Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:36, контрольная работа
Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях власти является сложной и комплексной задачей любого государства. Именно четкая стратегия управления социальной сферой обеспечивает достижения высокого уровня жизни населения, а значит, решения экономических и социальных задач развития общества.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития…….. 4
1.1 Сущность социальной сферы……………………………………….. 4
1.2. Отраслевая структура социальной сферы……………………….. 10
2. Система государственного управления социальной сферой……………. 14
2.1. Сущность и функции государства как главного субъекта социального управления……………………………………………………… 14
2.2. Государственные органы управления социальной сферой…… 19
3. Социальная политика государства в управлении социальной сферой…………………………………………………………………………… 25
3.1 Основные направления государственной социальной политики.. 25
3.2. Социальная защита и социальное обеспечение населения……. 34
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список использованной литературы………………………………………….. 41
Приложения……………………………………
Показателем развития экономики и одновременно возможности повышения уровня жизни служит валовой национальный продукт в расчете на душу населения. Согласно данным Всемирного банка, по этому показателю (4500 долл.) Россия уступает во много раз США (28 020 долл.), Норвегии, Исландии (20 000 долл.) и находится ниже Туниса, Колумбии, Ирана26.
В периоды кризиса социальное
управление выполняет прежде всего
функции защиты населения, а также
более справедливого
• создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения и в первую очередь его наименее обеспеченной части;
• совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;
• упорядочение трудовых отношений наемных работников и работодателей;
• стабилизацию занятости и сокращение безработицы;
• социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения (детские пособия и пособия по нуждаемости, материальная поддержка пенсионеров, инвалидов, престарелых и т.д.).
При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредоточиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся; развития социальной инфраструктуры; социальная адресная поддержка. Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.
Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке — за счет адресной социальной помощи.
Государственные социальные
стандарты разрабатываются на единой
правовой базе и на общих методических
принципах. Основой служат законы о
прожиточном минимуме, потребительском
бюджете, минимальной оплате труда,
рекомендации по определению потребительской
корзины и другие нормативные
акты. Социальные стандарты определяют
минимально необходимую потребность
бюджетных средств для
Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств27.
Нормативы используются для
определения размера финансовой
помощи, оказываемой субъектам РФ
в виде трансфертов. Субъекты РФ применяют
их также при расчете минимального
размера средств бюджета
Потребительские бюджеты фиксируют определенное количество материальных и духовных благ, которые можно приобрести за счет доходов. В их составе центральное место занимает прожиточный минимум, которым официально определяется черта бедности и обосновываются система адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие выплаты социального характера.
Ежегодно в законе о
федеральном бюджете
Прожиточный минимум составляют стоимостная оценка потребительской корзины и обязательные платежи и сборы. Его величина исчисляется на душу населения по основным социально-демографическим группам (трудоспособные, пенсионеры, дети) по России в целом и в субъектах РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госстатистики об уровне цен и утверждается Правительством РФ (в субъектах РФ — их органами исполнительной власти) (Приложения, Таблица 1).
Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания; непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она определяется для основных социально-демографических групп населения по России и субъектам РФ не реже одного раза в пять лет; по России — федеральным законом, в субъектах РФ — их законодательными (представительными) органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления (Приложения, Таблица 2)28.
Таким образом, социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
3.2. Социальная
защита и социальное
Социальная поддержка
населения в широком смысле слова
– это совокупность социально-экономических
мероприятий, проводимых государством
и обществом и обеспечивающих
предоставление оптимальных условий
жизни, удовлетворение потребностей, поддержание
жизнеобеспечения и деятельного
существования личности различным
социальным категориям и группам, а
также совокупность мер, направленных
против ситуаций риска в нормальной
жизни граждан, таких как болезнь,
безработица, старость, смерть кормильца.
Она представляет комплекс мер по
обеспечению гарантированного государством
минимального уровня материальной поддержки
социально уязвимых слоев населения
в период экономических преобразований29
Для реализации социальных технологий, обеспечивающих защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность и т.п. функционируют учреждения социального обслуживания, как государственные, муниципальные, так и частные.
Государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами, не подлежат приватизации, перепрофилированию. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.
Различают учреждения социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому, учреждения в небольших городах, в сельской местности. Приоритетным является социальное обслуживание в нестационарных учреждениях.
Бесплатное социальное обслуживание
(в объемах, определенных государственными
стандартами) оказывается гражданам,
не способным к самообслуживанию,
если среднедушевой их доход ниже
прожиточного минимума, установленного
для региона, где они проживают;
находящимся в трудной
Семья выполняет воспроизводственные,
экономические, воспитательные функции,
между государством и семьей устанавливаются
партнерские отношения, включающие
разделение ответственности за семью.
Семья тем лучше выполняет
свои функции, чем прочнее ее материальное
положение, которое определяется гарантиями
занятости, получением Илья, доступностью
общеобразовательной и
Наиболее уязвимыми являются
многодетные и неполные семьи. Среди
семей, имеющих детей, доля бедных составляет
50%, среди молодежных семей - 60%. Поэтому
основными направлениями
При этом учитываются численность семьи, наличие источников дохода, степень трудоспособности и самообслуживания, форма требуемой помощи и другие факторы.
Действует единая система
пособий для поддержки
Национальный план действий в интересах детей воплощается в выполнении федеральных программ, связанных с улучшением их положения. Наиболее важное значение имеет президентская программа «Дети России» (Приложения, Таблица 3).
Установлены компенсационные
выплаты на питание обучающихся
в государственных, муниципальных
общеобразовательных
Основой государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Федеральные органы власти
вводят государственные стандарты
на услуги, технические средства реабилитации,
средства связи, устанавливают нормы
и правила, обеспечивающие доступность
для инвалидов среды
Государство выполняет функции управления системой социального страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия при временной потере трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая - на работников и государство. Социальные пособия выплачиваются с учетом уровня заработка, стажа работы, сумм перечисленных страховых взносов.
Наряду с государственной вводится система дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов, формируемых за счет средств работодателей и граждан. При этом устанавливается равная ответственность работодателя и работника за формирование средств пенсионного обеспечения, вводится персонифицированный (индивидуальный) учет страховых взносов32.
В период кризиса требуется защита не только социально уязвимых слоев, но и части экономически активного населения. Так, рост безработицы ведет к росту малоимущего населения. Государство ввело обязательные нормы социального обеспечения безработных.
Безработным гражданам гарантируются бесплатные профессиональная ориентация, подготовка, повышение квалификации по направлению органов службы занятости, медицинское обслуживание, возможность участия в оплачиваемых общественных работах с учетом возрастных и иных особенностей. Высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата в соответствии с заключаемыми коллективными договорами (соглашениями) гарантируется сохранение очереди на получение жилья, пользование лечебными, детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работающими в данной организации.
Пособие безработным устанавливается
в процентном отношении к среднему
заработку за последние три месяца
работы, если они в течение 12 месяцев
перед началом безработицы
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий за счет средств соответствующих бюджетов33.
Информация о работе Роль и функции государства в управлении социальной сферой