Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение механизма продажи резидентами выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке.
К задачам данной курсовой работы относятся:
1) рассмотрение понятия валютного контроля и валютного регулирования, а также правовой основы их регулирования;
2) изучение порядка и особенностей осуществления продажи валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке;
3) выявление существующих проблем валютного контроля и валютного регулирования, а также определение перспективы их решения на современном этапе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Общие положения валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации……………………………………………………………….4
1.1 Валютное регулирование. Понятие и правовая база ……………………...4
1.2 Понятие валютного контроля, принципы, правовая основа …………...….8
2. Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке…………………………………………………………….12
2.1 Продажа резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке и ее правовое регулирование………………………………..……..12
2.2 Особенности и порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке………………………………………..............17
2.3 Контроль и привлечение к ответственности таможенными органами экспортеров за не поступление валютной выручки……………………..…..……20
3. Проблемы и перспективы развития осуществления валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации………………………23
3.1 Проблемы осуществления валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации ……………………………………………….....23
3.2 Перспективы развития валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации ……………………………...……………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

ВК.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года  "О валютном регулировании и валютном контроле", с представителями или сотрудниками представительств указанных в пункте 18 части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года  "О валютном регулировании и валютном контроле"  федеральных органов исполнительной власти и организаций (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 150-ФЗ)./4/

Таким образом, механизм валютного регулирования базируется, в первую очередь на валютном законодательстве, которое представляет собой комплекс нормативных актов различной юридической силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие валютного контроля, принципы, правовая основа

 

Начало создания в России государственной системы  валютного контроля связано с выходом Федерального закона от  9. 10. 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", которым были определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. /1/

В настоящее  время действует редакция Федерального  закона  «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173- ФЗ  с последующими дополнениями и изменениями, последнее из которых было внесено от 22.07.08 (№150-ФЗ). В отличие от Закона 1992 г. большинство норм нового Закона имеют прямое действие. Бланкетные нормы применяются только тогда, когда необходимо управомочить Правительство РФ или ЦБР на осуществление подзаконного правотворчества в пределах, установленных Законом./6/

Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"; другие федеральные Законы; подзаконные акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации; Инструкции и письма Центрального банка РФ и ФТС РФ; международные договоры и соглашения Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля./2/

Государственное валютное регулирование в РФ заключается в установлении порядка расчетов в валюте РФ, приобретения иностранной валюты, ведения счетов резидентов и нерезидентов в банках РФ, порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, права собственности на валютные ценности, права перевода, вывоза и пересылки валютных ценностей, а также права резидентов на открытие счетов в иностранной валюте на территории РФ и за ее пределами и права нерезидентов на открытие счетов в иностранной валюте и валюте РФ на территории РФ./1/

Основными направлениями валютного контроля являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. /5/

 Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в РФ являются Центральны Банк РФ, а также Правительство РФ в соответствии с Законами РФ.

Агентами валютного  контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. /4/

Таможенные  органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (пункт 7 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации)./7/

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами России, строится на принципах разграничения  участников внешнеэкономической деятельности на резидентов и нерезидентов. Такое  подразделение субъектов валютных отношений связано с тем, что резиденты и нерезиденты имеют различные права и обязанности при проведении валютных операций./4/

В соответствии со статьей 1 подпунктом 9 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относятся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и  отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и  вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной  валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации./4/

К категориям резидентов в Российской Федерации относятся:

1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, включая граждан, временно находящихся за пределами Российской Федерации;

2) юридические лица (хозяйствующие субъекты), расположенные на территории России и образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) предприятия и организации с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с российским законодательством, но не являющиеся юридическими лицами;

4) российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;

5) филиалы и представительства резидентов (российских юридических лиц и российских предприятий и организаций, не являющихся юридическими лицами), находящиеся за пределами Российской Федерации.

Нерезидентами в Российской Федерации считаются:

1) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, включая граждан, временно находящихся в Российской Федерации;

2) предприятия и организации, которые не являются юридическими лицами, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, находящиеся за пределами России;

3) юридические лица с местонахождением за пределами Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

4) иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации;

5) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства юридических лиц и предприятий и организаций, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением за пределами России, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств./4/

Особым направлением валютного  контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности,  в том числе исключительными правами на них.

Таким образом, правила осуществления валютного  контроля в Российской Федерации в настоящее время заложены в Федеральном законе от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле». Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, как резидентами, так и нерезидентами.

Валютное  регулирование и валютный контроль - составная часть регулирующего механизма - объективно способствуют поддержанию сбалансированности финансовых потоков, что благоприятствует стабильности банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм продажи  резидентами выручки от экспорта  товара на внутреннем валютном  рынке

 

2.1 Продажа резидентами  выручки от экспорта товара  на внутреннем валютном рынке и ее правовое регулирование

 

Институт обязательной продажи валютной выручки в России прошел несколько этапов. При этом если до финансово - экономического кризиса августа 1998 г. происходила постепенная либерализация этого института, то после обвального падения курса российского рубля Правительство РФ и Банк России были вынуждены ужесточить валютный режим с целью в административном порядке сдержать рост массового спроса на иностранную валюту и стабилизировать курс рубля. /8/

По первоначально установленному порядку для формирования валютного резерва страны для предприятий с 1 января 1992 г. был установлен единый по всем видам валют норматив обязательной продажи в Республиканский валютный резерв - по специальному коммерческому курсу рубля в размере 40 % выручки в иностранной валюте от экспорта товаров и услуг (Указ Президента РФ "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР" от 30 декабря 1993 г. № 335). 1 июля 1992 года Президент издал Указ № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", в соответствии с которым были отменены обязательная продажа части валютной выручки в Республиканский валютный резерв Российской Федерации и специальный коммерческий курс рубля, используемый для обязательной продажи. В соответствии с этим Указом и принятой в его исполнение Инструкцией ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке" от 29 июня 1992 г. № 7 предприятия - резиденты были обязаны осуществлять обязательную продажу 50 % валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки. Новый порядок отличался от прежнего еще и тем, что если раньше обязательной продаже подлежала выручка в любой иностранной валюте, то теперь - только выручка в свободно конвертируемой. /9/

После 17 августа 1998 года размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, был увеличен с 50 до 75 %, а срок подачи предприятием уполномоченному банку поручения на обязательную продажу части валютной выручки был уменьшен с 14 до 7 дней (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" от 29 декабря 1998 г.). В дальнейшем норма обязательной продажи части валютной выручки менялась в сторону снижения, а именно - 50%, затем - 30% и  25%./5/

В соответствии с письмом  Банка России № 41 от 28 июня 1993 г. с 1 июля 1993 г. была отменена обязательная продажа 30 % валютной выручки предприятий (учреждений, организаций) - резидентов непосредственно в Валютный резерв Банка России. Однако этим письмом было введено другое ограничение: если раньше выручка, подлежащая обязательной продаже, могла быть реализована через уполномоченный банк как самому обслуживающему счет предприятия банку, так и другим банкам и предприятиям, то теперь 50% валютной выручки должны были продаваться исключительно на торгах на межбанковских валютных биржах. И этот порядок был изменен письмом Банка России от 26 июня 1995 г. № 178: предприятиям вновь разрешалось продавать валютную выручку через уполномоченные банки, как на биржах, так и на внебиржевом (межбанковском) рынке./6/

Информация о работе Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке