Телевидение как средство массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть телевидение будущего, его концепции и связь с
Задачи:
1. Изучить технологии телевидения, и узнать каким образом оно влияет на людей.
2. Какие новые технологии придумают люди для разработки «гипертелевидения».

Оглавление

Введение
Раздел 1. Телевидение, как средство массовой коммуникации 3
1.1 Роль телевидения как средства формирования
1.2 Телевизионные мифы
Раздел 2. Телевидение будущего
2.1 Объединение интернета и телевидения - связь 4G
2.2 Виртуальная реальность. Мобильный кинотеатр.
2.3 Изображение обретает запахи
2.4 3D-эпоха. Плоская картинка в прошлом.
2.5 Телевизор в виде контактной линзы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

Таким образом, в 60-х годах XX века в мировом вещательном пространстве окончательно оформились три ведущие модели социального функционирования телевидения: коммерческая, общественная и государственно-монополистическая. Но развитие техники, освоение новых технологических возможностей телевещания, а также изменения в социально-политической атмосфере привели к трансформации сложившихся моделей. Преобразования в каждой из них, однако, имели разные причины и разную направленность.

Коммерческое телевидение в США, ориентированное на массовую аудиторию, породило противоположное себе явление индивидуализацию спроса. Ориентация на удовлетворение разнообразных потребностей зрителей стимулировала возникновение множества программ, каналов, чему способствовало развитие локальных кабельных сетей и спутникового вещания.

Мультиканальное вещание, порожденное когда-то кабельными сетями, изначально рассчитано на "узкие" интересы, на удовлетворение потребностей в телесмотрении конкретных целевых групп, что также представляет интерес для рекламодателей. Специализированные спортивные, развлекательные, информационные, фильмовые, детские, семейные и пр. телевизионные каналы составляют сегодня значительную долю американского телевизионного эфира. Правда, это уже не бесплатное удовольствие. За возможность смотреть программы "по интересам" зрителям приходится платить, осуществляя своего рода "подписку" на тот или иной интересующий канал (или пакет каналов). Такой подход к телевизионному вещанию приводит к возникновению новой модели маркетинговой, при которой определяющим становится уже "меньшинство", а успешность функционирования телевидения зависит от количества денег у этого "меньшинства".

Общенациональные сети, ориентированные на максимальную аудиторию, утратили свою монополию, и стали частным случаем вещательного многообразия. Специализированные платные каналы успешно конкурируют с коммерческими общенациональными телевизионными сетями. Наиболее серьезным из них является знаменитый круглосуточный информационный канал CNN Руперта Мэрдока и Тэда Тернера. Начав с владения маленькими региональными телевизионными станциями, вещавшими на локальные кабельные сети, эти предприниматели стали крупнейшими телемагнатами, создавшими глобальные телевизионные империи.

Освоение возможностей спутникового телевещания позволило американскому ТВ выйти за пределы своей страны. В конце 70-х годов американское коммерческое телевидение вторгается в европейские эфирные границы, вступая в конкурентную борьбу с общественно-государственными телекомпаниями. Это повлекло за собой коренную перестройку европейской модели общественно-государственного телевещания, и прежде всего, системы государственного регулирования вещания, которая была, как уже отмечалось, заложена в 20-е годы XX века на этапе распространения радиовещания и закреплена в 50-е - в период распространения телевидения. Процесс трансформации европейской модели телевещания шел в направлении коммерциализации и ослабления государственного регулирования (дерегуляции).

Специалисты считают, что к моменту экспансии коммерческого телевидения социально-политический климат во многих европейских странах благоприятствовал дерегуляции. Коммерческие (спутниковые и кабельные) каналы распространяли свое влияние в Европе вне зависимости от характера политического строя в той или иной стране. Например, во Франции социалистическое правительство Миттерана, пришедшее к власти в 1981 году, намеривалось освободить вещателей от непосредственного контроля со стороны правительства. Для этого в 1983 году был создан Высший Комитет по аудиовизуальным средствам, ответственный за развитие и контроль над телевидением. На практике с каждой сменой правительства орган, регулирующий телевидение, также изменялся, отражая те цели, которые преследовала коалиция, получившая власть. Для того чтобы завоевать популярность у избирателей, и социалистическое, и консервативное правительство стремилось расширить выбор телепрограмм - путем выдачи лицензий новым каналам или приватизации существовавших общественно-государственных телеканалов, как произошло с ТФ1 во Франции.

Коммерциализация телевидения в Европе привела к тому, что общественно-государственные каналы уже не могли конкурировать с коммерческими каналами. А поэтому вынуждены были прибегнуть к рекламе как дополнительному источнику финансирования. И сегодня практически все европейские государственные каналы (за исключением Би-Би-Си) используют рекламу.

Таким образом, коммерциализация и дерегуляция европейского телевещания вызвали трансформацию традиционной европейской модели общественно-государственного телевидения и формирование новой "смешанной" - модели, в рамках которой развиваются и конкурируют друг с другом как государственные, так и частные телеканалы (коммерческие, платные). Так, во Франции помимо трех общенациональных государственных каналов - "Франс-2", "Франс-3" и "Арте" (совместное детище французов и немцев) - функционируют два общенациональных коммерческих - ТФ1 и Мб, а также популярный платный спутниковый "Канал-плюс". Кроме того, кабельное телевидение позволяет за умеренную плату принимать большое количество разнообразных платных спутниковых каналов, включая американский CNN и британский Sky news.

Такая "смешанная" модель, несмотря на проблемы, которые существуют (в частности, американизация телепрограмм, доминирование развлекательной продукции и пр.), оказывается, по мнению многих специалистов, наиболее творчески плодотворной. Конкуренция коммерческого и общественно-государственного ТВ "стимулирует достоинство каждой из этих моделей вещания и поглощает их недостатки (опасность элитарного телевидения для "высоколобых" или, напротив, угрозу культурной стерилизации). И хотя год за годом конфронтация обостряется, безусловная победа одной из сторон означала бы поражение западноевропейского телевидения в целом".

К такому же выводу пришел американский ученый Сидни Хед, предпринявший сравнительное проблемно-типологическое исследование радио и телетрансляционных систем мира, результаты которого изложил в книге "Трансляционные системы мира. Сравнительный анализ". Автор исходит из того, что эфир - всечеловеческая собственность и право пользоваться им, для информационных связей должно, быть естественным для всех жителей Земли. Но в разных странах существуют свои формы контроля со стороны общества за этим правом, обусловленные политическими, культурными, технологическими и социально-экономическими факторами.

 

1.2 Характеристика телеаудитории  в условиях современного телевещания

В ХХ веке массовая коммуникация, проникнув в ткань социальной жизни, стала неотъемлемой частью повседневности. В начале XXI века наиболее распространенным и влиятельным средством массовой информации продолжает оставаться телевидение, несмотря на распространение новых коммуникационных технологий.

На рубеже XX-XXI веков отечественное телевидение под влиянием общественно-экономических преобразований подверглось институциональной трансформации, выразившейся в процессах децентрализации, либерализации и коммерциализации. Состояние и перспективы развития телевидения в России - важный дискуссионный вопрос, который привлекает внимание широких слоев общественности: ученых, политиков, журналистов, общественных деятелей. Нынешнее российское телевидение нередко вызывает недовольство и является объектом критики. Его критикуют за перенасыщенность рекламой, ангажированность и зависимость от власти, обилие криминала на экране, пошлость, безвкусицу, низкий морально-нравственный уровень телевизионных передач и т.д. С начала 1990-х годов неоднократно предпринимались попытки регламентировать содержание телевизионных передач, однако реального эффекта это не принесло.

В поисках ответов на вопросы о путях дальнейшего развития телевидения участники дискуссии нередко обращаются к зарубежному опыту - как теоретическому, так и практическому. В качестве одного из направлений развития рассматривается возможность становления в России общественного телевидения. Этот феномен, хорошо известный в мире (особенно в странах Западной Европы), представляет собой особую форму социально-функциональной организации телевещания, которой свойственны независимость (как от властей, так и от рекламного рынка), ориентированность на "служение общественному благу", высокий культурный, интеллектуальный и нравственный уровень программ.

В России института общественного вещания не было. В СССР исторически обусловленной формой социальной организации телевидения была государственная монополия, которая в период политических и социально-экономических реформ 90-х годов ХХ века, по сути, трансформировалось в систему частных коммерческих телевещательных компаний.

Телевидение, как никакой другой вид коммуникации, воздействует на потребителя сразу по многим параметрам - во-первых, физиологически, а, во-вторых - психологически. Поскольку телевидение всем арсеналом своих средств может воздействовать на наши главные органы чувств - зрение и слух.

Сегодня телезритель зачастую становится заложником телепередач. Достаточно вспомнить любое интерактивное телевизионное шоу, чтобы подтвердить это.

Если зрители уделяют так много времени телевизионному досугу, соответственно все то, что они смотрят, оказывает на них воздействие. Мы стремимся копировать манеры и жесты героев сериалов, стараемся носить такую же одежду, как у героев телепрограмм, стричься или наносить такой же макияж, как посоветуют нам в модной передаче по стилистике.

Возможность кодировки сигнала, наличие телевизора в каждом доме, создание эффекта присутствия - эти и другие особенности сделали телевидение наиболее эффективным средством воздействия на массовое сознание.

Для телевидения характерны два эстетико-психологических измерения:

Мозаичность

Мозаичность характеризуется тем, что каждое из сообщений как бы выступает само по себе в виде относительно завершенного фрагмента, не связанного четкими причинно-следственными отношениями с другими элементами программы.

Резонанс

Взаимодействие отдельных точек телевизионной мозаики - нелогичное, нелинейное сведение их воедино - как бы резонируют в сознании аудитории.

Обе особенности телевидения повышает значение сиюминутного воздействия на восприятие человека. Принципы такого взаимодействия и становятся основополагающими факторами воздействия на целевую аудиторию. Это, прежде всего, эмоциональное воздействие, сводящееся, по сути дела, к скрытому духовному принуждению. Мозаичная пестрота рекламы в считанные секунды создает вполне определенный, точно найденный образ. Создается, так называемая, "виртуальная реальность", в которую человек верит. Особенно это эффективно совпадает, когда форма рекламного послания совпадает с внутренними установками потребителя.

Интеграция рекламы в телевизионный процесс придает ему совершенно новое качество. В рекламе потребность предпринимателя в продвижении своего товара на рынке соединяется с общественной потребностью. Именно этот эффект сочетания потребностей вызвал взрывное развитие рекламы как особой культуры и индустрии.

В современном обществе в целом идеологическая роль рекламы намного важнее, чем информационная. Реклама создает виртуальный мир. Этот воображаемый мир, и мышление погруженного в него человека становится аутистическим, т.е. полностью отвлеченным от внешнего мира. В общем виде такие люди образуют общество спектакля в чистом виде - они знают, что живут среди вымышленных образов, но подчиняются его законам. Именно глаз телекамеры, передающий событие с максимальной правдоподобностью, превращает его в "псевдособытие".

Телевизионная реклама относится к наиболее дорогим средствам рекламы. Хороший ролик стоит очень дорого, еще дороже может стоить эфирное время. Например, цена минуты телевизионного времени в прайм-тайм ("горячие" часы) по американскому телевидению достигает в некоторых случаях около ста пятидесяти тысяч долларов. Аналогичный показатель на российских каналах значительно ниже. Хотя в последние годы он стремительно приближается к американскому показателю.

Средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Сегодня информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления.

Телеаудитория -- не просто механическое множество индивидов, выделенное по некоторому формальному набору признаков. Телеаудитория -- это некая макроцелостность. Всякий раз есть нечто, объединяющее телезрителей, -- образ жизни, общность языка, культуры, ценностные ориентации, профессиональные интересы, социальные проблемы и т.д. Только, к сожалению, это нечто далеко не всегда поддается осмыслению и описанию. Из данной посылки вытекает, что телеаудитория как макроцелостность должна подчиняться специфическим законам, присущим ей и только ей. Отсюда же следует, что она должна иметь и некоторую структуру. "Элементарная частица" этой структуры -- телезритель. Через телевидение он включен в процесс массовой коммуникации, одновременно участвуя и в микрокоммуникационных взаимодействиях. А они, как показали еще И. Кац и П. Лазарсфельд, оказывают сильнейшее влияние на макрокоммуникационные процессы. Представление о телеаудитории как о разрозненной, внутренне не связанной совокупности индивидов, которое было характерно для эпохи становления телевещания, оказалось слишком упрощенным.

Следовательно, к телеаудитории применимы принципы системного подхода. Телеаудитория как целостность является подсистемой в системе более высокого уровня (например, по отношению ко всему населению или по отношению к телевидению в целом как социально-культурному феномену). В то же время можно говорить об общей и частной телевизионной аудитории, вторая из которых образует подсистему относительно первой. На формальном уровне частные телевизионные аудитории выделяются путем дифференциации параметрических границ общей телевизионной аудитории.

Телевизионный просмотр можно представить как своего рода социальную роль -- индивид в роли телезрителя. Тогда имеет смысл говорить о функциях, присущих данной роли, и рассматривать общие функциональные (ролевые) закономерности телевизионной аудитории.

Информация о работе Телевидение как средство массовой коммуникации