Cовершенствование механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:29, реферат

Краткое описание

Цель исследования состоит в повышении результативности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости на основе усовершенствованного механизма использования ценовой информации по ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза товарам.
Проведенный в диссертации анализ практики обеспечения и использования таможенными органами ценовой информации показал, что достижение цели обеспечивается модернизацией алгоритма контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации и созданием ценовой информационной базы, что определило предмет исследования.

Файлы: 1 файл

Документ_1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, определены цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе проведен анализ практики использования таможенными органами ценовой информации. Обосновано значение ценового информационного обеспечения контроля таможенной стоимости ввозимых товаров. Осуществлена систематизация существующей в таможенных органах ценовой информации в зависимости от источника ее получения. Произведена оценка результативности использования источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенных органов. Исследован алгоритм контроля таможенной стоимости при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации, выявлены его слабые стороны. Проведен анализ зарубежного опыта таможенной оценки товаров. Сделан вывод о недостаточности достоверных источников ценовой информации и об отсутствии единой автоматизированной ценовой информационной базы, содержащей структурированную ценовую информацию.

Полученные в ней научные  положения составляют суть первого выносимого на защиту результата исследований.

Во второй главе изучены теоретические основы формирования ценовой информации на базе мировых цен как первоисточника контрактных цен. Исследованы особенности биржевого ценообразования сельскохозяйственных товаров. Проведен анализ обеспеченности ценовой информацией на примере биржевого товара. Оценена информативность имеющихся в таможне источников ценовой информации и возможность использования других источников. На этой основе разработан понятийный аппарат механизма использования ценовой информации: раскрыто понятие «ценовая информация» для таможенных органов.

Полученные в ней результаты составляют суть второго выносимого на защиту результата исследований.

В третьей главе разработаны практические рекомендации по совершенствованию механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости. Они включают:

– методические рекомендации по совершенствованию  алгоритма контроля таможенной стоимости  при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации;

– рекомендации по совершенствованию  организационного механизма информационного  обеспечения контроля таможенной стоимости  товаров;

– предложения по разработке ценовой  информационной базы таможенных органов.

Эти результаты составляют суть третьего выносимого на защиту результата исследований.

В заключении обобщены полученные в ходе исследований результаты  
и намечены направления дальнейших исследований.

Приложения дополняют основной текст диссертации.

III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ,  
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Первый научный результат исследований составляет вывод о недостаточности достоверных источников ценовой информации и об отсутствии единой автоматизированной ценовой информационной базы, содержащей структурированную ценовую информацию. Этот вывод обусловлен следующими обстоятельствами.

В результате проведенного анализа  практики использования таможенными  органами ценовой информации выявлена острая необходимость в оснащении  таможенных органов полной и достоверной  ценовой информацией для целей повышения результативности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров.

Решение указанной задачи во многом зависит от того, насколько успешно  будет налажен механизм использования  ценовой информации для целей  контроля таможенной стоимости товаров. Первым шагом в облегчении работы  
с ценовой информацией таможенных органов послужит как раз систематизация всего информационного массива ценовых данных на уровне таможни. Классификация ценовой информации в зависимости от источника ее получения представлена на рис. 2.

Проведенная оценка результативности использования источников ценовой  информации показала, что на данный момент в распоряжении таможенных органов недостаточно достоверных источников ценовой информации для целей контроля таможенной стоимости товаров, а также отсутствует единая система общего пользования имеющихся ценовых источников. В настоящее время наиболее приоритетным и оперативным средством получения ценовой информации об однородных и идентичных товарах, импортируемых на таможенную территорию Таможенного союза добросовестными участниками ВЭД, по-прежнему остается информационно-аналитическая система «Мониторинг-анализ», возможности которой могут быть заимствованы при разработке ценовой информационной базы.

В работе также исследован алгоритм контроля таможенной стоимости при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации, показавший ряд проблем, с которыми сталкиваются должностные лица. Этапы алгоритма представлены в виде схемы на рис. 3.

На третьем этапе алгоритма  контроля таможенной стоимости ценовая  информация, подвергшаяся корректировке, получает новый статус – «проверочная величина», в связи с чем в  диссертации вводится новое понятие.

Проверочная величина (производная от ценовой информации) – это цена за единицу товара, аналогичного оцениваемому, откорректированная с учетом различий в коммерческих условиях продажи, дополнительных начислениях  
и вычетах.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация ценовой информации таможенных органов

 

 

 


Рис. 3. Алгоритм контроля таможенной стоимости при использованием ценовой информации 

Одним из недостатков применяемого алгоритма контроля таможенной стоимости  с применением ценовой информации является отсутствие рекомендаций о существующих методах корректировки ценовой информации (третий этап) и общемировой практике по внесению поправок в ценовую информацию, что не всегда позволяет должностным лицам учитывать различия в коммерческих уровнях продажи и технических характеристик оцениваемого товара и ценовой информации. Вследствие этого в большинстве случаев приведение цен, полученных из источников ценовой информации по коммерческим условиям сделки и техническим характеристикам, к ценам проверяемого контракта таможенными органами не осуществляется.

Проведенный анализ зарубежного  опыта таможенной оценки товаров  
в условиях предстоящего вступления России в ВТО позволил выявить положительные и отрицательные стороны приоритетных на данный момент направлений контроля таможенной стоимости в странах – членах ВТО (как  
в развивающихся, так и в развитых), учет которых позволит выработать наиболее актуальные предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров с учетом специфики экономики России.

Таким образом, анализ практики использования таможенными органами ценовой информации позволяет сделать вывод о недостаточности достоверных источников ценовой информации и об отсутствии единой автоматизированной ценовой информационной базы, содержащей структурированную ценовую информацию, наличие которых позволило бы совершенствовать механизм использования ценовой информации в целях контроля таможенной стоимости.

2. Второй научный результат составляет предложенный в диссертации понятийный аппарат механизма использования ценовой информации  
в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости. Его разработка была обусловлена необходимостью совершенствования механизма использования ценовой информации в целях контроля таможенной стоимости.

Анализ сложившихся международных  систем по определению таможенной стоимости, а также учет современных взглядов на таможенную оценку  
и пути ее совершенствования позволили сформулировать позицию по созданию в условиях предстоящего вступления России в ВТО дополнительного механизма ценового обеспечения, который будет играть вспомогательную роль при обязательном исполнении положений Соглашения о применении статьи VII ГАТТ и позволит усилить контроль таможенной стоимости.

Исследование теоретических основ формирования ценовой информации на базе мировых цен поможет облегчить таможенным органам понимание ценовой информации и, соответственно, процедуру оценки достоверности заявляемой контрактной цены и декларируемой на ее основе таможенной стоимости товара, так как цены мирового рынка являются первоисточником контрактных цен и отражают типичные, общепринятые для данного товарного рынка условия обмена.

Все виды мировых цен (справочные цены, цены прейскурантов, каталогов и  рекламных проспектов, цены предложений, аукционные цены, цены торгов, биржевые котировки, расчетные цены и цены фактических сделок) являются своего рода информационным массивом данных, которые используются таможенными органами на практике в качестве ценового обеспечения контроля таможенной стоимости и служат достоверным источником для проверки правильности определения таможенной стоимости.

Изучение особенностей ценообразования  на биржевые товары показало, что без  специальных знаний невозможно произвести грамотную таможенную оценку товаров  в целях предотвращения занижения таможенной стоимости.

В ходе анализа обеспеченности таможенных органов ценовой информацией биржевых товаров и оценки как информативности имеющихся в таможне источников, так и возможности использования других источников сделан вывод об ограниченности в выборе существующих в таможенных органах источников информации. Это объясняется и тем, что в распоряжении должностных лиц таможенных органов отсутствует полный объем ценовой информации, и вся работа с ценовыми источниками, имеющимися в таможне, сводится лишь к формальному контролю заявляемой таможенной стоимости товаров без учета особенностей формирования цен внешнеторговых контрактов, ценообразующих факторов, конъюнктуры мирового и национального рынков. Это приводит к недостоверному и неграмотному определению таможенной стоимости и, соответственно, к неправильному расчету причитающихся к уплате таможенных платежей,  
а также в дальнейшем и к проигрышу дел в суде по жалобам участников ВЭД, связанным с необоснованной корректировкой таможенной стоимости.

В результате было предложено в целях  совершенствования механизма использования  ценовой информации по контролю таможенной стоимости модернизировать обеспечение  ценовой информацией таможенных органов путем оснащения таможенных органов новыми источниками ценовой информации (отраслевыми изданиями, сведениями о биржевых котировках в режиме реального времени, если ввозимый товар является объектом биржевой торговли; аналитическими данными о порядке формирования мировых цен; информацией о товарных особенностях, ценообразующих факторах и конъюнктуре мирового и национального рынков) и в перспективе создать единый механизм общего пользования ценовыми источниками.

Учет данных обстоятельств, а также  приведенная в первой главе классификация  ценовой информации позволили разработать понятие ценовой информации в механизме использования ценовой информации, в том числе с учетом правоприменительной практики таможенных органов России, ведомственных нормативных актов ФТС России и новых требований к ценовой информации, содержащихся в законодательстве Таможенного союза.

Ценовая информация таможенных органов  – это сведения о ценах на товары на мировом и внутреннем рынках, о ценах на услуги по доставке товаров (транспортировка, страхование грузов), в том числе справочная информация  
о качественных характеристиках товара, его репутации на рынке, ценообразующих факторах и конъюнктуре мирового и национального рынков, которая может быть получена: из периодических отраслевых изданий, российских и зарубежных конъюнктурных публикаций; из системы оперативного мониторинга таможенных деклараций (коммерческая документация); от государственных органов, международных представительств, официальных производителей товаров, поставщиков, транспортных и страховых компаний, покупателей на внутреннем рынке, иных предприятий и организаций, в том числе с использованием сети Интернет.

Таким образом, развитие понятийного  аппарата позволяет более четко  определить основные направления совершенствования  механизма использования ценовой  информации в целях осуществления результативного контроля таможенной стоимости, в том числе разработки ценовой информационной базы, которая позволила бы объединить все существующие источники ценовой информации.

3. Третий научный результат диссертации составляют практические рекомендации по совершенствованию механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости. Эти рекомендации заключаются в совершенствовании алгоритма контроля таможенной стоимости с использованием ценовой информации при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости, совершенствовании организационного механизма и подготовке предложений по разработке ценовой информационной базы таможенных органов.

В свете предстоящего вступления России в ВТО необходимость их разработки обусловлена тем, что в настоящее время, во-первых, в распоряжении должностных лиц таможенных органов ценовая информация имеется не в полном объеме и не по всей номенклатуре товаров, обращающихся во внешней торговле; во-вторых, не существует специальных программных средств, предназначенных для оперативного контроля таможенной стоимости товаров и, соответственно, содержащих весь необходимый массив ценовой информации на эти товары; в-третьих, имеющиеся источники ценовой информации представлены в разрозненном виде (периодические издания – на бумажных носителях, ИАС «Мониторинг-анализ» – в электронном виде, сведения о ценах реализации на внутреннем рынке – в сети Интернет).

Информация о работе Cовершенствование механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости