Cовершенствование механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:29, реферат

Краткое описание

Цель исследования состоит в повышении результативности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости на основе усовершенствованного механизма использования ценовой информации по ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза товарам.
Проведенный в диссертации анализ практики обеспечения и использования таможенными органами ценовой информации показал, что достижение цели обеспечивается модернизацией алгоритма контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации и созданием ценовой информационной базы, что определило предмет исследования.

Файлы: 1 файл

Документ_1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Предложенные методические рекомендации по модернизации третьего этапа алгоритма контроля таможенной стоимости, на котором осуществляется корректировка ценовой информации, базируются на общемировой практике внешнеторгового ценообразования по приведению цен, полученных из источников ценовой информации, и цен проверяемого контракта в сопоставимый вид (по коммерческим условиям сделки, комплектации и технико-экономическим параметрам товаров).

Рекомендации по внесению необходимых  корректив в данные материалы  при проверке контрактных цен  таможенными инспекторами разработаны с учетом специфики деятельности таможенных органов.

Должностным лицам таможенных органов  необходимо учитывать, что при корректировке  ценовой информации не рекомендуется  вносить множество поправок, поскольку  снижается точность в расчете  цен. Внешнеторговая практика показывает, что поправки часто устанавливаются эмпирическим путем. Поэтому источники ценовой информации для расчетов выбираются таким образом, чтобы в наибольшей степени быть сопоставимыми с ценой контракта по технико-экономическим параметрам продукции и условиям ее реализации.

Обеспечение результативного контроля таможенной стоимости не представляется возможным без модернизации алгоритма контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации.

В существующий алгоритм контроля таможенной стоимости по оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости предлагается включить еще один этап – анализ рынка товара, который будет направлен на изучение основных характеристик товара, порядка формирования цен внешнеторговых контрактов, ценообразующих факторов, конъюнктуры мирового и национального рынков.

В алгоритме контроля таможенной стоимости (показан на рис.3) данный этап целесообразно сделать вторым, непосредственно перед этапом выбора источника ценовой информации. Усовершенствованный алгоритм приведен на рис. 4.

В связи с введением этого  этапа в алгоритм контроля таможенной стоимости возникает необходимость пополнения таможенных органов квалифицированными трудовыми ресурсами, которые будут заниматься непосредственно анализом рынка товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, осуществлять сбор, обобщение, хранение, пополнение ценовой информации и периодически обновлять ее в соответствии с реальной конъюнктурой рынка.

Такую работу могут выполнять только специалисты по конъюнктуре рынка, эксперты по ценообразованию, маркетологи, товароведы, аналитики по рынкам товаров и услуг, которые смогут как учесть, так и просчитать все ценообразующие факторы, влияющие на цену внешнеторговой сделки и соответственно на таможенную стоимость.

 

 

Рис. 4. Усовершенствованный алгоритм контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации 

Решить данную задачу можно путем  совершенствования организационного механизма в области информационного  обеспечения контроля таможенной стоимости товаров.

В связи с этим предлагается изменить организационную структуру таможенных органов на уровне ФТС России, а  в перспективе – и на уровне Таможенного союза. Так, в состав Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России необходимо включить отдел анализа рынка товаров и услуг с возложением на него отдельных функций  
в рамках информационного обеспечения контроля таможенной стоимости. Как уже отмечалось, в состав отдела должны входить вновь набранные высококвалифицированные эксперты по рынкам товаров и услуг.

Естественно, что название отдела сформулировано довольно условно, это  сделано для того, чтобы отчасти  отразить возможные функции, которые  будут возложены на отдел.

Выбор уровня ФТС России объясняется, во-первых, возможностью набора в отдел квалифицированных специалистов в отличие от регионов, а также возможностью взаимодействия с таможенными администрациями других стран, торговыми представительствами мировых производителей, крупными экспедиторскими и страховыми компаниями, перевозчиками.

На уровне региональных таможенных управлений (далее – РТУ) и таможен  также могут быть созданы подобные отделы, которые будет заниматься конкретизацией полученной информацией  с учетом специфики региона, а также осуществлять приведение ценовой информации и цен проверяемого контракта в сопоставимый вид (по коммерческим условиям сделки, качеству и технико-экономическим параметрам товаров) (рис. 5).

Работа, проводимая вышеуказанным  отделом, поможет минимизировать затраты  рабочего времени должностных лиц таможенного поста, осуществляющих выпуск таможенных деклараций, на поиск, сбор, изучение и обработку ценовой информации ввозимого товара.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Схема движения ценовой информации

 

Анализ зарубежного опыта таможенной оценки стран – членов ВТО показал, что такие приоритетные направления контроля таможенной стоимости, как система управления рисками (далее – СУР) и система постаудита не во всех странах применяются эффективно. Изначально СУР предусматривала осуществление выборочного контроля таможенной стоимости, и в настоящее время достаточно результативно используется развитыми странами. В развивающихся же странах для целей применения СУР и оперативного выявления случаев занижения таможенной стоимости были созданы базы данных усредненных цен, которые впоследствии превратились в механизм использования минимальных цен, ниже которых товар не может декларироваться. Именно в этих странах больше всего наблюдается отрицательная судебная практика относительно принимаемых таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров. Данная проблема существует и в России в связи с тем, что практика развитых стран по использованию СУР неприменима в условиях российской действительности, так как она изначально рассчитана на добросовестных участников ВЭД.

В большинстве развитых стран, работающих в рамках Соглашения  
о применении статьи VII ГАТТ проверка достоверности заявленных сведений  
о таможенной стоимости товаров в основном осуществляется после выпуска товаров. Данное направление в деятельности таможенных органов России также осуществляется таможенной инспекцией, но в меньших масштабах, и также не всегда результативно из-за ведения многими компаниями двойной бухгалтерии и еще существующей практики «фирм-однодневок».

В связи с этим, не отступая от принципа таможенной оценки, заложенного Соглашением, о приоритетности цены сделки и соответствии ее реальной конъюнктуре рынка, для более результативного и оперативного информационного обеспечения контроля таможенной стоимости должностных лиц таможенных органов максимально полной и достоверной ценовой информацией назрела острая необходимость в разработке универсальной ценовой информационной базы таможенных органов, содержащей в себе все нужные сведения о товаре (начиная от качественных характеристик и стоимостных оценок товара и заканчивая корректными сведениями о стоимости товара с учетом ценообразующих факторов и реальной конъюнктуры рынков).

Ценовая информационная база должна представлять собой комплексную  систему информационно-аналитического обеспечения работ по анализу таможенной стоимости как на стадии таможенного декларирования, так и после выпуска товаров.

Для обеспечения эффективного использования  ценовой информационной базы она  должна стать приложением к программному продукту таможенных органов, обеспечивающему электронное декларирование товаров. Применение базы должно происходить следующим образом.

На основании данных, содержащихся в электронной копии декларации на товары, в автоматизированном режиме должна осуществляться выборка ценовой информации из базы по коду ТН ВЭД ТС, наименованию и описанию товара, в том числе: по торговой марке, модели, артикулам, стране происхождения, производителю, маршруту доставки и видам транспорта, страхованию и другим критериям. Результатом поиска должен стать набор данных с учетом заявленных сведений в электронной декларации на товары, содержащий информацию  
о ценах на товары, аналогичные проверяемому, товарных особенностях, конъюнктуре рынка, ценообразующих факторах.

База данных должна собрать воедино весь массив ценовой информации по всей импортируемой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и в перспективе стать ключевым элементом механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости.

Предложения по внедрению ценовой  информационной базы таможенных органов  включают разработку миссии, целей  и задач по созданию ценовой базы, требований к отбору ценовых источников, а также экономических последствий  и рисков.

Для удобства наполнения базы данных и ее актуализации должностными лицами ценовую информацию предлагается включать в базу данных отдельными блоками: анализ рынка товара, справочные цены, цены основных центров мировой торговли (биржи, аукционы, торги), информация о ценах на идентичные и однородные товары, цены производителей товаров, цены на внутреннем рынке Российской Федерации, логистика.

В наполнении блоков ценовой информационной базы и в дальнейшем их использовании  обязательное участие должны принимать  таможенные органы всех организационных уровней: ФТС – РТУ – таможни – таможенные посты.

Внедрение данной базы потребует значительных временных затрат. Ввиду большого объема номенклатуры и различного ассортимента ввозимых товаров создание ценовой  информационной базы может проходить в несколько этапов. На начальном этапе целесообразно обеспечить таможенные органы информацией в отношении тех товаров, по которым имеются признаки заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости и которые являются приоритетными с точки зрения объемов ввоза и взыскиваемых сумм таможенных платежей. Последующие этапы должны предусматривать обеспечение таможенных органов ценовой информацией по всей ввозимой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

База данных ценовой информации может также использоваться при формировании стоимостных профилей риска для поддержания их в актуальном состоянии с учетом реальной конъюнктуры рынка.

Прежде всего, создание базы данных ценовой информации должно предоставить возможность таможенным инспекторам осуществлять более детальную проверку заявленных сведений о таможенной стоимости товаров (с учётом наименования и описания товара, страны происхождения, фирмы-производителя, марки, модели, артикула, технологии производства, маршрута доставки и вида транспорта, страхования и других факторов, влияющих на ценообразование), что, безусловно, будет способствовать и обязывать их четко  
и грамотно обосновывать свои решения по проведению дополнительной проверки и корректировке таможенной стоимости, действовать не шаблонно и формально, а применительно к конкретной сделке и ее условиям.

Таким образом, разработка ценовой информационной базы с автоматизированным поиском в качестве приложения к  программному продукту таможенных органов, обеспечивающему электронное декларирование товаров, позволит:

– обеспечить централизацию ценовой  информации таможенных органов, т.е. в  полной мере охватить все существующие источники и создать единое информационное поле;

– сконцентрировать опыт и знания в одном месте;

– сократить время доставки актуальной ценовой информации до таможенных органов на местах;

– уменьшить бумажную волокиту;

– поддерживать стоимостные профили  рисков в актуализированном состоянии;

– предоставлять надежную и точную ценовую информацию для проведения точной оценки таможенной стоимости;

– ускорить процесс проверки таможенной стоимости;

– обеспечить высокую скорость таможенного  декларирования товаров добросовестных участников ВЭД, тем самым создать  более благоприятные условия  для их таможенной очистки.

Применение практических рекомендаций по совершенствованию механизма использования ценовой информации в целях повышения результативности контроля таможенной стоимости может быть объективно оценено следующими критериями результативности:

– объемы довзысканных таможенных платежей в результате проведения корректировки таможенной стоимости при осуществлении контроля в ходе таможенного декларирования и после выпуска товаров;

– суммы возвращаемых по решениям вышестоящих таможенных органов  и судебных органов необоснованно взысканных таможенных платежей по результатам корректировки таможенной стоимости;

– количество судебных решений, принятых арбитражными судами  
в пользу / не в пользу таможенных органов в части вопросов по таможенной стоимости товаров;

– наличие / отсутствие жалоб участников ВЭД на решения таможенных органов по таможенной стоимости, а также на неправомерные действия / бездействие при осуществлении корректировки таможенной стоимости;

– суммы штрафных санкций, наложенных и взысканных по делам о нарушении таможенных правил, связанным с вопросами таможенной стоимости товаров.

IV. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. В результате проведенного  исследования решена актуальная  задача, заключающаяся в развитии  понятийного аппарата и выработке  практических рекомендаций по совершенствованию механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости, обеспечивающих взимание в полном объеме причитающихся к уплате таможенных платежей. Внедрение результатов диссертационной работы позволит повысить результативность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости по ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза товарам.

2. Разработан понятийный  аппарат механизма использования  ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости: раскрыты понятия «ценовая информация» и «проверочная величина».

3. Разработаны методические рекомендации по приведению цен, полученных из наиболее объективных источников ценовой информации, и цен проверяемого контракта в сопоставимый вид (по коммерческим условиям сделки, комплектации и технико-экономическим параметрам товаров), способствующие обоснованной корректировке таможенной стоимости, а также сокращению количества судебных решений, принятых арбитражными судами не в пользу таможенных органов.

Информация о работе Cовершенствование механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости