Роль и функции государства в управлении социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях власти является сложной и комплексной задачей любого государства. Именно четкая стратегия управления социальной сферой обеспечивает достижения высокого уровня жизни населения, а значит, решения экономических и социальных задач развития общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития…….. 4
1.1 Сущность социальной сферы……………………………………….. 4
1.2. Отраслевая структура социальной сферы……………………….. 10
2. Система государственного управления социальной сферой……………. 14
2.1. Сущность и функции государства как главного субъекта социального управления……………………………………………………… 14
2.2. Государственные органы управления социальной сферой…… 19
3. Социальная политика государства в управлении социальной сферой…………………………………………………………………………… 25
3.1 Основные направления государственной социальной политики.. 25
3.2. Социальная защита и социальное обеспечение населения……. 34
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список использованной литературы………………………………………….. 41
Приложения……………………………………

Файлы: 1 файл

KKR.docx

— 87.06 Кб (Скачать)

Показателем развития экономики  и одновременно возможности повышения  уровня жизни служит валовой национальный продукт в расчете на душу населения. Согласно данным Всемирного банка, по этому показателю (4500 долл.) Россия уступает во много раз США (28 020 долл.), Норвегии, Исландии (20 000 долл.) и находится  ниже Туниса, Колумбии, Ирана26.

В периоды кризиса социальное управление выполняет прежде всего  функции защиты населения, а также  более справедливого распределения  его бремени без ущерба для  стимулирования трудовой и предпринимательской  деятельности экономически активных граждан. Государство проводит политику, предусматривающую:

• создание правовых предпосылок  повышения уровня жизни населения  и в первую очередь его наименее обеспеченной части;

• совершенствование системы  оплаты труда работников бюджетной  сферы;

• упорядочение трудовых отношений  наемных работников и работодателей;

• стабилизацию занятости  и сокращение безработицы;

• социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения (детские  пособия и пособия по нуждаемости, материальная поддержка пенсионеров, инвалидов, престарелых и т.д.).

При недостатке средств имеющиеся  ресурсы сосредоточиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся; развития социальной инфраструктуры; социальная адресная поддержка. Инструментами  объективно обусловленной социальной политики становятся государственные  гарантии, социальные стандарты, потребительские  бюджеты и другие рычаги.

Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы  социальных стандартов и предназначаются  для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных  средств населения, а при их недостатке — за счет адресной социальной помощи.

Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о  прожиточном минимуме, потребительском  бюджете, минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской  корзины и другие нормативные  акты. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность  бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Они включают наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели (денежные доходы, пособия, бесплатные и частично оплачиваемые услуги и  др.).

Органы власти субъектов  РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные  дополняющие социальные стандарты  при условии их обеспечения за счет собственных средств27.

Нормативы используются для  определения размера финансовой помощи, оказываемой субъектам РФ в виде трансфертов. Субъекты РФ применяют  их также при расчете минимального размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на покрытие расходов предприятий жилищно-коммунального  хозяйства.

Потребительские бюджеты  фиксируют определенное количество материальных и духовных благ, которые  можно приобрести за счет доходов. В  их составе центральное место  занимает прожиточный минимум, которым  официально определяется черта бедности и обосновываются система адресной поддержки населения, минимальная  оплата труда, пенсии и другие выплаты  социального характера.

Ежегодно в законе о  федеральном бюджете устанавливается  соотношение между минимальными размерами оплаты труда и пенсии по старости и величиной прожиточного минимума. Семья, среднедушевой доход  которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, считается малоимущей и имеет  право на получение государственной  социальной помощи.

Прожиточный минимум составляют стоимостная оценка потребительской  корзины и обязательные платежи  и сборы. Его величина исчисляется  на душу населения по основным социально-демографическим  группам (трудоспособные, пенсионеры, дети) по России в целом и в  субъектах РФ ежеквартально на основании  потребительской корзины и данных Госстатистики об уровне цен и утверждается Правительством РФ (в субъектах РФ — их органами исполнительной власти) (Приложения, Таблица 1).

Потребительская корзина  включает минимальный набор продуктов  питания; непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она определяется для основных социально-демографических групп населения по России и субъектам РФ не реже одного раза в пять лет; по России — федеральным законом, в субъектах РФ — их законодательными (представительными) органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления (Приложения, Таблица 2)28.     

Таким образом, социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Социальная  защита и социальное обеспечение  населения

Социальная поддержка  населения в широком смысле слова  – это совокупность социально-экономических  мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий  жизни, удовлетворение потребностей, поддержание  жизнеобеспечения и деятельного  существования личности различным  социальным категориям и группам, а  также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки  социально уязвимых слоев населения  в период экономических преобразований29.

Для реализации социальных технологий, обеспечивающих защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность и т.п. функционируют учреждения социального обслуживания, как государственные, муниципальные, так и частные.

Государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами, не подлежат приватизации, перепрофилированию. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.

Различают учреждения социального  обслуживания семьи и детей, престарелых  и инвалидов; территориальные центры социального обслуживания, отделения  социальной помощи на дому, учреждения в небольших городах, в сельской местности. Приоритетным является социальное обслуживание в нестационарных учреждениях.

Бесплатное социальное обслуживание (в объемах, определенных государственными стандартами) оказывается гражданам, не способным к самообслуживанию, если среднедушевой их доход ниже прожиточного минимума, установленного для региона, где они проживают; находящимся в трудной жизненной  ситуации (безработные, катастрофа и  др.), несовершеннолетним детям (инвалидность, сиротство, малообеспеченность и др.) 30.

Семья выполняет воспроизводственные, экономические, воспитательные функции, между государством и семьей устанавливаются  партнерские отношения, включающие разделение ответственности за семью. Семья тем лучше выполняет  свои функции, чем прочнее ее материальное положение, которое определяется гарантиями занятости, получением Илья, доступностью общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи, медицинской помощи и другими факторами.

Наиболее уязвимыми являются многодетные и неполные семьи. Среди  семей, имеющих детей, доля бедных составляет 50%, среди молодежных семей - 60%. Поэтому  основными направлениями государственной  политики в отношении семей являются создание необходимых условий для  сочетания трудовой деятельности с  выполнением семейных обязанностей, увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, безопасного  материнства.

При этом учитываются численность  семьи, наличие источников дохода, степень  трудоспособности и самообслуживания, форма требуемой помощи и другие факторы.

Действует единая система  пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Пособия  подразделяются на пять видов: по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в  ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособие на ребенка. Порядок  назначения и выплаты указанных  пособий устанавливаются Правительством РФ. Выплаты осуществляются за счет средств Фонда социального страхования, федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ.

Национальный план действий в интересах детей воплощается  в выполнении федеральных программ, связанных с улучшением их положения. Наиболее важное значение имеет президентская  программа «Дети России» (Приложения, Таблица 3).

Установлены компенсационные  выплаты на питание обучающихся  в государственных, муниципальных  общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального  и среднего профессионального образования  в размере 3% в день от минимального уровня оплаты труда на одного обучающегося31.

Основой государственной  политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение  им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права.

Федеральные органы власти вводят государственные стандарты  на услуги, технические средства реабилитации, средства связи, устанавливают нормы  и правила, обеспечивающие доступность  для инвалидов среды жизнедеятельности; создают объекты реабилитационной индустрии и управляют ими, определяют налоговые и другие льготы для предприятий, инвестирующих средства в сферу социальной защиты инвалидов. Органы государственной власти субъектов РФ создают учреждения медико-социальной экспертизы, управляют объектами социальной защиты инвалидов, находящимися в их ведении.

Государство выполняет функции  управления системой социального страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия  при временной потере трудоспособности и другие выплаты по страховым  случаям. Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая - на работников и государство. Социальные пособия выплачиваются  с учетом уровня заработка, стажа  работы, сумм перечисленных страховых  взносов.

Наряду с государственной  вводится система дополнительного  пенсионного обеспечения из негосударственных  пенсионных фондов, формируемых за счет средств работодателей и  граждан. При этом устанавливается  равная ответственность работодателя и работника за формирование средств  пенсионного обеспечения, вводится персонифицированный (индивидуальный) учет страховых взносов32.

В период кризиса требуется  защита не только социально уязвимых слоев, но и части экономически активного  населения. Так, рост безработицы ведет  к росту малоимущего населения. Государство ввело обязательные нормы социального обеспечения  безработных.

Безработным гражданам гарантируются  бесплатные профессиональная ориентация, подготовка, повышение квалификации по направлению органов службы занятости, медицинское обслуживание, возможность  участия в оплачиваемых общественных работах с учетом возрастных и  иных особенностей. Высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата в соответствии с заключаемыми коллективными договорами (соглашениями) гарантируется сохранение очереди на получение жилья, пользование лечебными, детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работающими в данной организации.

Пособие безработным устанавливается  в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если они в течение 12 месяцев  перед началом безработицы имели  оплачиваемую работу не менее 26 недель. В остальных случаях оно устанавливается  в размере минимальной оплаты труда. Размер пособия составляет: в  первые 3 месяца - 75% среднемесячного  заработка, в следующие 4 месяца - 60%, в дальнейшем - 45%, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты и не выше уровня средней зарплаты, сложившейся в субъекте РФ.

Продолжительность выплаты  пособия в каждом периоде безработицы  не может превышать 12 месяцев в  суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать  более продолжительные сроки  выплаты пособий за счет средств  соответствующих бюджетов33.

Информация о работе Роль и функции государства в управлении социальной сферой