Роль и функции государства в управлении социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях власти является сложной и комплексной задачей любого государства. Именно четкая стратегия управления социальной сферой обеспечивает достижения высокого уровня жизни населения, а значит, решения экономических и социальных задач развития общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития…….. 4
1.1 Сущность социальной сферы……………………………………….. 4
1.2. Отраслевая структура социальной сферы……………………….. 10
2. Система государственного управления социальной сферой……………. 14
2.1. Сущность и функции государства как главного субъекта социального управления……………………………………………………… 14
2.2. Государственные органы управления социальной сферой…… 19
3. Социальная политика государства в управлении социальной сферой…………………………………………………………………………… 25
3.1 Основные направления государственной социальной политики.. 25
3.2. Социальная защита и социальное обеспечение населения……. 34
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список использованной литературы………………………………………….. 41
Приложения……………………………………

Файлы: 1 файл

KKR.docx

— 87.06 Кб (Скачать)

Отрасли социальной сферы  призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать  процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они  предъявляют большой спрос на рабочую силу, различное  оборудование, материалы, финансовые ресурсы и  в этом проявляется их связь с  материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной  позицией, на повышение производительности общественного труда.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две  группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.

Культура, искусство  и здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников.

Розничная торговля и общественное питание. В этой отрасли сосредоточено наибольшее количество хозяйствующих субъектов.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:

• жилищное хозяйство и  ремонтно-эксплуатационное производство;

• водоснабжение и водоотведение;

• коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

• городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);

• информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение,

оптоволоконные системы  и электронные каналы связи, системы  компьютерной связи и обеспечения;

• внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и

дорожно-транспортное строительство;

• санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка  с утилизацией бытовых и пищевых  отходов);

• зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);

• гостиничное хозяйство;

• бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т. д.);

• уличное освещение9.

Здравоохранение - наиболее важная отрасль социальной сферы. Главная цель функционирования этой отрасли - обеспечение конституционного права граждан на получение медицинской помощи, направленной на поддержание и укрепление здоровья.

Образование. Государственная политика в области образования основывается на ряде принципов. Основные из них - общедоступность системы образования и светский характер обучения в образовательных учреждениях.

Образовательная система  включает:

- детские дошкольные образовательные  учреждения,

- общеобразовательные учреждения

- высшие учебные заведения.

В настоящее время сложились  и развиваются следующие формы  обучения: очная, очное - заочное (вечерняя), заочная, экстернат, дистанционное  обучение.

Культура - отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры10.

На основе вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что социальная сфера представляет собой целостное, многоуровневое, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства субъектов с их способностями, потребностями и многообразием интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система  государственного управления социальной  сферой

2.1.  Сущность и функции государства  как главного субъекта социального  управления

Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.

Определяющее влияние  на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает  его субъект - государство. При всех различиях в трактовке государства  и многообразии его проявлений почти  все выделяют заложенную в нем  мощную властную силу. М. Вебер писал: «Государство... есть отношение господства людей над людьми, опирающееся  на легитимное насилие как средство»11.

Как системное общественное явление государственное управление входит в систему социальных отношений, представляющих собой особые отношения  в человеческой жизнедеятельности, складывающиеся как в их «вертикальном», так и «горизонтальном» измерении. В иерархической общественно-политической структуре, к какой относится  и государственный аппарат, в  таких отношениях присутствует способность  вышестоящего субъекта (управляющего) властно выражать и осуществлять свою волю, подчиняя ей нижестоящего субъекта (управляемого). Управляющее воздействие, оказываемое аппаратом государственной  власти на социальные процессы, имеет  свое внутреннее содержание и внешнее  выражение, что является результатом  реально действующего, побуждающего и преобразовывающего их механизма  государственного управления. Его действие проявляется в результате складывающихся государственно-властных отношений между субъектами и объектами управления в обществе как системе12.

Государство, будучи сложным  и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными  делами свойство системности, которое  приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства  в обществе возможно достижение необходимой  согласованности, координации, субординации, целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективности в управлении. Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения.

Эффективность государственного управления зависит от многих факторов, но определяющим из них, является качество социальной связи общества и государства. Нет необходимости доказывать, что  обществу необходимо сильное государство, ибо национальная и личная безопасность граждан может быть обеспечена только сильным и умным, правовым демократическим  государством. Поэтому укрепление государственности  - это постоянная забота граждан. Но укрепление возможно только на основе его совершенствования, демократизации, расширения связей с гражданским обществом, построения правовых основ. Если этого не происходит, то государство отрывается от общества, перестает защищать его интересы и тогда бессмысленно говорить об его усилении, поскольку оно преследует интересы коррумпированной верхушки, у которой собственные интересы нередко противоположны коренным интересам граждан. О противоречиях между обществом и государством написано много, но до сих пор остается неясным вопрос о том, как сделать государство подлинным центром управления общественными делами, генератором общественных идей и ценностей. Совершенно очевидно, что в соответствии с требованиями времени должна меняться сама сущность и теория государственного управления13.

Социальное государство  – это политический союз рыночной экономики и социальной справедливости в интересах всего общества. Сущность государства и его социальное назначение - ключевые факторы в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.

Вместе с тем появление  некоторых новых функций у  государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства  неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции  наиболее "чутки" к сущностным изменениям. Это наглядно видно на примере функций современного Российского  государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению  с предыдущими этапами его  развития.

Формирование функций  государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения  функций зависит от очередности  задач, встающих перед обществом  в его историческом развитии, а  также от поставленных целей. Эти  задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических  возможностей государства и общества, его нравственного, культурного  уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

Каждая функция имеет  определенное содержание, поскольку  предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие  вопросы они решают14.

Как показывает мировой опыт, в деятельности цивилизованных государств происходит существенная перегруппировка  функций, выдвижение новых приоритетов  в государственной работе. Главный  субъект управления делегирует многие распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие, финансово-экономические  функции разным субъектам управления, мотивируя реальное становление  гражданского общества. Тем самым  государство избавляется от ставших  во многом рутинными функций управления, наполняет их новым содержанием, освобождая тем самым себя для  решения наукоемких, творческих и  трудозатратных работ: информационно-аналитических, стратегических. Без них решение  глобальных и геополитических задач  просто невозможно. Это существенным образом меняет всю систему государственного целеполагания, организующего и  регулирующего воздействия государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования. Проблемная ситуация в этой области известна: командно-административная система  разрушена, а новая (информационно-аналитическая, стратегическая, глобальная и геополитическая) не создана. Поэтому действия главного субъекта управления нередко носят  спонтанный характер, управляемость  общественными процессами резко  снизилась, что наносит ущерб  национальным интересам России15.

Государственное управление осуществляется в системе взаимообратных связей «человек - общество - государство - человек». Какой бы сложной ни была подобная система, она формируется и действует по модели, заданной человеком, и призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и устремлений в разнообразных проявлениях общественной жизнедеятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Государственные органы управления  социальной сферой

В управлении социальной сферой участвуют практически все органы государственного управления на всех уровнях управленческой иерархии: законодательные, исполнительные, контролирующие, экономические, отраслевые, республиканские и местные  органы управления и самоуправления. Активное участие в управлении принимают  и общественные формирования: профессиональные союзы, общество потребителей, ассоциации предпринимателей и др. Они создают  управленческие структуры и различные  фонды, заключают соглашения с органами государственного управления в рамках социального партнерства.

Вместе с тем в России созданы специальные органы государственного управления социальной сферой. Они сформированы на принципе комплексности, позволяющем охватить все объекты социальной сферы и обеспечить решение поставленных целей социального развития республики. Их деятельность направлена на достижение стабилизации уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа.

К государственным органам  управления социальной сферой относятся:

· Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации

· Министерство культуры Российской Федерации

· Министерство образования  и науки Российской Федерации

· Министерство связи и  массовых коммуникаций Российской Федерации

· Министерство спорта, туризма  и молодежной политики Российской Федерации.

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда16.

Информация о работе Роль и функции государства в управлении социальной сферой