Формы проведения таможенного контроля. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:45, контрольная работа

Краткое описание

Данная контрольная работа посвящена форме таможенного контроля, применяемой в исключительных случаях, - личному досмотру.
Статья 2 Конституции РФ провозглашает важнейшее правовое положение, согласно которому "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"; закрепляя, таким образом, принцип приоритета личности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Таможенному делу.doc

— 83.50 Кб (Скачать)


Введение

 

Данная контрольная работа посвящена форме таможенного контроля, применяемой в исключительных случаях, - личному досмотру.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает важнейшее правовое положение, согласно которому "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"; закрепляя, таким образом, принцип приоритета личности.

Все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ, в том числе право на личную неприкосновенность и охрану достоинства личности государством, содержит Таможенный кодекс РФ (ТК РФ), признавая личный досмотр (ст. 373 ТК РФ) исключительной формой таможенного контроля.

Личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля, применяемая к физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

1.      Формы и порядок проведения таможенного контроля.

 

       При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят  из

принципа выборочности и, как правило, ограничиваются  только  теми   формами таможенного  контроля,  которые  достаточны   для   обеспечения   соблюдения  таможенного законодательства Российской Федерации.

       При  выборе   форм   таможенного   контроля   используется    система

управления  рисками.  При  этом   под    риском    понимается    вероятность

несоблюдения таможенного законодательства  Российской   Федерации.   Система управления рисками основывается  на   эффективном   использовании   ресурсов таможенных   органов    для     предотвращения     нарушений     таможенного законодательства Российской Федерации:

      имеющих устойчивый характер;

      связанных с  уклонением  от  уплаты  таможенных  пошлин,    налогов  в

значительных размерах;

      подрывающих            конкурентоспособность             отечественных

товаропроизводителей;

       затрагивающих  другие  важные   интересы   государства,   обеспечение

соблюдения которых возложено на таможенные органы.

      Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения

товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих  проверке,  и

степени такой проверки.

      Таможенный контроль проводится исключительно  таможенными  органами  в соответствии с Таможенным Кодексом.

     Формами таможенного контроля являются:

     1) проверка документов и сведений;

     2) устный опрос;

     3) получение пояснений;

     4) таможенное наблюдение;

     5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

     6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

     7) личный досмотр;

     8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на  них

идентификационных знаков;

     9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

     10) таможенная ревизия.

 

2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля

 

Личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля, применяемая к физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

Использование личного досмотра возможно при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары: - запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу за ее пределы; - перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

 

При этом, физическое лицо должно следовать через Государственную границу Российской Федерации и находиться в зоне таможенного контроля (месте производства таможенного оформления) или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения.

 

Места производства таможенного оформления могут быть: - в международных морских (речных) и воздушных портах; - на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу; - на транспортных средствах (например, в поездах).

 

Транзитная зона аэропорта, открытого для международного сообщения представляет собой территорию, предназначенную для местонахождения пассажиров следующих через РФ международными авиарейсами с посадкой в соответствующем российском порту. Поводами для личного досмотра транзитных пассажиров могут быть сведения о фактах передачи предметов с транзитной зоны на остальную часть территории порта (или наоборот) либо оперативные данные о незаконной перевозке определенных предметов (наркотические вещества, фальшивая валюта, оружие), изъятых из свободного обращения, если обязанность выявления и пресечения такого перемещения проистекает из международных договоров с участием РФ.

 

Компетенцией принятия решения о необходимости производства личного досмотра обладает только начальник таможенного органа, либо лицо его замещающее.

 

Решение о проведении личного досмотра принимается в письменной форме путем: - наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа; - оформления отдельного акта.

 

Форма, в которой выражается решение о проведении личного досмотра, избирается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность места, в котором должен производиться личный досмотр, отсутствие связи и т.п.) в целях ускорения начала проведения личного досмотра. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра.

 

Исключительность данной формы таможенного контроля предопределяет необходимость осуществления должностными лицами таможенных органов таких действий как объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

 

Личный досмотр может проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены.

 

Личный досмотр проводится в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда.

 

О проведении личного досмотра составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта о проведении личного досмотра утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1165 "Об утверждении формы акта проведения личного досмотра".

 

 

3. Участники личного досмотра

-Участниками личного досмотра являются следующие лица:

- должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра;

- досматриваемое лицо;

- понятые;

- иные участники личного досмотра.

Не могут быть подвергнуты личному досмотру:

- Президент РФ;

- депутаты Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 98 Конституции РФ, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;

- прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"

- судьи Российской Федерации, за исключением случаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи (ч. 5 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации"

- сотрудники органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей - без официального представителя органов Федеральной службы безопасности или решения суда (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации")

- сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей - без представителя соответствующего Федерального органа государственной охраны или разрешения суда (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране");

- лица, обладающие иммунитетом на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ;

- иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами.

 

 

 

4. Этапы личного досмотра.

 

Личный досмотр проводится в три этапа.

 

Первый (подготовительный) этап начинается с момента объявления физическому лицу решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра. На подготовительном этапе должностное лицо таможенного органа знакомит физическое лицо с решением начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра, лицу разъясняются его права и обязанности в присутствии понятых, а также предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля.

Должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о намерении провести в отношении его личный досмотр и знакомит с решением начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.

С момента удостоверения факта ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра любое законное распоряжение или требование должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, о времени, месте, способе и процедуре его проведения и оформления является обязательным для физического лица, в отношении которого производится личный досмотр.

После ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра лицо препровождается в помещение для производства личного досмотра.

В присутствии понятых ему разъясняются его права и обязанности. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи досматриваемое лицо (его законный представитель) в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право:

 

- требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;

- ознакомиться со своими правами и обязанностями;

- давать объяснения, заявлять ходатайства;

- знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;

- пользоваться родным языком, а также услугами переводчика;

- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра, в соответствии с ТК РФ.

Лицу предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля. Выданные товары предъявляются лицам, участвующим в личном досмотре.

В случае если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары либо если после выдачи таких товаров у должностного лица таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что физическое лицо продолжает скрывать какие-либо товары от таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа переходит к непосредственному личному досмотру лица.

Информация о работе Формы проведения таможенного контроля. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля