Контроллинг в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 07:51, курсовая работа

Краткое описание

Слово контроллинг произошло от английского to control – контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего «реестр, проверочный список». Собственно термин «контроллинг» принят в Германии, откуда он и пришел в Россию. В России используют оба термина: и контроллинг, и управленческий учет. Однако термин «контроллинг» более информационно емкий, он передает характер этого явления в управлении и включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.

Оглавление

Введение
1. Роль контроллинга в антикризисном менеджменте
1.1 Понятие, сущность и виды контроллинга. Процесс контроллинга и его характеристика
1.2 Назначение контроллинга для целей антикризисного управления
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Дарханстрой»
2.2 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Дарханстрой»
2.3 Организация системы контроллинга на предприятии ООО «Дарханстрой»
2.4 Основные проблемы контроля на ООО «Дарханстрой»
3. Совершенствование эффективности контроллинга на ООО «Дарханстрой»
3.1 Направления повышения эффективности контроллинга
3.2 Совершенствование информационного обеспечения контроллинга
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа кантроллинг.docx

— 248.91 Кб (Скачать)

Система управленческого учета и отчетности предоставляет информацию как для внутреннего контроля и принятия управленческих решений, так и для удовлетворения интересов внешних пользователей информации.

К совершенствованию контроллинга на  ООО «Дарханстрой» можно отнести создание высокой организационной культуры.

Организационная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми неписанными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации.

Высокая организационная культура способствует тому, что организация выступает сильной устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, следовательно организация обладает сильной организационной культурой.

ООО «Дарханстрой» будет добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечат стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные технологии эффективны, когда они «наполняются» культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.

Также к направлениям совершенствования контроллинга на ООО «Дарханстрой» можно отнести введение должности директора по управлению знаниями.

Должность директора по управлению знаниями появилась как ответ на ряд внутренних и внешних потребностей бизнеса, в том числе требований, обусловленных расширением использования знаний.

В управленческой иерархии уровень директора по управлению знаниями соответствует уровню директора по информационным технологиям, главе отдела кадров и другим подобным должностям. Большинство директоров по управлению знаниями заняты созданием конкретных программ, сосредоточиваясь при этом на выполнении таких работ, как:

определение недостатков и возможностей организации;

внедрение новых идей и стандартов производства;

использование сильных сторон культуры организации;

создание атмосферы, благоприятной для распространения знаний;

демонстрация результатов и закрепление успеха.

Выполняя указанные работы, директор по управлению знаниями помогает любому члену организации использовать знания и умения других людей и их групп, чтобы улучшить результаты работы, обеспечить профессиональный рост сотрудников и более полное удовлетворение требований клиентов.

3.2 Совершенствование информационного обеспечения контроллинга

Эффективность контроллинга на ООО «Дарханстрой» в значительной степени зависит от состояния его информационной базы. Для получения обоснованных и объективных результатов контроля хозяйственной деятельности предприятия ООО «Дарханстрой» необходимо наличие качественной информации. Это требование может быть выполнено лишь при условии ее соответствия определенным критериям качества. Применительно к системе контроля определяющее значение имеет соблюдение критериев полноты, своевременности, достоверности и полезности информации.

Критерий полноты информации определяет потребность субъекта контроля в получении всей совокупности сведений о хозяйственной деятельности предприятия. С одной стороны он выражает наличие данных о всех хозяйственных операциях предприятия, а с другой присутствие разнообразия их информационных характеристик. Максимальное соблюдение критерия полноты информации является важнейшим условием повышения содержательности контроля в управленческом учете и предотвращения спонтанных действий руководителей, обусловленных поверхностным представлением о состоянии дел на предприятии.

Оценку соблюдения первой составляющей данного критерия должны осуществлять, в первую очередь, руководители подразделений ООО «Дарханстрой» ответственных за выполнение определенных операций. Она производится путем установления наличия их документального оформления и полноты передачи соответствующих сведений для дальнейшей обработки.

Существенное влияние на обоснованность выводов и рекомендаций, выдаваемых по результатам контроля хозяйственной деятельности предприятия ООО «Дарханстрой», оказывает уровень достоверности используемой в нем информации. Наличие высокой степени соответствия информации данному критерию предполагает отсутствие в ней каких-либо искажений. Для своевременного обнаружения недостоверной информации на ООО «Дарханстрой» целесообразно производить перекрестную проверку сведений, поступивших в детализированном и обобщенном виде.

Информация, предназначенная для осуществления контроллинга, должна вызывать интерес у ее пользователей и быть полезной при выполнении определенных исследований деятельности предприятия. Несоблюдение этого критерия влечет за собой появление избыточной информации, вызывающей непроизводительные трудозатраты на ее получение. Наличие развитой информационной базы контроллинга на предприятии ООО «Дарханстрой» возможно лишь при условии проведения постоянных и разносторонних проверок соответствия содержащихся в ней данных рассмотренным выше критериям качества. В случае ухудшения состояния информационной базы контроллинга работниками функционирующими в сфере управленческого учета должны быть приняты экстренные меры по устранению выявленных недостатков и снижению негативных последствий их возникновения.

Обеспеченность контроллинга в системе управления всеми необходимыми сведениями во многом зависит от соблюдения принципа адресности информации. Данный подход к информационному обеспечению контроллинга деятельности предприятия ООО «Дарханстрой» служит важным условием устранения избыточности или недостатка информации у ее пользователей. Для успешного выполнения этой задачи необходимо, прежде всего, определение иерархической последовательности контроля по уровням управления и установление для каждого из этих уровней границ его ведения. Порядок решения данного вопроса на ООО «Дарханстрой» показан в таб 7.

Наиболее свободный доступ к информации в процессе контроля имеют собственники и руководитель предприятия ООО «Дарханстрой». Однако информация поступает им, как правило, в обобщенном виде. Хотя при необходимости не исключена возможность получения ими и детализированных данных.

Заместители руководителя предприятия получают сведения в пределах выполняемых ими функций, причем тоже в обобщенной форме. В случае возникновения неблагоприятных событий по контролируемым ими функциям им должна предоставляться более развернутая информация.

Максимально свободный доступ к информации в ходе контроля имеют работники управленческой бухгалтерии, которые заинтересованы в получении самой разнообразной информации, что обуславливает необходимость всемерного развития информационной модели управленческого учета.

 

Таблица 7 - Последовательность и границы контроллинга по уровням управления

 

Уровни управления субъекта контроля

Субъект контроля

Граница контроля

 

I

Собственники предприятия

Все сферы деятельности

 

II

Руководитель предприятия

То же

 

III

Заместители руководителя предприятия

В пределах выполняемых функций

 

IV

Финансовая и управленческая и бухгалтерия

Все сферы деятельности

 

V

Прочие экономические службы и технические отделы

В пределах выполняемых функций

 

VI

Начальники цехов

В пределах подразделения

 

VII

Начальники участков

В пределах подразделения

 

VIII

Бригадиры

В пределах бригады

 

IX

Исполнители работ

В пределах выполняемых работ

 
       

По мере снижения уровня управления степень детализации информации используемой в процессе контроля должна повышаться. В наиболее детализированном виде она формируется по конкретным исполнителям работ.

При обучении кадров большое внимание в настоящее время на ООО «Дарханстрой» уделяется так называемым корпоративным системам, т.е. комплексным информационным системам управления предприятием.

Задача комплексной системы заключается в том, чтобы упорядочить информационные потоки, предоставить эффективный доступ к данным менеджерам всех уровней для принятия мотивированных управленческих решений.

Внедрение комплексной информационной системы на ООО «Дарханстрой» способствует достижению информационной «прозрачности» для руководства предприятия, охватывающей все подразделения, в режиме реального времени. Находясь на своем рабочем месте, управляющие получают необходимую информацию по новым изделиям, производству, поставкам, финансам, экономике и др. Именно достоверная информация о положении дел на предприятии в текущий момент помогает руководству принимать эффективные управленческие решения. А значит, внедрение системы способствует построению рациональной схемы управления предприятием.

Таким образом, несмотря на высокоорганизованный контроль исполнения в ООО «Дарханстрой» возникают некоторые проблемы, основными из которых являются: отсутствие информации при принятии решений; не в полном объеме используются аспекты корпоративной культуры, такие как характер коммуникаций и степень координации; смена существующих кадровых ресурсов на менее компетентные; нежелание руководителя делегировать полномочия подчиненным; делегирование обязанностей подчиненному, не компетентному в данном вопросе; отсутствие потенциального функционального замещения; отсутствие документального подтверждения выполнения контрольной работы. Причины недостаточной эффективности контроля многочисленны и трудно устранимы. Однако существуют направления совершенствования контроля, основными из которых являются: внедрение управленческого учета, внедрение информационно-управляющих систем и комплексных систем управления предприятием, создание высокой организационной культуры, введение должности директора по управлению знаниями. Это позволит руководителям подразделений предприятия получать достоверную и своевременную информацию для принятия эффективных управленческих решений, знания помогут персоналу улучшить результаты работы, обеспечить профессиональный рост.

Заключение

В результате проведенного исследования, очевидно, что контроллинг - это функционально и организационно обособленное направление экономической деятельности предприятия, выражающееся в информационно-аналитической поддержке процесса управления и связанное с определением, согласованием, управлением и достижением целей предприятия. При этом основой формирования контроллинга является: отказ от устаревших правил и подходов, использование особых методов и техники анализа; пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами, а также радикальное изменение способов хозяйственной деятельности; системное формирование информации, используемой в контроллинге; коммуникация между отдельными его участниками.

Контроль исполнения документов в ООО «Дарханстрой» повышает ответственность работников за выполнение порученного задания, позволяет предвидеть кризисные ситуации и повысить качество выполнения заданий. За контролем качества продукции следит отдел технического контроля, который обеспечивает выпуск качественной продукции. Отдел управления качеством обеспечивает выполнение запланированных показателей качества, осуществляет контроль за исполнением всеми подразделениями работ по системе менеджмента качества, проводит внутренние проверки.

На предприятии ООО «Дарханстрой»  контроллингом занимается отдел контроллинга, финансового анализа и развития.

Несмотря на высокоорганизованный контроль исполнения в ООО «Дарханстрой»  возникают некоторые проблемы, основными из которых являются: отсутствие информации при принятии решений; не в полном объеме используются аспекты корпоративной культуры, такие как характер коммуникаций и степень координации; смена существующих кадровых ресурсов на менее компетентные; нежелание руководителя делегировать полномочия подчиненным; отсутствие документального подтверждения выполнения контрольной работы.

Причины недостаточной эффективности контроля многочисленны и трудно устранимы. Однако существуют направления совершенствования контроля, основными из которых являются: внедрение управленческого учета, внедрение информационно-управляющих систем и комплексных систем управления предприятием, создание высокой организационной культуры, введение должности директора по управлению знаниями. Это позволит руководителю получать достоверную и своевременную информацию для принятия эффективных управленческих решений, знания помогут персоналу улучшить результаты работы, обеспечить профессиональный рост.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что управленческий контроль в ООО «Дарханстрой»  достаточно жесткий. Однако здесь имеет место скорее внешний контроль, чем внутренний. К такому выводу можно прийти на основании того, что на предприятии существуют несколько служб, которые контролируют работу персонала, очень грамотно создана организационная структура.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации (части 1-3) - М. Проспект, 2010. - 878 с.

2. Баринцев Л.Е. Антикризисное управление: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. -216 с.

3. Болышенива Т.В. Антикризисное управление: теория и практика. - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.

4. Бурцев В.В. Основные направления совершенствования внутреннего контроля в организации // Аудиторские ведомости. - 2008. - №10.

5. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. - 20082. - №4.

Информация о работе Контроллинг в антикризисном управлении