Перемещение товаров в неторговом обороте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Развитие сотрудничества России с зарубежными странами, открытость ее связей способствуют постоянному перемещению физических лиц, возрастанию пассажиропотока, что актуализирует проблемы эффективности таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров перемещаемых в неторговом обороте……………………………..

1.1. Понятие неторгового оборота и его особенности………….. …...........

1.2. Анализ законодательного регулирования правил перемещения товаров физическими лицами………………………………………………..

1.3. Таможенные операции, совершаемые с товарами для личного пользования…………………………………………………………………....

Глава 2. Анализ неторгового оборота в регионе деятельности таможни……………………………… ……………………..

2.1. Анализ динамики и структуры перемещения в неторговом обороте...

2.2. Анализ динамики и структуры административных правонарушений в области таможенного дела, выявленных в регионе деятельности таможни……………………………….. ……………………

Глава 3.Проблемы развития таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами и пути их решения………………………………………………………………

3.1 Нормативно-правовое совершенствование таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами…………………………………………………………

3.2 Пути совершенствования работы сотрудников таможенных органов, при осуществлении таможенного декларирования и таможенного контроля в неторговом обороте……………………………...

2.3. Влияние неторгового оборота на выполнение фискальной функции таможни……………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

КР по Там делу.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Кроме этого, согласно упрощенному, льготному порядку таможенные органы могут применять технологическую схему «красного» и «зеленого» каналов – «систему самостоятельного выбора физическим лицом, следующим через таможенную границу таможенного союза, формы декларирования и соответствующего ей канала для таможенного оформления и контроля ввозимых товаров». При этом «красный» канал предназначен для декларирования товаров, ввозимых в сопровождаемом багаже, подлежащих обязательному письменному декларированию, а также для заявления сведений о намерении ввезти товары в несопровождаемом багаже. В свою очередь «зеленый» канал используется для декларирования в устной форме товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, и при отсутствии намерения ввезти товары в несопровождаемом багаже. Под устной формой декларирования понимается «форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию». В «зеленом» канале таможенный контроль проводится выборочно. Однако неприменение отдельных форм таможенного контроля не означает, что лица освобождаются от обязанностей соблюдать таможенное законодательство[4].

Упрощенная форма при взимании таможенных платежей выражается в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчисления совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве таможенного декларирования.

Единые ставки таможенных пошлин и налогов - это ставки платежей, применяемые в отношении всех категорий товаров, ввозимых в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения. Единые ставки не включают таможенные сборы за хранение товаров и за таможенное декларирование.

Применение единой ставки таможенных пошлин является наиболее льготным вариантом ввоза товаров, по сравнению с торговым оборотом, поскольку на основные товары народного потребления размер сумм таможенных пошлин и налогов значительно превышает суммы платежей по единым ставкам.

Совокупный таможенный платеж - сумма, эквивалентная сумме таможенных пошлин, акцизов и НДС, установленных общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для юридических лиц.

Льготный порядок предполагает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и неприменение мер экономической политики. Меры экономической политики – это широкий спектр действий и мероприятий, позволяющий таможенным органам достаточно свободно и гибко маневрировать в современных сложных и противоречивых политических и социально-экономических ситуациях, осуществляя таможенную политику и реализуя конкретные направления таможенного дела. Отсюда возможность, а подчас и необходимость устанавливать ограничения на ввоз в страну и вывоз из нее товаров и транспортных средств, сообразуясь с интересами экономической политики России. Такие меры могут включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен и иные меры регулирования взаимоотношений российской экономики с мировым хозяйством. В применении таких мер нет никакой необходимости по той причине, что перемещение товаров в неторговом обороте не должно оказывать существенного влияния на экономику страны. Но для отдельных категорий товаров могут применяться стоимостные и количественные ограничения. Например, таможенные платежи подлежат взиманию при превышении установленных стоимостных и/или количественных квот.

Таким образом, упрощенный, льготный порядок перемещения товаров физическими лицами – это особый порядок  таможенного декларирования и взимания таможенных платежей, установленный таможенным законодательством для физических лиц, перемещающих товары для личных целей, и предусматривающий значительное упрощение таможенных формальностей, а также в большинстве случаев полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов либо взимание их по единым ставкам.

Как уже отмечалось выше, неторговым оборотом охватываются товары для личного пользования, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом следует отметить, что предназначение товаров устанавливает должностное лицо таможенного органа[5].

При установлении предназначения товаров должностное лицо таможенного органа принимает во внимание следующие факторы:

- характер товаров. Учитываются потребительские свойства товаров,традиционная практика их применения и использования в быту;

- количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, явно превышающем потребность одного лица, перемещающего товары (а также членов его семьи), могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования;

- частоту перемещения товаров. Однородные товары, перемещаемые хотя бы и в небольших количествах одним лицом в течение одной недели рассматриваются как не предназначенные для личного пользования адресата.

Законодатель исходит из того предположения, что товары для личного пользования будут перемещаться в относительно небольших количествах, поэтому ввоз или вывоз таких товаров не может нарушить сложившееся на внутреннем рынке страны равновесие и нанести сколько-нибудь серьезный ущерб ее экономической безопасности. Кроме того, законодатель, упрощая таможенное оформление и взимание таможенных платежей в отношении товаров физических лиц, преследует также цель ускорить прохождение гражданами таможенных формальностей и избежать их скопления в пунктах пропуска и местах таможенного оформления.

В неторговом обороте товар может перемещаться как в сопровождаемом багаже, так и в несопровождаемом. Способ перемещения товаров имеет важное значение для таможенных целей в части, касающейся таможенного оформления и взимания таможенных платежей.

Итак, товары, перемещаемые физическими лицами в сопровождаемом багаже - товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу. Под товарами, перемещаемыми физическими лицами в несопровождаемом багаже понимаются товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза[6].

Подводя итог вышеизложенному, можно выделить следующие особенности неторгового оборота:

 

 

 

1.2.               Анализ законодательного регулирования правил перемещения товаров физическими лицами

 

Регулирование нормативно-правовой базы неторгового оборота до вступления в действие Таможенного кодекса 2004 осуществлялось как международными нормами, так и российскими, которые не должны были противоречить друг другу. Такие нормы содержались в следующих законодательных актах:

- Конституция Российской Федерации (ст. 17, 27, 34);

- Таможенный кодекс Российской Федерации;

- Закон РФ «О таможенном тарифе»;

- Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- другие международные договоры РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России;

- нормативно-правовые акты министерств и ведомств, регулирующие вопросы в сфере таможенного дела.

Порядок перемещения товаров в неторговом обороте регулировался как нормативно-правовыми актами ГТК России, так и совместными актами с другими министерствами и ведомствами, так как существуют такие товары, для которых предусмотрен особый порядок перемещения: валюта, оружие, объекты флоры и фауны, радиоэлектронные средства; культурные ценности. Порядок перемещения данных объектов разрабатывался совместно с другими органами.

В настоящее время, например порядок перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза регулируется Договором «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза». Отношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, не урегулированные настоящим Договором, регулируются иными международными договорами таможенного союза, а в случае их отсутствия - законодательством Сторон.

В 1999 году, таможенное законодательство в части, регулирующей вопросы перемещения товаров физическими лицами в неторговом обороте, претерпело целый ряд изменений, которые вступили в силу либо во второй половине 1999 года, либо уже в январе 2000 года. Существовавшая до вступления Таможенного кодекса 2004 г. нормативная база по таможенному оформлению и контролю товаров физических лиц, являлась неполной и недостаточной. Из огромного количества приказов, указаний и писем ГТК России непосредственное отношение к перемещению товаров физическими лицами относилось не более 1-2%, еще несколько процентов лишь косвенно затрагивали упомянутые отношения. Действовало лишь одно постановление Правительства от 10.07.99 №783 «Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ», которое можно было назвать системообразующим нормативным актом. Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства ГТК России издал приказ ГТК России от 24.11.99 №815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ» и приказ ГТК России от 24.11.99 №814 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ». Приказ ГТК России от 24.11.99 №815 предусмотрел упрощенный, льготный порядок ввоза, вывоза, а также временного ввоза (вывоза) физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, кроме того, определил условия предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров в упрощенном, льготном порядке лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющимися на постоянное место жительства в РФ или в иное государство. Эти три нормативных акта и составляли, по сути, правовую основу таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами. Большое количество вопросов оставалось за рамками указанных документов.

Следует отметить, что положения этих документов не охватывали ситуации, урегулированные международными договорами Российской Федерации, например соглашениями об условиях пребывания иностранных дипломатических представительств или соглашениями о международных воздушных сообщениях.

Упрощенный, льготный порядок перемещения товаров физическими лицами базировался на статье 109 Таможенного кодека РФ 1993 г. В этой статье были сформулированы понятие и основные положения такого перемещения. К сожалению, из четырехсот пятидесяти статей Таможенного кодекса 1993 г. прямое отношение к перемещению товаров физическими лицами имеет лишь одна. Несколько других статей Таможенного кодекса 1993 г. затрагивали данное направление косвенно. Например, статья 119 устанавливала сроки уплаты таможенных платежей, а статья 171 – сроки подачи таможенной декларации.

Одной из проблем законодательной базы до вступления в действие Таможенного кодекса 2004 года являлось «обилие и нестабильность подзаконных нормативных актов». Так по одному и тому же вопросу издавалось несколько документов, содержащих идентичную информацию и подтверждающих ранее установленные правила. Это вызывало недоумение, как у сотрудников таможенных органов, так и у физических лиц.

Таким образом, можно выделить следующие недостатки законодательного регулирования правил перемещения товаров в неторговом обороте до введения в действие Таможенного кодекса 2004 года:

касающиеся порядка перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, претерпели в новом Таможенном кодексе некоторые изменения. Если Кодексом 1993 г. установлено, что такой порядок определяется Правительством РФ и ГТК России, то согласно новому Кодексу перемещение товаров физическими лицами осуществлялось в соответствии с положениями, установленными Таможенным кодексом. Порядок перемещения товаров физическими лицами регулируется 23 главой Таможенного кодекса РФ, содержащей 10 статей. Причем положения, регулирующие порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей, почти не изменились, а изменились стоимостные характеристики товаров, от которых зависит порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.

Так, согласно порядку, действующего до 1 января 2004 г., полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставлялось, если стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров не превышает 1000 долларов США, а применение единых ставок таможенных пошлин и налогов возможно в отношении товаров, стоимость которых превышает 1000, но не превышает 10 тысяч долларов США. Таможенным кодексом 2004 года  данные стоимостные пределы были установлены, соответственно, в сумме 65 тыс руб. и 650 тыс. руб.

В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации утверждены постановление Правительства РФ от 27.11.2003 №715 «Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования» и постановление Правительства РФ от 29.11.2003 №718 «Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования».

При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 №718 вес не претерпел изменений - от уплаты каких-либо платежей освобождается товар, ввозимый в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, весом до 50 килограммов. В случае, если вес больше 50 килограммов, но менее 200, а стоимость товара превышает 65 тысяч рублей, но не достигает 650 тысяч рублей, то превышение беспошлинного норматива облагалось единым таможенным платежом в размере 30 процентов таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм. Причем эти правила распространялись и на несопровождаемый багаж. И все же вопрос оставался абсурдным. Ввозит, скажем, физическое лицо электроплиту или стиральную машину, которая весит 70-80 килограммов. А беспошлинно разрешено только 50 килограммов и за лишний вес ему насчитывали единую ставку таможенной пошлины. Ввозимый товар либо один комплект товаров, относящийся к единой, неделимой вещи, стоимостью более 650 000 рублей и/или общим весом более 200 кг, облагался совокупным таможенным платежом, эквивалентным сумме таможенных пошлин, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, расчитываемым исходя из общей стоимости и общего веса данного товара либо комплекта товаров.

Между тем в Министерстве экономического развития РФ, уже работают над предложениями прямо противоположной направленности - об ужесточении правил ввоза товаров челноками. В Минэкономразвития считают, что прописанные в Таможенном кодексе нормы противоречат заявляемой в последнее время правительством линии на выдавливание челноков из внешней торговли. По мнению правительственных экспертов, необходимо либо снизить размер необлагаемой суммы как минимум вдвое (в развитых странах самая большая сумма беспошлинного ввоза товаров – 500 долларов), либо уменьшить максимально допустимый вес беспошлинно ввозимого товара с 50 до 30 кг. И такая практика имело место, с февраля 2006 года допустимый вес беспошлинно ввозимого товара был 35 кг. С другой стороны, правительство пытается идти навстречу требованиям Всемирной торговой организации, максимально либерализовать таможенное законодательство. Этот процесс, похоже, уже необратим. Увеличение стоимостного предела ввоза товаров физическими лицами - прямое следствие такой политики.

Информация о работе Перемещение товаров в неторговом обороте