Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:36, контрольная работа
Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях власти является сложной и комплексной задачей любого государства. Именно четкая стратегия управления социальной сферой обеспечивает достижения высокого уровня жизни населения, а значит, решения экономических и социальных задач развития общества.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития…….. 4
1.1 Сущность социальной сферы……………………………………….. 4
1.2. Отраслевая структура социальной сферы……………………….. 10
2. Система государственного управления социальной сферой……………. 14
2.1. Сущность и функции государства как главного субъекта социального управления……………………………………………………… 14
2.2. Государственные органы управления социальной сферой…… 19
3. Социальная политика государства в управлении социальной сферой…………………………………………………………………………… 25
3.1 Основные направления государственной социальной политики.. 25
3.2. Социальная защита и социальное обеспечение населения……. 34
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список использованной литературы………………………………………….. 41
Приложения……………………………………
Отрасли социальной сферы
призваны удовлетворять культурные,
образовательные, медицинские, духовные
потребности, а также завершать
процесс создания материальных благ
и их доведение до потребителя. Они
предъявляют большой спрос на
рабочую силу, различное оборудование,
материалы, финансовые ресурсы и
в этом проявляется их связь с
материальным производством. В свою
очередь высокий уровень
Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.
Культура, искусство и здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников.
Розничная торговля и общественное питание. В этой отрасли сосредоточено наибольшее количество хозяйствующих субъектов.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.
В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:
• жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
• водоснабжение и водоотведение;
• коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);
• городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);
• информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение,
оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения;
• внешнее городское
дорожно-транспортное строительство;
• санитарная очистка территорий
(уличная уборка, домовая очистка
с утилизацией бытовых и
• зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);
• гостиничное хозяйство;
• бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т. д.);
• уличное освещение9.
Здравоохранение - наиболее важная отрасль социальной сферы. Главная цель функционирования этой отрасли - обеспечение конституционного права граждан на получение медицинской помощи, направленной на поддержание и укрепление здоровья.
Образование. Государственная политика в области образования основывается на ряде принципов. Основные из них - общедоступность системы образования и светский характер обучения в образовательных учреждениях.
Образовательная система включает:
- детские дошкольные
- общеобразовательные учреждения
- высшие учебные заведения.
В настоящее время сложились и развиваются следующие формы обучения: очная, очное - заочное (вечерняя), заочная, экстернат, дистанционное обучение.
Культура - отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры10.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что социальная сфера представляет собой целостное, многоуровневое, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства субъектов с их способностями, потребностями и многообразием интересов.
2. Система
государственного управления
2.1.
Сущность и функции
Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.
Определяющее влияние
на характер целенаправленных, организующих
и регулирующих воздействий, осуществляемых
данным видом управления, оказывает
его субъект - государство. При всех
различиях в трактовке
Как системное общественное
явление государственное
Государство, будучи сложным
и многогранным общественным явлением
и выступая в качестве субъекта управления,
придает управлению общественными
делами свойство системности, которое
приобрело принципиальное значение.
Только при наличии государства
в обществе возможно достижение необходимой
согласованности, координации, субординации,
целеустремленности, следовательно, рациональности
и эффективности в управлении.
Государство реализует свое политическое
воздействие посредством
Эффективность государственного управления зависит от многих факторов, но определяющим из них, является качество социальной связи общества и государства. Нет необходимости доказывать, что обществу необходимо сильное государство, ибо национальная и личная безопасность граждан может быть обеспечена только сильным и умным, правовым демократическим государством. Поэтому укрепление государственности - это постоянная забота граждан. Но укрепление возможно только на основе его совершенствования, демократизации, расширения связей с гражданским обществом, построения правовых основ. Если этого не происходит, то государство отрывается от общества, перестает защищать его интересы и тогда бессмысленно говорить об его усилении, поскольку оно преследует интересы коррумпированной верхушки, у которой собственные интересы нередко противоположны коренным интересам граждан. О противоречиях между обществом и государством написано много, но до сих пор остается неясным вопрос о том, как сделать государство подлинным центром управления общественными делами, генератором общественных идей и ценностей. Совершенно очевидно, что в соответствии с требованиями времени должна меняться сама сущность и теория государственного управления13.
Социальное государство – это политический союз рыночной экономики и социальной справедливости в интересах всего общества. Сущность государства и его социальное назначение - ключевые факторы в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.
Вместе с тем появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям. Это наглядно видно на примере функций современного Российского государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими этапами его развития.
Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.
Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают14.
Как показывает мировой опыт,
в деятельности цивилизованных государств
происходит существенная перегруппировка
функций, выдвижение новых приоритетов
в государственной работе. Главный
субъект управления делегирует многие
распорядительно-
Государственное управление осуществляется в системе взаимообратных связей «человек - общество - государство - человек». Какой бы сложной ни была подобная система, она формируется и действует по модели, заданной человеком, и призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и устремлений в разнообразных проявлениях общественной жизнедеятельности людей.
2.2.
Государственные органы
В управлении социальной сферой
участвуют практически все
Вместе с тем в России созданы специальные органы государственного управления социальной сферой. Они сформированы на принципе комплексности, позволяющем охватить все объекты социальной сферы и обеспечить решение поставленных целей социального развития республики. Их деятельность направлена на достижение стабилизации уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа.
К государственным органам управления социальной сферой относятся:
· Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
· Министерство культуры Российской Федерации
· Министерство образования и науки Российской Федерации
· Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
· Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда16.
Информация о работе Роль и функции государства в управлении социальной сферой