Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение механизма продажи резидентами выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке.
К задачам данной курсовой работы относятся:
1) рассмотрение понятия валютного контроля и валютного регулирования, а также правовой основы их регулирования;
2) изучение порядка и особенностей осуществления продажи валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке;
3) выявление существующих проблем валютного контроля и валютного регулирования, а также определение перспективы их решения на современном этапе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Общие положения валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации……………………………………………………………….4
1.1 Валютное регулирование. Понятие и правовая база ……………………...4
1.2 Понятие валютного контроля, принципы, правовая основа …………...….8
2. Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке…………………………………………………………….12
2.1 Продажа резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке и ее правовое регулирование………………………………..……..12
2.2 Особенности и порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке………………………………………..............17
2.3 Контроль и привлечение к ответственности таможенными органами экспортеров за не поступление валютной выручки……………………..…..……20
3. Проблемы и перспективы развития осуществления валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации………………………23
3.1 Проблемы осуществления валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации ……………………………………………….....23
3.2 Перспективы развития валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации ……………………………...……………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

ВК.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Обязательная продажа  части валютной выручки должна была осуществляться в срок не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления валютной выручки на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

Требование  об обязательной продаже части валютной выручки сохранялось  до 1 января 2007 года. После этого размер обязательной продажи части валютной выручки резидентов, составлявший ранее 10 % суммы валютной выручки - изменен, теперь он составляет 0 %. Мера направлена на обеспечение плавного перехода российской экономики к валютному режиму, который предусматривает с 1 января 2007 года осуществление валютных операций без ограничений. /14/

Принятое Банком России решение  обусловлено состоянием российской экономики, характеризующимся позитивной динамикой макроэкономических показателей, профицитом государственного бюджета, высоким уровнем официальных золотовалютных резервов, систематическим превышением предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем рынке.

 

 

 

2.3 Контроль и  привлечение к ответственности  таможенными органами экспортеров за непоступление валютной выручки

 

До принятия КоАП РФ ответственность  за нарушение валютного законодательства была установлена в первую очередь ст.14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Ответственность экспортеров за незачисление валютной выручки от экспорта товаров после распада СССР изначально регламентировалась совместной Инструкцией Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12 октября 1993 г. № 19 и № 01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров". В дальнейшем данная инструкция была заменена на другой нормативный акт. Банком России и ГТК России была утверждена Инструкция от 13 октября 1999 г. №  86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"./15/

 Названые нормативные акты и устанавливали правовой механизм контроля и привлечения таможенными органами экспортеров к ответственности за непоступление валютной выручки.  Данная инструкция предусматривала следующие основания для привлечения экспортеров к ответственности за непоступление валютной выручки от экспорта товаров:

1. Валютная выручка в целом  или в части не поступила на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке.

2. Валютная выручка поступила  на транзитный валютный счет  экспортера в уполномоченном банке, но с нарушением срока совершения текущих валютных операций - т.е. по истечении 90 дней с момента таможенного оформления экспортируемых товаров. /14/

В случае выявления таможенными  органами указанных оснований, ими  заводятся дела о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст.273 ТК РФ – "неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими". Указанная статья предусматривает следующие санкции: наложение штрафа в размере от ста до 200% стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.

Под непосредственными объектами  правонарушения при этом понимаются товары (часть товаров), за которые не поступила валютная выручка.

Сведения о непоступлении либо задержке поступления валютной выручки от экспорта товаров попадают в таможенный орган следующими путями: 
 1. Уполномоченный банк, в котором экспортер открыл паспорт сделки, в соответствии с Инструкцией ЦБ и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" передает в таможенный орган информацию о том, что за товар, отправленный на экспорт по грузовой таможенной декларации, валютная выручка на транзитный валютный счет экспортера не поступила, либо поступила не в полном объеме в срок, установленный для осуществления текущих валютных операций Законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

2. Таможенный орган при проведении  выездной проверки участников  внешнеэкономической деятельности  самостоятельно выявляет информацию, свидетельствующую о непоступлении либо о задержке поступления валютной выручки.

На основании полученной информации, должностное лицо таможенного органа заводит дело о нарушении таможенных правил. /14/

В дальнейшем в данный нормативный акт были внесены изменения, которые были закреплены в Положении ГТК РФ 156-П/01- 100/3 от 12.10.2001 «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России и ГТК России от 22 декабря 1999 г. № 101-П и № 01- 23/32005 (соответственно)». В соответствии с изменениями действие Инструкции № 86-И не распространяется:

1) На сделки по экспорту товаров из Российской Федерации, по которым не предусмотрено проведение расчетов за эти товары в иностранных валютах и (или) в валюте Российской Федерации (бартерные сделки, безвозмездные поставки, в том числе гуманитарная помощь, и др.);

2) На сделки, не предусматривающие перехода права собственности на вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары (в том числе по договорам аренды, лизинга (за исключением случаев приобретения нерезидентом предмета аренды, лизинга по остаточной стоимости) и т.п.);  
 3)  На экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности". /16/

В связи с вступлением  в силу Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"   утратившими силу были признаны в соответствии с Указанием ЦБ РФ № 1461-У, ГТК РФ № 01-10/11 от 29.06.2004 "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов":

 1) Инструкция Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 года № 86-И и № 01-23/26541 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров»;

2) Положение Банка России и ГТК России от 12 октября 2001 года № 155-П и № 01-100/4 (соответственно) "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 г. N 86-№ и № 01-23/26541 (соответственно)" и др. /17/

В связи с принятием нового КоАП РФ от 30.12.01 № 195-Ф ответственность экспортеров за непоступление валютной выручки стала регламентироваться именно данным нормативным актом. Новеллой КоАП РФ от 30.12.01 № 195-ФЗ стала введенная статьей 2.10 административная ответственность юридических лиц. Именно расширение субъектного состава лиц, подлежащих административной ответственности, позволило законодателю систематизировать в рамках одного кодифицированного нормативного акта различные виды административной ответственности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством РФ, в том числе, и привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства. Так согласно ст.23.60 КоАП РФ органы валютного контроля вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.25 данного Кодекса./18/

Объективная сторона  составов, предусмотренных данной статьей, охватывает практически все нарушения в сфере валютного законодательства, за исключением нарушений установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные товары. Ответственность именно за данный вид валютных правонарушений установлена ст.16.19. КоАП РФ, которая установила наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной второй до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения в случае неисполнения при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта либо о зачислении на счета уполномоченных банков денежных средств, если внешнеторговая сделка предусматривает частичное использование денежных и (или) иных платежных средств.  А полномочия по применению ответственности, предусмотренной данной статьей, предоставлены таможенным органам в соответствии со ст.23.8 указанного Кодекса. В соответствии с принятием КоАП РФ законом РФ № 196-ФЗ от 30.12.01, прекратила свое действие ст.273 ТК РФ, а ст.14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" была изложена в новой редакции. До 01.01.2007 г. по данным составам нарушений резидент может быть привлечен к административной ответственности.

Таким образом, правовой механизм контроля и привлечения таможенными органами экспортеров к ответственности за непоступление валютной выручки регламентировался Инструкцией от 13 октября 1999 г. №  86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров", в которой в полной мере были отражены положения, касающиеся контроля таможенных органов за поступлением выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченные банки. В дальнейшем же в связи с принятием ряда других нормативных актов, отменивших обязательную продажу валютной выручки от экспорта товаров,  данная инструкция утратила силу.

 

 

 

 

3. Проблемы и  перспективы  развития осуществления  валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

 

3.1 Проблемы осуществления  валютного контроля и валютного  регулирования в Российской Федерации

 

В настоящее  время  можно говорить о двух принципиальных недостатках существующей модели валютного контроля.

Первый - ведомственная разобщенность  и отсутствие эффективной координации. Функции валютного контроля возложены в настоящее время на Банк России, ФТС, ФНС. Объем полномочий их различен. Вследствие их множественности происходит либо дублирование функций, либо возникновение "ничейных" зон, в которых активизируются операции по нелегальному вывозу капитала./6/

Второй недостаток - безусловный  приоритет административных методов. С момента своего возникновения система валютного контроля ориентировалась на создание барьеров на пути утечки капитала и нарушений валютного законодательства. До поры до времени "оборонительный" вариант имел свои преимущества - отказавшись от валютной монополии и монополии внешней торговли, Россия вообще не имела каких-либо механизмов противодействия нелегальному оттоку капитала. В силу разного рода обстоятельств не получили развитие службы мониторинга, информационно-аналитического обеспечения, в том числе и прогностического. В результате, решения и действия органов валютного контроля характеризуются, как правило, эффектом запаздывания./6/

Валютная политика, прежде всего, определяет политику в области валютного курса рубля, валютного регулирования, развития валютного рынка.

Непосредственная цель валютных ограничений и контроля состоит в создании приемлемых условий функционирования валютного рынка при существующем уровне нелегальной утечки капитала и непрозрачности финансового оборота. /11/

Действующая система валютного  регулирования и валютного контроля представляет собой комплекс законодательных, нормативных и административных ограничений на проведение валютных операций. В то же время в России, где рыночная экономика находится в стадии формирования, существуют многообразные экономические условия, препятствующие свободному валютному обмену (монополии, высокие барьеры входа-выхода и т.п.). Юридические ограничения нацелены на устранение влияния диспропорций, привносимых экономическими факторами. /14/

Либерализация валютного режима и  валютной политики должна следовать за позитивными изменениями в экономике, серьезным улучшением инвестиционного климата. Это подтверждается послевоенным опытом стран Западной Европы. Преждевременная либерализация бессмысленна, опасна и вредна. Как показывает опыт ряда развивающихся стран (например Китая), которые привлекают значительные инвестиции, решающую роль играют динамика и устойчивость развития, деловой и предпринимательский климат в стране. /5/

Проблема России (как и любого другого государства, на валюту которого не существует спроса за рубежом и которая продается на иностранную только внутри страны) состоит не столько в том, чтобы валютная выручка поступила в страну, сколько в том, чтобы она попала на валютный рынок. Если же этого не происходит (экспортеры оставляют ее на своих банковских счетах), то даже при положительном торговом и платежном балансе на валютном рынке может возникнуть нехватка долларовых средств. И тогда курс доллара неизбежно начнет расти, что усилит его привлекательность в качестве инвестиционного актива./14/

Специфика России, как и большинства  других стран с переходной экономикой, заключается в том, что иностранная валюта циркулирует внутри страны параллельно с национальной. Такой ситуации нет ни в одном западном обществе. Российский рубль на собственной территории постоянно вступает в конкуренцию с гораздо более сильной и ликвидной валютой – долларом США. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удержать позиции и полноценно выполнять функции денег (в том числе средства накопления), национальный валютный рынок должен быть стабилен и предсказуем./5/

Кроме того, очевидно, что действующая на сегодняшний день система наказаний за несоблюдение норм валютного законодательства далека от оптимальной. Назрела необходимость ее пересмотра. Ни одна система валютного контроля не станет эффективной, пока санкции за нарушения валютного законодательства не смогут быть уверенно применены. Поэтому власти должны пересмотреть порядок применения и меры ответственности, с тем, чтобы улучшить их применяемость. /11/

Из этого следует, что  существующие на сегодняшний день проблемы в области валютного регулирования и валютного контроля связаны, прежде всего, с нормативно-правовой базой, которая регламентирует осуществление валютных операций в Российской Федерации и кроме этого, полностью определяет  правила поведения резидентов и нерезидентов при возникновении отношений, связанных с валютой, как российской, так и иностранной. Действующая система валютного регулирования и валютного контроля представленная в виде комплекса законодательных, нормативных и административных ограничений на проведение валютных операций, недостаточно систематизирована, вследствие чего и возникают проблемы при осуществлении валютных операций.

Информация о работе Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товара на внутреннем валютном рынке