Телевидение как средство массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть телевидение будущего, его концепции и связь с
Задачи:
1. Изучить технологии телевидения, и узнать каким образом оно влияет на людей.
2. Какие новые технологии придумают люди для разработки «гипертелевидения».

Оглавление

Введение
Раздел 1. Телевидение, как средство массовой коммуникации 3
1.1 Роль телевидения как средства формирования
1.2 Телевизионные мифы
Раздел 2. Телевидение будущего
2.1 Объединение интернета и телевидения - связь 4G
2.2 Виртуальная реальность. Мобильный кинотеатр.
2.3 Изображение обретает запахи
2.4 3D-эпоха. Плоская картинка в прошлом.
2.5 Телевизор в виде контактной линзы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

Образовательная функция. Предполагает регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование. Учебные программы транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу.

Рекреативная функция. Рекреация (от лат. ecreation - восстановление) - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Телевидение транслирует разнообразные развлекательные программы, шоу и т. д., помогая человеку "убежать" от повседневных забот, расслабиться, отдохнуть.

Для того чтобы выявить специфику телевидения, следует сравнить его с другими видами СМИ и художественными средствами выражения, например кино и театром.

Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью "проникнуть в личное пространство". Отличие телевидения от радиовещания - в средствах выражения. Единственное средство радио - звук; телевидение воздействует и звуком, и изображением.

Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы. Иными словами, телевидение подобно кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность.

Отличие телевидения от кино - в условиях просмотра и характере аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана, определяемый размером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту.

Подобно театру телевидение использует слово и игру актеров; в силу своей природы телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства.

В отличие от театра у телевидения иная аудитория и условия просмотра. Зритель в театре "может играть роль", его можно в определенном смысле назвать участником спектакля. Известно, что от зрителя, от его реакции во многом зависит ход спектакля; публика заставляет актера подчиняться своему смеху, аплодисментам или свисткам; зритель в театре может даже сорвать спектакль. В телевидении же сценическое действие ограждено от такого вторжения зрителя. Единственное, что в его власти - это выключить телевизор. Но в этот момент он уже перестает быть зрителем. Еще один фактор, разделяющий театр и телевидение, - способность телевизионной камеры "вырезать" часть пространства. Отсюда происходит еще одно очень важное отличие - то, как мы видим происходящее действие. В театре вы видите все пространство сцены, и другой возможности нет. На экране можно увидеть часть пространства (ту, которая "вырезана" камерой). Внимание телезрителя на том или ином объекте сосредотачивает телевизионный режиссер, так как в поле зрения камеры находится не вся сцена, а лишь тот ее участок, который в данный момент заслуживает, по мнению режиссера, наибольшего внимания. Таким образом, можно сказать, что телевидение - это неоднозначно понимаемое, многоаспектное социальное явление, отличающееся спецификой своей деятельности от других каналов коммуникации. Телевидение играет заметную роль в обществе и выполняет множество социальных функций.

2.2 Механизмы эффективного воздействия  телевидения

Для определения понятия эффективности наиболее подходит трактовка Б.А. Грушина: "…эффективность представляет собой меру, степень достижения целей на базе использования тех или иных - больших или меньших - затрат, средств, ресурсов". Таким образом, оценка эффективности воздействия телевидения включает в себя:

- выявление целей телевидения;

- выявление механизмов воздействия  телевидения;

- выявление степени достижения  целей телевидения.

По мнению французского социолога П. Бурдье, основные цели сегодняшнего телевидения, это получение быстрой прибыли, захват новых рынков, обращение к максимально широкому зрителю и читателю.

Основным ресурсом достижения данных целей, Бурдье считает капитал: экономический, политический, символический и т. д.

Проанализируем конкретные механизмы воздействия, опираясь на мнение П.Бурдье:

"Скрывать, показывая". Поиск  сенсационного и зрелищного заставляет  телевизионщиков искать сенсацию, там, где ее нет. Например, журналисту  дана тема "городские окраины". Но в поисках зрелищности он  будет искать убийства, конфликты, насилие и т.п., а не банальность  повседневной жизни. Таким образом, телевидение, которое по идее  является инструментом отображения  реальности, превращается в инструмент  создания реальности.

"Круговорот информации". Выбор, предоставляемый телевидением, является  своего рода бессубъектным выбором. Журналисты читают друг друга, общаются друг с другом - это  приводит к возникновению эффекта  закрытости, циркулирования информации. Чтобы измерить степень закрытости  достаточно попытаться показать  какой-нибудь неожиданный и неугодный  сюжет.

"Спешка и fast-thinking". В погоне  за рейтингом на телевидении  стали появляться так называемые "медиатические интеллектуалы", представляющие собой завсегдатаев  различных "интеллектуальных" телепрограмм. Это мыслители особого рода, способные  думать на скорости "fast-thinking". Их появление обусловлено логикой  построения программ: привязка к  теме программы, ограниченное время  и т. д.

"Истинно ложные или ложно  истинные теледебаты". Мир постоянно  приглашаемых на телевидение - это  замкнутый круг, где все друг  друга знают. Если в программу  и попадает "случайный человек", то на него действует много  ограничителей. Первым и главным  ограничителем выступает ведущий. Ведущий может перебивать выступающего, не дав ему до конца высказаться; он действует жестами, интонацией. В результате за всю передачу, которая длится 2 часа, независимому  представителю было предоставлено  пять минут, если сложить все  его выступления. Очень важен  состав студии, так как он способствует  созданию впечатления демократического  равновесия.

Ориентация на то, что интересно всем, получает наиболее полное выражение в таком процессе массовой коммуникации, как производство распространение новостей. Новости общезначимы по определению: это необходимый элемент того повседневного запаса знаний, которыми располагает любой член современного общества. Процесс производства новостей необходимо рассматривать как процесс конструирования реальности. Большая часть мира находится за пределами достижимости человека, поэтому он не в состоянии осуществить верификацию тех сведений, которые доходят до него через СМИ. Он не может их проверить, поэтому вынужден им доверять. Это дает СМИ и телевидению, в частности, неограниченные возможности по созданию в сознании людей "псевдо-картины" мира. В таком обществе простой гражданин не способен своим умом "дойти до самой сути" и спонтанно выработать отношение к происходящим где-то далеко событиям или же сложным и не затрагивающим его непосредственно общественным проблемам. Осознание этого факта позволяет понять, что новости вовсе не являются простым отражением того, что происходит на самом деле, а представляет собой особого рода конструкт, замещающий реальность. Именно поэтому они выступают в качестве базового элемента псевдо-окружения. Новости как конструкт являются товаром, их формирование осуществляется по законам спроса и предложения. Они должны отвечать тому упрощенному представлению о мире и тем стереотипным образам, которые имеются у главного покупателя новостей - среднего класса. Например, рассказывая о забастовке, журналисты мене всего озабочены выявлением причин забастовки. Вместо этого они сообщают о действиях забастовщиков, которые соответствуют сложившемуся у читателей стереотипному представлению о том, как должны вести себя люди в таких обстоятельствах, и затрагивают только те аспекты забастовки, которые нарушают рутину повседневной жизни (например, затрудняя проезд по городу).

Телевидение не просто конструирует реальность в соответствии с ожиданиями публики, но сознательно манипулирует этими ожиданиями. Такая возможность у него имеется потому, что рядовой член общества готов уделить совсем немного своего времени и внимания происходящему в недоступном ему мире и плохо ориентируется в нем, что дает телевидению значительную свободу действий в контроле над тем ручейком информации, который достигает сознание обывателя. В этом случае используется целенаправленное преобразование информации. Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам:

Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании - сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала. Так называемый "эффект привратника". В роли привратников выступают тележурналисты, которые отбирают "нужную" информацию.

Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в несистематизированном виде позволяет заполнить эфир потоками "пустой" информации, которые осложняют для индивида поиски смысла воспринятой им информации. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях, тем не менее, заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.

"Построение повестки дня" ("agenda-building") или привлечение  внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена  телевидением, становится достоянием  общественного внимания. Телевидение  выступает как бы основным "проблематизатором" общества.

Момент подачи информации играет также немаловажную роль. Самый известный прием - показ в наиболее (наименее) удобное для телезрителей время.

"Подпороговая" подача информации. Например, когда подается материал, на который особенно необходимо  обратить внимание телезрителей, может резко поменяться звуковой  фон (если он присутствует). Непроизвольная  реакция зрителей на смену  фона повышает пропускную способность  также слухового канала. Хорошо  этот прием прослеживается, например, в увеличении громкости во  время показа рекламы.

 

Заключение

телевидение коммуникация сознание телеаудитория

Сегодня мы имеем другое телевидение, выросло другое поколение, но иерархия функций осталась прежней. Основными задачами телевидения в сознании людей по-прежнему остаются информирование, просвещение и воспитание населения. Развлекательная функция, как и раньше, считается (во всяком случае, декларируется) как дополнительная, не основная. Мир телевидения - это особый мир. Мир, который по идее должен отражать реальность, но реальность слишком банальна, поэтому СМИ конструируют свою повседневную реальность. Реальность, в которую хочется погружаться человеку.

Но такое воздействие телевидения ставит ряд проблем перед обществом. Информация, которая передается по телевидению, адаптирована, заключена в "рамки жанра". Она уже готова к "потреблению" массовым зрителем, ее не надо осмысливать. Это так удобно в современном мире, где постоянно не хватает времени ни на что, особенно на долгие размышления. Для большей части населения телевидение до сих пор является главным источником информации о мире и это ставит проблему рационального осмысления телевизионной информации, проблему необходимости "фильтрации" информации. В противном случае, человек просто разучится думать.

Для миллионов людей телеэкран стал основным источником информации и познания окружающего мира. Это объясняется тем, что, являясь частью системы социальных отношений человеческого общества, телевидение выполняет такие же функции, как и другие средства массовой коммуникации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т.д. Но в то же время телевидение обладает недоступными другим средствам массовой коммуникации качествами. На сегодняшний день телевидение прочно утвердилось на первом месте среди других СМИ, опередив их и по масштабам аудитории, и по объему уделяемого ему времени, и по способности концентрации общественного внимания.

Телевидение создает символический образ реальности, который, в свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства индивидом. В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля. В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение.

 

Список литературы и источников

1. Брайнт, Дж, Томпсон. Основы воздействия  СМИ. - М., СПб, Киев Издательский дом "Вильямс" - 2004

2. Вакурова Н.В.. Пространственно-временная  организация телевизионных передач. - Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1981.

3. Ворошилов В. В. Маркетинговые  коммуникации в журналистике. - М., 2005.

4. Гладько А.М. Социальные условия  и предпосылки становления общественного  телевидения в России - Москва, 2008.

5. Дзикевич С.А. Эстетика рекламы: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.

6. Ковалев П. А. Типологизация телезрителей  по жанрово-канальным предпочтениям  как способ изучения телеаудитории // Науч. труды МосГУ. Выпуск 60. М., 2005.

7. Коломиец В.П. Телерекламный бизнес, Сост. и общ. Ред. Международный Институт  Рекламы, Москва, 2001, стр.37

8. Матвеева Л.В., Т.Я.Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной  коммуникации. - М.: РИП-холдинг, 2004.стр.315.

9. Пашутин Д.Ю. Роль и место  телевидения в современном медиапространстве//Вестник  Самарского государственного экономического  университета. 2010. № 2. стр. 98.

10. Ромат Е.В. Реклама. История, теория, практика. - СПб.: Питер, 2003. - 556 с.

11. Саруханов В.А. Азбука телевидения: учеб. пособ. для вузов. М.: Аспект  Пресс, 2003. - 191 с.

12. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы. - СПб.: Питер, 2002. - 574 с.

13. Ученова В.В., Старых Н.В. История  рекламы. - СПб.: Питер, 2002. - 303 с.

14. Харрис Р. Психология массовых  коммуникаций. - М.: Эксмо, 2004. - 448 с.

15. Шариков А.В. Особенности вещания  региональных каналов. - М.: ИЦ "МарТ", 2004. - 150 с.

Информация о работе Телевидение как средство массовой коммуникации