Экономико-статистический анализ внешней торговли на основе платежного баланса страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является осуществить анализ внешнеторговой деятельности РФ с использованием методологии платежного баланса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить концептуальные основы внешней торговли;
Раскрыть показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле;
Рассмотреть классификацию платежного баланса;
Сделать анализ структуры и динамики показателей внешней торговли;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внешняя торговля страны как объект исследования таможенной статистики…………………………………………………………………………5
1.1 Концептуальные основы внешней торговли………………………………..5
1.2. Показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле..11
Глава 2. Анализ внешней торговли на основе платежного баланса страны…15
2.1 Структура платежного баланса и значения для формирования статистики внешней торговли….…………………………………………………………….15
2.2. Анализ структуры внешней торговли и динамики показателей по методологии платежного баланса………………………………………………23
Заключение.………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_statistike.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ России

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего  профессионального образования

«Восточно-Сибирский  государственный университет

Технологии и управления»

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

 

 

Юридический факультет 

Кафедра: Таможенное дело и международное право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенная  статистика»

на тему: «Экономико-статистический анализ внешней торговли на основе платежного баланса страны»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 5 курса гр. Д 598

Шодноев И.А.           

Проверил: Гыргенова Ю.К.

___________«____»____________2012г.

отметка о допуске  к защите

дата допуска 

____________«_____»___________2012г.

оценка по защите дата защиты

 

 

 

Улан-Удэ,

2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Внешняя торговля страны как объект исследования таможенной статистики…………………………………………………………………………5

1.1 Концептуальные основы внешней торговли………………………………..5

1.2. Показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле..11

Глава 2. Анализ внешней  торговли на основе платежного баланса страны…15

2.1   Структура платежного  баланса и значения для формирования  статистики внешней торговли….…………………………………………………………….15

2.2. Анализ структуры внешней торговли и динамики показателей по методологии платежного баланса………………………………………………23

Заключение.………………………………………………………………………32

Список использованных источников…………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера. В современном мире благодаря ВЭД государств и реализуются их внешнеэкономические связи. От того насколько эффективно осуществляется ВЭД зависит благосостояние государств. Внешнеэкономические связи явились катализатором экономических преобразований в России. Они активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и определению рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства.

Статистика внешнеэкономической  деятельности является одной из отраслей экономической статистики. Предметом ее выступает количественная сторона внешнеэкономической деятельности регионов, а также страны в целом в конкретном качественном проявлении. Среди различных форм внешнеэкономических связей наиболее важное значение имеет внешняя торговля товарами и услугами.

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии подъема. На показатели внешней торговли России оказал влияние всемирный экономический кризис 2008 года, после которого экономический уровень страны только-только начинает восстанавливаться. Формирование нормативно правовой базы началось в сложных условиях экономики, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Целью курсовой работы является осуществить анализ внешнеторговой деятельности РФ с использованием методологии платежного баланса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить концептуальные основы внешней торговли;
  2. Раскрыть показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле;
  3. Рассмотреть классификацию платежного баланса;
  4. Сделать анализ структуры и динамики показателей внешней торговли;

Объектом исследования являются экономические процессы и явления, протекающие во внешнеторговой деятельности страны, предметом – анализ динамики внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Внешняя торговля страны как объект исследования таможенной статистики

    1. Концептуальные основы внешней торговли

 

Внешнеэкономические связи  — это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Создание в России рыночной экономики предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйство. Любые предприятия, фирмы, кооперативы и их союзы независимо от формы собственности, участвуя в формировании рыночных отношений, должны иметь выход на внешний рынок. Только в этом случае удастся обеспечить их реальное вхождение в международные экономические процессы.

Ниже приведены основные формы внешнеэкономических связей.

1. Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запасные части, прокат, подшипники, агрегаты и т. д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии, ноу-хау, инжиниринговая продукция.

2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.

4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудни-чество. Усиливается научный и культурный обмен, увеличивается количество спортивных мероприятий1.

Внешняя торговля на современном  этапе — это наиболее интенсивно развивающаяся форма международных  экономических отношений.

Заинтересованность практически  всех стран в расширении своей  внешней торговли связана прежде всего с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. Внешняя торговля разных стран в своей совокупности представляет собой международную торговлю.  Характер, уровень развития и значение внешней торговли определяются соответствующим способом производства. В ее основе лежит Международное разделение труда. Основной целью для таможенной статистики, внешняя торговля служит для определения данных, сбора и обработки информации о состоянии и развитие внешней торговли и изучение.

Внешняя торговля возникла в глубокой древности и содействовала росту товарного производства и товарно-денежных отношений в докапиталистических формациях. В рабовладельческую и феодальную эпохи, когда производство носило в основном натуральный характер, внешняя торговля охватывала незначительную часть продуктов производства и обслуживала преимущественно личное потребление господствующих классов. В период разложения феодализма развитие внешней торговли и зарождение мирового рынка (16—18 вв.) способствовали утверждению капиталистического способа производства. Наиболее широкое развитие внешняя торговля получила в эпоху капитализма, особенно на стадии крупной машинной промышленности. «Капиталистическое производство, — писал К. Маркс, — вообще не существует без внешней торговли» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, с. 534). Всемирный рынок «... является базисом и жизненной атмосферой капиталистического способа производства» (Маркс К., там же, т. 25, ч. 1, с. 122). Мировой рынок, являясь исторической предпосылкой развития капиталистического способа производства.

На развитие внешней  торговли определённое влияние оказывают такие факторы, как географическое положение данной страны, наличие богатых и крупных месторождений полезных ископаемых, удобных естественных путей сообщения и т.п. Однако, как подчёркивал ещё К. Маркс, решающее воздействие на формирование международного разделения труда, на структуру и направление международной торговли оказывают не природно-географические, а социально-экономические факторы, от которых зависит, используются ли вообще, в какой мере и для каких целей естественные особенности и преимущества отдельных стран для развития внешней торговли. Это хорошо видно из того, например, что развивающиеся страны, обладающие громадными природными богатствами, обширной территорией и людскими ресурсами, занимают небольшое место в мировой торговле.

Внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей отечественной экономики. Она включает в себя внешнеинвестиционную, валютную, таможенную, миграционную и внешнеторговую политику. Внешнеинвестиционная включает в себя политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта национальных инвестиций. Валютная политика состоит из дисконтной, девизионной политики, валютного субсидирования и диверсификации валютных резервов. Деятельность миграционной политики состоит в контроле за эмиграцией и миграцией в нашей страны. Таможенная политика позволяет проследить все грузопотоки, также таможенные органы устанавливают различные методы регулирования мировой торговли.

Международная торговля представляет собой процесс купли  и продажи, осуществляемые между  покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом2.

Смысл включения в  международный товарообмен заключается  в том, что международная торговля обуславливает продолжение процесса реализации продукции для внутреннего рынка. Вывозя за границу товары, страна находит дополнительные рынки сбыта, обеспечивая полную реализацию созданной продукции.

При этом экспорт может  обеспечивать даже больший доход, чем  реализация данной продукции на внутреннем рынке. Экспортируя продукцию за рубеж, страна получает за это оплату в валюте, которая составляет материальную базу для закупок каких-либо товаров в других странах.

Импорт товаров из-за границы дает возможность получать продукцию совсем не производимую в стране, либо ту продукцию, внутренние затраты на производство которой превышают затраты, связанные с оплатой импорта. Импорт товаров прямо влияет на физический объем и структуру национального дохода страны.

Внешняя торговля в той или иной степени обеспечивает дополнительный эффект для развития любого национального хозяйства. Поэтому все страны вовлечены в международное разделение труда и товарообмен, должны вести статистику, для фиксирования динамики и развития внешних связей. В России, в целях ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли в составе Комиссии таможенного союза образуется Центр таможенной статистики, статус которого определяется отдельным протоколом.

Центр таможенной статистики обеспечивает:

    • получение данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от органов, ответственных за предоставление данных;
    • формирование данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;
    • предоставление органам таможенного союза данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;
    • опубликование и направление Сторонам данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли.

Центр таможенной статистики использует полученные данные в пределах предоставленных ему полномочий3.

Теории внешней торговли позволяют выработать на научной  основе торговую стратегию, соответствующую  индивидуальным условиям и целям  конкретной страны и оказывающей  значительное воздействие на международный бизнес, развивают интуитивную способность выявления благоприятных рынков.

Современные теории международной  торговли ведут свое начало от теорий А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой  развития международной торговли является различие в абсолютных издержках при производстве товаров в разных странах: одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие (теория абсолютного преимущества).

Информация о работе Экономико-статистический анализ внешней торговли на основе платежного баланса страны