Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:30, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение механизма продажи резидентами выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке.
К задачам данной курсовой работы относятся:
1) рассмотрение понятия валютного контроля и валютного регулирования, а также правовой основы их регулирования;
2) изучение порядка и особенностей осуществления продажи валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке;
3) выявление существующих проблем валютного контроля и валютного регулирования, а также определение перспективы их решения на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Общие положения валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации……………………………………………………………….4
1.1 Валютное регулирование. Понятие и правовая база ……………………...4
1.2 Понятие валютного контроля, принципы, правовая основа …………...….8
2. Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке…………………………………………………………….12
2.1 Продажа резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке и ее правовое регулирование………………………………..……..12
2.2 Особенности и порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке………………………………………..............17
2.3 Контроль и привлечение к ответственности таможенными органами экспортеров за не поступление валютной выручки……………………..…..……20
3. Проблемы и перспективы развития осуществления валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации………………………23
3.1 Проблемы осуществления валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации ……………………………………………….....23
3.2 Перспективы развития валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации ……………………………...……………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29
3.2 Перспективы развития валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Валютное регулирование –
В настоящее время назрела потребность в коренной ломке подхода к организации валютного регулирования и валютного контроля. И связано это с тем, что в качестве безусловного приоритета выдвигается задача противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. По своим масштабам она является общемировой, но для России приобретает особое значение./6/
С учетом сказанного, реформирование
системы валютного
1. Концентрация
полномочий по валютному
2. Передача функций
валютного регулирования в
3. Углубление сотрудничества с органами валютного контроля и противодействия отмыванию денег за рубежом путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в области борьбы с незаконными валютными операциями и возврата незаконно вывезенных капиталов./11/
Любое кардинальное решение в области валютного рынка должно предварительно проходить тщательную совместную экспертизу научных институтов, регулирующих государственных органов, представителей бизнеса в лице профессиональных организаций с точки зрения оценки последствий реализации задач, сформулированных в валютной стратегии страны.
Система валютного регулирования и контроля в Российской Федерации (фактически функционирующая по принципу "латания дыр") может быть усилена с точки зрения эффективности несколькими способами. /8/
Приступая к реформированию системы валютного регулирования и контроля, необходимо учитывать несколько общих концептуальных принципов, которые не были учтены при ее создании и эволюции. Во-первых, правила режима валютного контроля должны быть изложены в систематичной, четкой и, что немаловажно, исключающей множественность толкований форме. Во-вторых, режим валютного контроля по возможности не должен создавать существенных затруднений для легальной коммерческой деятельности законопослушных хозяйствующих субъектов. /8/
Ряд проблем в области валютного контроля и регулирования подлежит решению в максимально короткие сроки. Так, например, должна быть абсолютная уверенность в том, что уполномоченные банки применяют и полностью следуют установленным правилам валютного контроля. В настоящее время некоторые банки, обладающие валютной лицензией, но имеющие сомнительную репутацию, не могут быть полноценными агентами валютного контроля. Соответственно Банк России вправе инициировать процедуру перелицензирования уполномоченных банков, предусматривающую использование более строгих критериев при выдаче новых лицензий./6/
Вместе с тем система валютного регулирования и валютного контроля РФ должна быть пересмотрена в сторону максимального упрощения. Причины кроются не только в ограниченной эффективности многих используемых мер, но и в значительных издержках на содержание системы (включая, в том числе, и упущенную выгоду национальных хозяйствующих субъектов), сопоставимых с позитивным эффектом от нее.
Таким образом, главное стратегическое направление в области валютного курса – обеспечение его относительной стабильности, соответствие динамики курса базовым макроэкономическим показателям. В отношении валютного рынка стратегия нацелена на обеспечение репрезентативности курса, формирующегося на рынке, и ограничение влияния спекулятивных факторов на его формирование.
Заключение
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Валютное регулирование - деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. Цель валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, а также соблюдение валютного законодательства на всех этапах осуществления валютных операций.
Валютное регулирование и валютный контроль - составная часть регулирующего механизма , объективно способствующая поддержанию сбалансированности финансовых потоков, что благоприятствует стабильности банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.
Основным источником валютного законодательства в настоящее время является Федеральный закон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" с последующими изменениями и дополнениями.
Что касается такого инструмента валютного регулирования как обязательная продажа части выручки от экспорта товаров, то согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона от 10. 12. 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов. Выручка включает в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.
В то же время существует ряд проблем в области валютного регулирования и валютного контроля, которые связаны, прежде всего, с нормативно-правовой базой, регламентирующей осуществление валютных операций в Российской Федерации и кроме этого, полностью определяет правила поведения резидентов и нерезидентов при возникновении отношений, связанных с валютой, как российской, так и иностранной.
Поэтому для решения существующих проблем необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на максимальное упрощение системы валютного регулирования и приведение в порядок действующих нормативных актов, регулирующих отношения в сфере валютных операций.
Требование об обязательной продаже части валютной выручки сохранялось до 1 января 2007 года. После этого размер обязательной продажи части валютной выручки резидентов, составлявший ранее 10 % суммы валютной выручки - изменен, теперь он составляет 0 %. Мера направлена на обеспечение плавного перехода российской экономики к валютному режиму, который предусматривает с 1 января 2007 года осуществление валютных операций без ограничений.
Принятое Банком России решение обусловлено состоянием российской экономики, характеризующимся позитивной динамикой макроэкономических показателей, профицитом государственного бюджета, высоким уровнем официальных золотовалютных резервов, систематическим превышением предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем рынке.
Список использованных источников