Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:16, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется особой ролью нетарифных мер в системе государственного регулирования международной торговли и изменениями в практике нетарифного регулирования, обусловленными мировым экономическим кризисом.
По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения защитных (в первую очередь - антидемпинговых) мер страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. По различным оценкам, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли.
Введение 3
1 Общие положения нетарифного регулирования 5
1.1 Понятие и сущность нетарифного регулирования 5
1.2 Основные инструменты нетарифного регулирования 15
2 Пути повышения эффективности нетарифного регулирования 37
Заключение 49
Список использованной литературы 50
Основаниями введения особых пошлин могут быть: наличие возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба (угрозы причинения серьезного ущерба) отрасли национальной экономики, наличие демпингового или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) отрасли национальной экономики.
По своей природе антидемпинговые, компенсационные и специальные виды пошлин ближе к восстановительной штрафной санкции и тем отличаются от таможенной пошлины и иных видов косвенных налогов. Сравнение специальных видов пошлин со штрафными пошлинами имеет под собой историческое основание, поскольку прототипом антидемпинговой пошлины явилась именно штрафная пошлина. Вывод о штрафном характере особых пошлин подтверждает существующий в мировой торговой практике принцип, запрещающий кумуляцию (сложение) защитных мер нетарифного регулирования. Как правило, в торговые соглашения включается оговорка о том, что импортный товар "не должен подвергаться обложению антидемпинговой и компенсационной пошлинами для того, чтобы устранить один и тот же результат, который вызывается демпингом или субсидированием экспорта" (статья VI ГАТТ) [18].
Поскольку антидемпинговые, компенсационные или специальные пошлины на порядок превышают средний уровень таможенно-тарифного обложения промышленно развитых стран, то даже угроза применения таких защитных мер, как правило, приводит к сокращению объемов импорта. По этой причине роль окончательных мер в общем объеме начатых расследований постоянно снижается, и торговая политика корректируется уже на этапе расследования либо принятия предварительных мер. Нередко расследование прекращается вследствие добровольного принятия экспортером обязательств, которые предполагают пересмотр экспортной цены или сокращение объема импорта по демпинговым ценам и т.д.
К финансово-кредитным и валютным инструментам нетарифного регулирования относятся различного рода мероприятия, ограничивающие в той или иной форме доступ импортеров к иностранной валюте, регулирующие курсовую политику, условия платежа по внешнеторговым контрактам и т.д., создавая прямые и косвенные барьеры на пути иностранного товара на национальный рынок, а также мероприятия, содействующие повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей через предоставление им различного рода финансовых и валютных льгот.
Государственные финансы все чаще становятся задействованными в формировании и реализации внешнеторговой политики. Среди финансовых инструментов наиболее эффективными считаются налоговые льготы и субсидии, предоставляемые экспортерам.
Освобождение от уплаты налогов (возврат налогов), нацеленное на выравнивание конкурентных условий для импортируемых товаров и аналогичных товаров отечественного производства, используется в качестве инструмента стимулирования сбыта отечественных товаров за границей. Как правило, экспортеры освобождаются от косвенных (налог на добавленную стоимость) и прямых (подоходный налог, налог на прибыль и др.) налогов, а также ввозных пошлин на иностранные сырье, машины, оборудование и иные товары, используемые при производстве экспортной продукции (товары, ввозимые под таможенными режимами переработки).
Повышаются ставки косвенных налогов, возвращаемых впоследствии экспортерам. В ряде стран компаниям разрешается создавать не облагаемые налогом фонды стимулирования экспорта, предоставлять налоговые льготы при использовании доходов фирм-экспортеров на финансирование различных мероприятий, содействующих сбыту отечественных товаров за границей (участие в международных торгах, дополнительная отделка экспортной продукции, внешнеторговая реклама, содержание загранпредставительств, регистрация товарного знака за границей и т.д.). Практика показывает, что наиболее действенным способом стимулирования экспорта является снижение налогового бремени в части обложения экспортера прямыми налогами (снижение ставок прямых налогов, предоставление отсрочек по их уплате).
Субсидирование применяется чаще всего для форсирования экспорта сельскохозяйственных товаров. Наиболее субсидируемыми товарами промышленного экспорта являются суда и авиационная техника.
В целях выхода на рынки развивающихся стран активно используется предоставляемая развитыми странами "помощь развитию" - государственные займы со сроком погашения в несколько десятилетий и, как правило, с небольшим процентом.
К финансовым инструментам торговой политики самым тесным образом примыкают кредитные инструменты. Стремительное расширение практики применения кредитных инструментов в целях внешнеторгового регулирования дало повод говорить о так называемых кредитных войнах. Государство все активнее переходит к долгосрочному и среднесрочному кредитованию участников внешнеторговой деятельности на условиях, более выгодных, чем те, что сформировались на национальном или международном кредитном рынке. В этих целях используются такие приемы, как "замораживание" процентной ставки, продление срока предоставления кредита, упрощение порядка его получения и др [21].
Государственное кредитование органично дополняется государственным страхованием (в первую очередь предоставлением государственных гарантий по внешнеторговым поставкам). Раскрывая сущность правительственных гарантий и определяя их место в механизме государственного регулирования внешней торговли, Л.В. Сабельников называет такие его преимущества, как расширение возможностей получения кредитов на льготных условиях, меньшая, по сравнению с частным сектором, стоимость страхования. Кроме того, он отмечает, что правительственные гарантии позволяют экспортерам получать денежные средства в банке сразу же после отгрузки товара, что значительно ускоряет платеж, а это в условиях нестабильности валютных курсов дает экспортеру выигрыш не только во времени, но и по размеру платежа.
Таким образом, применение финансовых и кредитных инструментов (налоговых льгот, субсидий, государственного кредитования и страхования внешнеторговых операций) содействует удешевлению вывоза товаров, делает его более безопасным и конкурентоспособным и тем самым обеспечивает выход отечественного производителя на новые внешние рынки.
Если активное применение финансово-кредитных инструментов в большей степени характерно для торговой политики промышленно развитых стран, отражая ее наступательный и экспансионистский характер, то использование валютных мер для регулирования внешней торговли свойственно прежде всего развивающимся странам. Валютные инструменты эффективно применяются в целях внешнеторгового регулирования в странах, где осуществляется нехватка свободно конвертируемой валюты (государства с переходной экономикой), а также наблюдается значительный рост дефицита платежного баланса.
Особое место в арсенале валютного регулирования внешней торговли занимают такие ограничения на расходование иностранной валюты, как требования о внесении импортного депозита (депонирование части стоимости внешнеторговой сделки за несколько месяцев до ее совершения), предварительной уплате таможенных пошлин и др. Представление документов о внесении импортного депозита, предварительной уплате таможенной пошлины является необходимым условием завершения таможенного оформления и пропуска товара через таможенную границу.
Нетарифные меры - модернизирующийся инструментальный сегмент внешнеторгового регулирования. Развитие нетарифного инструментария происходит в рамках общего курса ВТО на либерализацию мировой торговли, одним из направлений которого является последовательная тарификация мер государственного регулирования международной торговли.
2 Пути повышения эффективности нетарифного регулирования
Кризисные явления в экономике не могли не отразиться на внешнеторговой статистике. По данным ФТС России, объем российского импорта товаров в 2012 году составил 167,371 млрд. долл. США против 267,100 млрд. долл. США в 2011 году (снижение на 37,3%), в том числе 145,586 млрд. долл. США - из стран дальнего зарубежья (снижение на 36,8%), 21,785 млрд. долл. США - из стран СНГ (снижение на 40,5%).
Доля импорта в ВВП (по методологии платежного баланса) в 2012 году снизилась и составила 15,6% против 17,4% в 2011 году [8].
Несмотря на снижение объемов импорта, наиболее чувствительными в отношении импортозависимости для Российской Федерации оставались рынки автомобильной техники, мясной и молочной продукции, медикаментов и ряд других. Доля импорта на таких рынках в 2012 (2011) году составляла: легковые автомобили - 48,5% (59,8%); грузовые автомобили - 25,2% (41,2%); мясная продукция - 28,7% (31,7%); сыры - 39,6% (38,7%); сливочное масло - 30,3% (32,1%); лекарственные средства - 72,1% (73,3%).
Объем экспорта товаров, по данным ФТС России, в 2012 году составил 301,652 млрд. долл. США против 467,580 млрд. долл. США в 2011 году (снижение на 35,5%). В том числе в страны дальнего зарубежья - 254,9 млрд. долл. США (снижение на 35,9%), в страны - участницы СНГ - 46,8 млрд. долл. США (снижение на 32,9%).
Доля экспорта, исчисляемая по методологии платежного баланса, в ВВП в 2012 году составила 24,7% против 28,1% в 2011 году.
Решения Правительства Российской Федерации по таможенному регулированию, принятые в 2012 году, сыграли также важную роль в развитии отечественного аграрно-промышленного комплекса. Принятые в данной области меры были направлены на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, повышение уровня тарифной защиты внутреннего рынка и на этой основе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции, привлечение дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс.
С целью стабилизации ситуации на российском рынке мяса, ограничения излишнего объема импорта мясных продуктов на территорию Российской Федерации на 2010 - 2012 годы установлены тарифные квоты на мясную продукцию с сохранением "странового" принципа распределения квот между государствами-поставщиками, а также "исторического" принципа распределения квот между участниками ВЭД.
Основные направления таможенной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены Минэкономразвития России во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" и в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.
Согласно данному документу реализация таможенной политики в 2014 г. и в плановый период 2015 - 2016 годов будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, отличающихся тем, что:
- посткризисное восстановление
мировой экономики и мировых
товарных рынков будет
- ускорятся технологические и
структурные изменения в
- радикально изменится
Это позволит регламентировать и унифицировать все значимые вопросы применения мер торговой политики, в том числе нетарифного регулирования, в рамках ТС и в целом СНГ на базе норм и правил многосторонней системы регулирования торговли, повысит предсказуемость и прозрачность торговых режимов стран СНГ.
Согласно Основным направлениям необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов Таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и перед каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.
Повышение отдачи от участия России в Таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный перелив финансовых средств, "перетекание" внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками).
Кроме этого, предполагается, что новые задачи развития российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.
Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
Информация о работе Разрешительная система запретов и ограничений