Роль и функции государства в управлении социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях власти является сложной и комплексной задачей любого государства. Именно четкая стратегия управления социальной сферой обеспечивает достижения высокого уровня жизни населения, а значит, решения экономических и социальных задач развития общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития…….. 4
1.1 Сущность социальной сферы……………………………………….. 4
1.2. Отраслевая структура социальной сферы……………………….. 10
2. Система государственного управления социальной сферой……………. 14
2.1. Сущность и функции государства как главного субъекта социального управления……………………………………………………… 14
2.2. Государственные органы управления социальной сферой…… 19
3. Социальная политика государства в управлении социальной сферой…………………………………………………………………………… 25
3.1 Основные направления государственной социальной политики.. 25
3.2. Социальная защита и социальное обеспечение населения……. 34
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список использованной литературы………………………………………….. 41
Приложения……………………………………

Файлы: 1 файл

KKR.docx

— 87.06 Кб (Скачать)

Министерство  культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности17.

Министерство  образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Деятельность Министерства - его миссия - направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации - главной составляющей устойчивого  и динамичного развития России.

Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости  удовлетворения потребностей населения  в образовании, обеспечения доступности  качественного образования, насыщения  экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической  деятельности, повышения эффективности  использования научно-технических  достижений, реформирования научной  сферы и стимулирования инновационной  деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста  и повышения благосостояния общества.

К целям Министерства относятся:

1. Обеспечение доступности  качественного образования для  всех слоев населения как основы  социальной мобильности и снижения  социально-экономической дифференциации  в обществе.

        2. Обеспечение  текущих и перспективных потребностей  экономики и социальной сферы  в профессиональных кадрах необходимой  квалификации, создание условий  для развития непрерывного образования.

        3. Создание  условий для активного включения  детей, обучающихся (воспитанников)  образовательных учреждений в  экономическую, социально-политическую  и культурную жизнь общества.

        4. Создание  условий для развития и эффективного  использования научно-технического  потенциала.

        5. Создание  условий для активизации инновационной  деятельности18.

Министерство  связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) — федеральный орган исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федераци.

Министерство осуществляет функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере информационных технологий (включая использование  информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование  и конверсию радиочастотного  спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых  технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической  деятельности, обработки персональных данных19.

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере физической культуры и спорта.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи и  Федерального агентства по туризму.

В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Министерство спорта, туризма  и молодежной политики Российской Федерации  осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями20.

В завершении рассмотрения данного вопроса, нужно сказать, что особую роль в регулировании  развития социальной сферы играют местные  органы управления и самоуправления. Именно они реализуют государственную  социальную политику, решают многочисленные социальные вопросы на местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Социальная  политика государства в управлении  социальной сферой

3.1 Основные  направления государственной социальной  политики

Сфера социального представляет собой сложный полифункциональный предмет социологического знания. И, как представляется, может служить исходным положением для комплексной интерпретации социальной политики, выявления ее общественного предназначения и глубинных смысловых оттенков. Наиболее продуктивными в этом плане становятся методологические принципы системного и структурно-функционального анализа, теории социальной стратификации и социального неравенства, теории человеческих ресурсов и общественной самоорганизации. Их реализация позволяет в качестве ключевого вопроса социальной политики обозначить вопрос о степени социального неравенства, которое характеризуется не только наличием многообразия, неоднородности и функциональной специализации различных элементов общества, но и их неодинаковым, неравным доступом к жизненных существенных потребностей. В этом случае элементы общественной системы выстраиваются в виде определенной иерархии, постоянно воспроизводящейся и модифицирующейся в континууме “социальный порядок – социальный дисбаланс”. По своей сути социальное неравенство выступает в виде отношений между индивидами и социальными группами, имеющими различный доступ к общественным ресурсам. Такие отношения обычно носят устойчивый и глубинный характер и эксплицируются в социологической науке как социальные отношения21.

Социальная политика — одно из важнейших направлений, составная  часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное  воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями  экономического, политического и  культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами  ее формирования22.

В последнее время наметился  отчетливый поворот государства  в

сторону социальной политики. Недовольство населения сложившейся  в

социальной сфере ситуацией  привлекает к проблемам поиска оптимальной

для России модели. Какое  место должна занимать социальная политика в

системе приоритетов российского  государства с точки зрения населения? Что

в первую очередь надо делать государству в социальной сфере? И какой

должна быть оптимальная  для условий нашей страны модель социальной

политики с точки зрения самих россиян23?

Согласно Конституции  РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Обязательства социального  государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и  других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным  участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста.

Россия пока не готова подписать  Европейскую социальную хартию, которая  гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий  труда. Однако Межпарламентская ассамблея  стран СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан. Она включает обязательства  государств в сфере обеспечения  занятости; миграции; трудовых отношений; безопасности, гигиены производственной среды; охраны здоровья, семьи и материнства; социального обеспечения; быта; прав профсоюзов.

Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные социальные права человека (продолжительность  рабочего дня, гарантированный минимум  доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также  бесплатное образование и здравоохранение  определенного уровня, жилье для  остронуждающихся, пенсии, пособия  и другие гарантии24.

Ответ на вопрос: «какое место должна занимать социальная политика в системе приоритетов российского государства с точки зрения населения?», содержится в анализе представлений респондентов (по репрезентативной общероссийской выборке во всех территориально-экономических районах страны (согласно районирования, принятого Росстатом) было опрошено 1750 респондентов, представляющих 11 социальных групп населения: рабочих предприятий, шахт и строек; инженерно-техническую интеллигенцию; гуманитарную интеллигенцию (преподаватели вузов, учителя школ, ученые); работников торговли, сферы бытовых услуг, транспорта и связи; служащих; предпринимателей малого и среднего бизнеса; военнослужащих и сотрудников МВД; жителей сел и деревень; городских пенсионеров; студентов вузов; безработных. Опрос проводился в 58 поселениях, пропорционально населению мегаполисов, областных центров, районных городов и сел) на главные цели деятельности российского правительства (допускалось до 3–х вариантов ответов). По степени их распространенности были названы: развитие традиционных отраслей экономики – 49%, социальная помощь наиболее обездоленным слоям населения – 45%, повышение качества «человеческого капитала страны», прежде всего, за счет улучшения системы образования и расширения доступа к нему – 32%, выравнивание заработной платы за одну и ту же работу в государственном и частном секторах и в разных регионах страны – 29%, развитие новых наукоемких отраслей экономики (информационных технологий, авиастроения и т.д.) – 27%, забота о развитии культуры, морали, духовности и т.п. – 23%, развитие отечественной науки и рост обороноспособности страны – 15%, активная внешняя политика, отстаивание интересов России на международной арене – 13%.

Как видим среди наших  сограждан достаточно много сторонников включения социальной политики в число основных приоритетов. В общей сложности (с учетом тех, кто выбрал обе позиции) 64% россиян назвали две основные задачи (инвестиционную – повышение качества человеческого капитала страны, и гуманитарную – помощь наиболее нуждающимся слоям населения). Однако 36% (!) вообще не назвали при возможности выбора 3-х приоритетных целей государственной политики ни одной задачи, связанной с проблематикой социальной политики. Уже сам по себе этот факт разрушает миф о россиянах, как о людях, видящих мир только через призму пресловутой «социалки» и чуть ли не поголовно «зараженных» иждивенчески-патерналистскими взглядами.

При этом те две трети  россиян, кто выбрал в числе приоритетов деятельности государства помощь обездоленным или заботу о качестве человеческого капитала страны, оценили ситуацию в России неоднозначно. О необходимости помощи наиболее обездоленным слоям населения несколько активнее говорили представители бедных слоев – 7% населения, где, сторонники этой позиции составляли свыше 60%. 70% россиян разделяли данную позицию в 48% случаев.

Однако не меньшее значение имеет и готовность россиян опереться  на

собственные силы – среди  тех, кто полагает, что без поддержки  государства

им и их семье выжить трудно, свыше 75% включают в число  приоритетов

деятельности государства  помощь наиболее обездоленным слоям  населения,

что даже больше, чем среди  самых бедных слоев населения. Под  этими

слоями населения сторонники патерналистской позиции подразумевают  в

первую очередь себя, хотя большинство из них явно не могут  по уровню

жизни претендовать на адресную социальную помощь, они старше 50 лет.

Сторонники приоритетности помощи наиболее обездоленным слоям

населения составляют около 54%, а среди тех, кто моложе 50 лет  – 38%.

Причем смена взглядов происходит не плавно, а именно резким скачком, и во

всех возрастных когортах до 50 лет показатель помощи включить наиболее

обездоленным слоям населения  почти одинаков, как и среди  тех, кто старше

50 лет (независимо от  того, сколько им –53 или 83 года)25.

Социальная политика реализуется  при наличии сильной государственной  власти, общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка  труда, устанавливающего цену рабочей  силы. Реальные возможности решения  социальных задач появляются по мере экономического развития, которое служит основой для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы. Чем более производителен труд, тем выше доходы работающих и легче обеспечить существование тем, кто еще или уже не работает. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.

Информация о работе Роль и функции государства в управлении социальной сферой