Таким образом, Европейский суд продемонстрировал расширительный подход к трактовке понятия меры и выступил против того, чтобы, опираясь на формально-юридические основания, допускалось поведение, ограничивающее свободное движение товаров в рамках ЕС.

В современном понятийном аппарате внешнеторгового регулирования проводится разграничение близких по смыслу понятий "нетарифные меры" и "нетарифные барьеры". Под нетарифными мерами понимаются все способы воздействия на внешнеторговые потоки, не относящиеся к таможенно-тарифным инструментам. Среди нетарифных мер, в свою очередь, выделяют группу нетарифных барьеров. Критериями для отнесения к нетарифным барьерам служат, во-первых, высокая степень протекционизма, а во-вторых, установленные международной торговой практикой и национальными законодательствами ограничения на их применение.

Нетарифные меры объединяют многочисленные инструменты, подходы и правила регулирования международной торговли, использование которых, в зависимости от конкретных целей торговой политики, может принимать различный характер. Одна и та же мера способна выступать и как орудие протекционизма (в этом случае можно говорить о барьерах и ограничениях международной торговли), и как необходимая административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду и т.д.

Международная торговая практика, деятельность различных международных организаций также не внесли желаемой ясности в определение нетарифного регулирования и не создали унифицированных, единообразных подходов к дефиниции нетарифных мер.

В документах ГАТТ нетарифные меры определяются как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному ходу международной торговли". В определении нетарифных мер, приведенном на официальном сайте Всемирной торговой организации, уточняется, что они могут применяться на основе достигнутых в рамках данной организации специальных соглашений (по лицензированию импорта, защитным мерам, антидемпинговым процедурам, таможенной оценке, стране происхождения, по сельскому хозяйству, информационным технологиям, текстилю, техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам и др.).

Этот подход к определению нетарифных мер воспроизводится в разнообразных российских и зарубежных доктринальных источниках. Так, например, Р. Гриффин и М. Пастей понимают под ними "любые нормативные акты, политический курс или другие действия правительства, отличающиеся от введения тарифов и оказывающие влияние на ведение международной торговли". Встречаются определения, в которых к нетарифным относятся меры, принимаемые как правительством, так и частным сектором: "...все частные и правительственные средства и мероприятия, за исключением таможенного тарифа, которые служат ограничению размеров, деформации структуры и направлений мировых потоков товаров и услуг". Некоторые исследователи особо отмечают, что нетарифные меры могут использоваться для регулирования не только импортных, но и экспортных поставок [4].

Отдельные авторы придерживаются расширительного подхода и относят к нетарифным мерам даже те меры, действия или бездействие, которые способны оказывать косвенное воздействие на международную торговлю, по своему характеру близкое к нетарифному регулированию. Так, например, П. Самуэльсон пишет о "невидимом тарифе": "Наконец, следует упомянуть о так называемом невидимом тарифе. Во многих странах - и Соединенные Штаты не составляют здесь исключения - сложное управление таможнями может быть поставлено настолько плохо, что оно может оказать на торговлю такое же или даже худшее воздействие, как и денежные пошлины, подлежащие уплате. Если товар, экспортируемый иностранцем, не допускается в США из-за усложненных требований со стороны органов здравоохранения или из-за нежелания смягчить самочинные предписания, тогда подобная волокита может оказать такое же пагубное воздействие на торговлю, как открытые тарифы и квоты".

Информация о работе Разрешительная система запретов и ограничений