Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 05:41, курсовая работа
Объектом исследования является современная корпоративная культура.
Предметом исследования является мифология организационной культуры.
Цель – исследовать мифологию организационной культуры.
Задачи:
• исследовать теоретическую основу мифологии корпоративной культуры
• выявить классификации мифов
• обозначить влияние мифов на организацию
• на практических примерах выявить влияние корпоративных мифов
• предложить рекомендации к созданию корпоративной мифологии и её эффективной работе
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Корпоративная мифология, ее сущность…………………………...…6
1.2 Типология корпоративных мифов………………………………………...…8
1.2.1 Положительные корпоративные мифы……… …………………………...8
1.2.2Негативные корпоративные мифы и борьба с ними……………………..10
1.2.3 Внутренние и внешние мифы организации………………………..…….13
1.3 Использование корпоративных мифов как инструментов управления.…16
Глава 2: Рекомендации по созданию корпоративной мифологии…………....19
Заключение…………………………………………………………………….…24
Библиографический список……………………………………………………..26
Приложение…………………………………………………………………...….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Корпоративная мифология, ее сущность…………………………...…6
1.2 Типология корпоративных мифов………………………………………...…8
1.2.1 Положительные корпоративные мифы……… …………………………...8
1.2.2Негативные корпоративные мифы и борьба с ними……………………..10
1.2.3 Внутренние
и внешние мифы организации…………
1.3 Использование корпоративных мифов как инструментов управления.…16
Глава 2: Рекомендации по созданию корпоративной мифологии…………....19
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..26
Приложение……………………………………………………
Введение
Миф (от греческого mythos — предание, сказание) в своем историческом развитии претерпел существенную трансформацию. В первобытном обществе система мифов (мифология) была основным способом познания как природного, так и социального мира. Содержание мифов являлось скорее предметом веры, нежели логических рассуждений, носило императивный характер. Это обусловило тесную связь мифологии и религии. Содержание культовых мифов, отраженное в сакральных обрядах, не могло подвергаться сомнению, оно было истинно.
Историческое развитие, разделившее мифологию и религию, не привело к отрицанию мифа как такового. Допуская ложность мифа, его фантастический и сказочный характер, человек продолжал развивать и поддерживать мифологию, ставшую частью народной культуры и питательной почвой новых форм объяснения и понимания мира — искусства, литературы, науки и идеологии. Вместе с тем миф не исчез. Апеллируя к чувствам и эмоциям, он сохранил функциональное назначение, противопоставляя себя атмосфере логичного, рационального и целеустремленного общества.
С одной стороны, современный миф рассматривается как ложное, некритическое, оторванное от действительности представление, как инструмент, позволяющий манипулировать массой.
С
другой стороны, обнаружились и более
глубокие архетипические корни мифа,
связывающие его с
Создание собственной философской программы решения фундаментальных общечеловеческих проблем — это новая качественная ступень в развитии корпорации, которая оказывает влияние и на руководство, и на персонал, и на потребителей. Поэтому современные крупные корпорации, претендующие на высокий статус в обществе, не могут обойти вниманием включение мифологического компонента в свои идеологические программы.
Внутренняя мифология часто связана с какими-то обрядами. У многих современных организаций есть свой гимн, эмблема, назначение которых — поддержка социально значимых отношений, ощущений, чувств — единства, солидарности. Умение использовать современные обряды — одно из основных достоинств эффективного управления компанией.
На
фоне официальной мифологии
Важно отметить, что сотрудники здесь оказываются не меньшими создателями мифов, чем их руководители.
Что касается внешней мифологии организации, то она функционирует по тем же правилам. Маркетологи создают один образ фирмы (формальный), деловые партнеры и потребители — другой. В силу этого внешняя и внутренняя мифология обуславливают друг друга.
Несомненно, тематика работы имеет высокую степень актуальности. Так как мифы – это необходимые метафоры, помогающие нам понять сложную деловую среду и распространить в рамках организации общую модель поведения. Большинство крупных и процветающих компаний имеют внутрикорпоративную мифологию, она неотделима от образа самой компании и оказывает большое влияние на успех и работу коллектива в целом.
Объектом исследования является современная корпоративная культура.
Предметом
исследования является мифология организационной
культуры.
Цель – исследовать мифологию организационной культуры.
Задачи:
Глава
1. Корпоративная
мифология, ее сущность
Корпоративная
мифология – это часть
Корпоративная
мифология функционирует на уровне
с корпоративной философией и
этикой и часто зависима от них. На
мифологии выстраивается
Корпоративные мифы присущи почти любым компаниям. Они составляют корпоративную культуру организаций в сочетании с традициями и ценностными ориентирами, правилами поведения и взаимодействия работников, языком компании. Инициаторами их создания могут становиться как руководители компаний, так и подчиненные. Чаще всего они возникают стихийно, как мнение компании и окружающих о ней, но в отдельных случаях формируются умышленно для достижения определенных целей.1
Среди распространенных проявлений корпоративной мифологии можно отметить прозвища сотрудников, легенды и слухи.
Прозвища даются новичкам в зависимости от специфики работы коллектива, имени или личных качеств человека. Они могут быть как открытыми, общеизвестными, на которые сам объект не обижается, так и скрытыми, порой обидными. Придумывая прозвища, сотрудники создают упрощенные обозначения некоего информационного массива, которые часто облегчают процесс общения на работе. К сожалению, часто прозвища могут привести также к негативным стереотипам и непониманию, становясь помехой в общении и порождая предрассудки.2
Легенды корпоративной мифологии – это истории, байки, анекдоты об отдельных сотрудниках и их поступках: невероятных, запоминающихся с точки зрения коллег. Как и обычные легенды, они часто искажают события, ставшие их основой или вовсе являются выдумкой.
Слухи
– это часть фольклора
То есть, как можно заметить корпоративная мифология отражает психологию сотрудников и имеет определенные закономерности своего развития. Это своего рода показатель сознания сотрудников.
Как инструмент управления корпоративная мифология ценна тем, что является катализатором рабочего настроения сотрудников или наоборот его отсутствия. Она зависит от менталитета подавляющей части сотрудников. Если в сознании большинства сотрудников прогулы и недобросовестное отношение к собственным обязанностям являются положительными качествами, граничащими с доблестью, то складываются соответствующие корпоративные легенды о «героях» - прогульщиках.3
И
наоборот культивируемые в корпоративной
культуре образы прилежности, старательности
создают положительный ореол
округ ответственных
1.2 Типология корпоративных мифов
1.2.1
Положительные корпоративные
мифы
К
положительным корпоративным
Корпоративный патриотизм – это преданность сотрудника интересам и целям компании. В условиях кризисной ситуации патриотизм проявляется как личные усилия для преодоления кризиса. Главным девизом является «Как бы плохи не были дела на предприятии, я не оставлю его в беде, а буду делать все от меня зависящее, чтобы оно вышло из кризиса». Поддерживается подобный миф слухами и легендами о том, что как бы не сложилась ситуация в компании, она все равно помнит и беспокоиться обо всех своих сотрудниках.
Важным моментом корпоративного патриотизма является отождествление интересов компании с интересами отдельных ее работников, легенды о высокой оценке руководством преданности подчиненных.4
На фоне корпоративного патриотизма вырабатываются образы корпоративных героев, к ним можно отнести «героя-экспериментатора», «героя-новатора», «героя, посвящающего все время компании». Оказывая сильное эмоциональное влияние на служащих, они дают необходимые ориентиры для поступков, этические образцы поведения, типы и нормы достижений. Легендарные герои, находящие отклик в сердцах сотрудников, служат примером для подражания. Мифы и легенды призваны продемонстрировать, что усердие, труд, инициатива, находчивость могут вывести рядового служащего в лидеры коллектива; что в критических, экстремальных ситуациях «герой» не теряется, проявляет смелость, решительность, целеустремленность, а главное - сохраняет лояльность фирме и ее ценностям; что руководитель - тоже человек и «ничто человеческое ему не чуждо».
Корпоративное
издание – периодическое
Фирменный стиль заключает все себе универсальную рецептуру принятия решений и организации производственного процесса, не схожего с другими компаниями. Истоки этого стиля, как правило, тоже покрыты легендами и должны способствовать сплочению коллектива, идентификации работников по принадлежности к уникальному в своем роде коллективу.5
Элементами фирменного стиля могут становиться определенные традиции, символика организации. Часто применяется специальный слоган, девиз компании, который объединяет корпоративную мифологию и философию. Можно привести пример девиза компании «Google» - «Без зла (no evil)», руководство которой уделяет большое внимание созданию внутренней атмосферы толерантности и взаимоуважения между сотрудниками.
Рекламная
мифология может выходить за пределы
корпоративной культуры. Но привлекательность
рекламы, первоначально направленная
на потребителя, может заразить и
самого производителя, перейти во внутреннюю
сферу «идеологии фирмы», стать определяющей
доминантой «корпоративной культуры».
В современной модели производства внутренняя
мифология фирмы становится важным элементом
организации кампании. Доказано, «что
компании с ярко выраженной корпоративной
культурой гораздо эффективнее в использовании
человеческих ресурсов. Корпоративная
реклама на сегодняшний день является
одним из самых эффективных средств привлечения
и мотивации сотрудников». Показателем
такой корпоративной мифологии является
внутрифирменное издание, о котором уже
шла речь, строящееся по основным законам
рекламной политики (ориентация на рациональность
или апелляция к эмоциональной сфере).
6