Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение механизма продажи резидентами выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке.
К задачам данной курсовой работы относятся:
1) рассмотрение понятия валютного контроля и валютного регулирования, а также правовой основы их регулирования;
2) изучение порядка и особенностей осуществления продажи валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке;
3) выявление существующих проблем валютного контроля и валютного регулирования, а также определение перспективы их решения на современном этапе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Общие положения валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации……………………………………………………………….4
1.1 Валютное регулирование. Понятие и правовая база ……………………...4
1.2 Понятие валютного контроля, принципы, правовая основа …………...….8
2. Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке…………………………………………………………….12
2.1 Продажа резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке и ее правовое регулирование………………………………..……..12
2.2 Особенности и порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке………………………………………..............17
2.3 Контроль и привлечение к ответственности таможенными органами экспортеров за не поступление валютной выручки……………………..…..……20
3. Проблемы и перспективы развития осуществления валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации………………………23
3.1 Проблемы осуществления валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации ……………………………………………….....23
3.2 Перспективы развития валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации ……………………………...……………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

ВК.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

 

 

 

3.2 Перспективы развития валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

 

Валютное регулирование – часть  валютной политики страны, поэтому изменение валютного режима нельзя проводить автономно. В любом случае либерализация подчиняется стратегическим задачам национальной валютной политики и соответственно отвечает долгосрочным национальным интересам. Сильный, устойчивый рубль – неотъемлемое условие нормального развития российской экономики. Чтобы курс рубля был предсказуем – а это важно как для отечественных, так и зарубежных инвесторов – необходимо позаботиться о равновесии спроса и предложения на валютном рынке. При этом следует заметить, что норматив обязательной продажи валютной выручки – не единственный инструмент валютного регулирования. Если есть потребность усовершенствовать систему валютного регулирования, ее следует усовершенствовать целиком, используя весь набор средств, в том числе заполнив пустоты в законодательстве. /5/

В настоящее время назрела потребность в коренной ломке подхода к организации валютного регулирования и валютного контроля. И связано это с тем, что в качестве безусловного приоритета выдвигается задача противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. По своим масштабам она является общемировой, но для России приобретает особое значение./6/

С учетом сказанного, реформирование системы валютного регулирования и валютного контроля могло бы включать в себя следующие принципиальные положения.

1. Концентрация  полномочий по валютному контролю  и противодействию незаконному вывозу капитала в руках одного органа, который бы совмещал в себе функции центра по сбору и обработке финансовой информации, связанной с утечкой и отмыванием капиталов, и финансовой полиции. По такому пути пошла борьба с отмыванием капиталов: Франция (Тракфин), Гонконг (Объединенное агентство финансовых расследований), Нидерланды (Офис по регистрации подозрительных операций), Испания (Исполнительное агентство Комиссии по предотвращению отмывания капиталов). США и Германия, избравшие вначале путь множественности государственных служб, ответственных за сбор и анализ финансовой информации, уже пришли к выводу о необходимости создания единого органа: соответственно ФинСен и Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой. Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что формирование такого Центра создаст условия для эффективной борьбы с отмыванием капиталов и координации работы по валютному контролю. Одной из задач Центра могла бы стать целенаправленная проверка происхождения инвестиций, направляемых в Российскую Федерацию.

2. Передача функций  валютного регулирования в исключительную  компетенцию Банка России. Целесообразность такой меры объясняется тем, что в соответствии с законодательством на Банк России возложены функции реализации политики обменного курса, управления золотовалютными резервами и составления платежного баланса страны. Тем самым Банк России в максимальной степени отвечает требованиям, которые предъявляются к органу валютного регулирования.

3. Углубление сотрудничества с органами валютного контроля и противодействия отмыванию денег за рубежом путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в области борьбы с незаконными валютными операциями и возврата незаконно вывезенных капиталов./11/

Любое кардинальное решение  в области валютного рынка  должно предварительно проходить тщательную совместную экспертизу научных институтов, регулирующих государственных органов, представителей бизнеса в лице профессиональных организаций с точки зрения оценки последствий реализации задач, сформулированных в валютной стратегии страны.

Система валютного регулирования и контроля в Российской Федерации (фактически функционирующая по принципу "латания дыр") может быть усилена с точки зрения эффективности несколькими способами. /8/

Приступая к  реформированию системы валютного  регулирования и контроля, необходимо учитывать несколько общих концептуальных принципов, которые не были учтены при ее создании и эволюции. Во-первых, правила режима валютного контроля должны быть изложены в систематичной, четкой и, что немаловажно, исключающей множественность толкований форме. Во-вторых, режим валютного контроля по возможности не должен создавать существенных затруднений для легальной коммерческой деятельности законопослушных хозяйствующих субъектов. /8/

Ряд проблем в области  валютного контроля и регулирования  подлежит решению в максимально  короткие сроки. Так, например, должна быть абсолютная уверенность в том, что уполномоченные банки применяют и полностью следуют установленным правилам валютного контроля. В настоящее время некоторые банки, обладающие валютной лицензией, но имеющие сомнительную репутацию, не могут быть полноценными агентами валютного контроля. Соответственно Банк России вправе инициировать процедуру перелицензирования уполномоченных банков, предусматривающую использование более строгих критериев при выдаче новых лицензий./6/

Вместе с тем система валютного регулирования и валютного контроля РФ должна быть пересмотрена в сторону максимального упрощения. Причины кроются не только в ограниченной эффективности многих используемых мер, но и в значительных издержках на содержание системы (включая, в том числе, и упущенную выгоду национальных хозяйствующих субъектов), сопоставимых с позитивным эффектом от нее.

Таким образом, главное стратегическое направление в области валютного курса – обеспечение его относительной стабильности, соответствие динамики курса базовым макроэкономическим показателям. В отношении валютного рынка стратегия нацелена на обеспечение репрезентативности курса, формирующегося на рынке, и ограничение влияния спекулятивных факторов на его формирование.

Заключение

 

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Валютное регулирование  - деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. Цель валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, а также соблюдение валютного законодательства на всех этапах осуществления валютных операций.

Валютное  регулирование и валютный контроль - составная часть регулирующего механизма , объективно способствующая поддержанию сбалансированности финансовых потоков, что благоприятствует стабильности банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.

Основным источником валютного законодательства в настоящее время является Федеральный закон  № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года  "О валютном регулировании и валютном контроле" с последующими изменениями и дополнениями.

Что касается такого инструмента  валютного регулирования как  обязательная продажа части выручки от экспорта товаров, то согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона от 10. 12. 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов. Выручка включает в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.

В  то  же время  существует ряд проблем в области  валютного регулирования и валютного контроля, которые связаны, прежде всего, с нормативно-правовой базой, регламентирующей  осуществление валютных операций в Российской Федерации и  кроме этого, полностью определяет  правила поведения резидентов и нерезидентов при возникновении отношений, связанных с валютой, как российской, так и иностранной.

Поэтому для  решения существующих проблем необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на максимальное упрощение системы валютного регулирования и приведение в порядок действующих нормативных актов, регулирующих отношения в сфере валютных операций.

Требование  об обязательной продаже части валютной выручки сохранялось  до 1 января 2007 года. После этого размер обязательной продажи части валютной выручки резидентов, составлявший ранее 10 % суммы валютной выручки - изменен, теперь он составляет 0 %. Мера направлена на обеспечение плавного перехода российской экономики к валютному режиму, который предусматривает с 1 января 2007 года осуществление валютных операций без ограничений.

Принятое Банком России решение обусловлено состоянием российской экономики, характеризующимся  позитивной динамикой макроэкономических показателей, профицитом государственного бюджета, высоким уровнем официальных золотовалютных резервов, систематическим превышением предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем рынке.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник / под ред. В. М. Крашенинникова. - М.: Экономистъ, 2005. - 400 с.
  2. Козырин, А.Н.   Валютный контроль внешнеторговой деятельности: Юрид. справочник / А.Н. Козырин. - М. : Новый Юрист, 1998. - 160 с.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: Высшая школа – программа информационной поддержки российской науки и образования 2004-2008.
  4. Федеральный  закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 22.07.2008). (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: Высшая школа – программа информационной поддержки российской науки и образования 2004-2008.
  5. Моисеев С. Рубль как резервная валюта // Вопросы экономики. - 2008. - N 9. - С.4-21.
  6. Галиуллина, Г.Р. Валютный контроль нуждается во внутренней проверке; Г.Р. Галиуллина // Бухгалтерия и банки. - 2005. - N6. - С.44-48.
  7. Таможенный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 280 с.
  8. Навой А.В. Валютные кризисы: сущность, причины, последствия // Деньги и кредит. - 2003. - N 2. - С.57-65.
  9. Инструкция ЦБ России №7 то 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ». (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: Высшая школа – программа информационной поддержки российской науки и образования 2004-2008.
  10. Инструкция Банка России от 30.03.2004 №  111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: Высшая школа – программа информационной поддержки российской науки и образования 2004-2008.
  11. www.vch.ru – официальный сайт таможни «Виртуальная таможня»
  12. Указание ЦБ РФ от 29.03.2006 № 1676-У "О внесении изменения в инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года № 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"  (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: Высшая школа – программа информационной поддержки российской науки и образования 2004-2008.
  13. Инструкция  Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: Высшая школа – программа информационной поддержки российской науки и образования 2004-2008.
  14. www.tamognia.ru –официальный сайт «Таможня»
  15. Инструкция ЦБ и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров".
  16. Положение ГТК РФ 156-П/01- 100/3 от 12.10.2001 «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России и ГТК России от 22 декабря 1999 г. № 101-П и № 01- 23/32005 (соответственно)». (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: Высшая школа – программа информационной поддержки российской науки и образования 2004-2008.
  17. Указание  ЦБ РФ N 1461-У, ГТК РФ N 01-10/11 от 29.06.2004 "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.07.2004 N 5905). (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: Высшая школа – программа информационной поддержки российской науки и образования 2004-2008.
  18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: (по сост. На 10 апреля 2006.). – М.: Юрайт-Излат,2006. – 344 с.

 

 


Информация о работе Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке