Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - коммуникативные конфликты в организации.
Предмет исследования - социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в организации ОАО «МДМ банк».
Цель курсового проекта - разработать проектные мероприятия по профилактике коммуникативных конфликтов на основе анализа конфликтных ситуация на примере организации.
Задачи работы:
-Коммуникативные конфликты, их структура и причины
-Понятие конфликтов в системе коммуникации
-Характеристика методов и форм управления коммуникативным конфликтами
-Характеристика организации
-Анализ конфликта в организации
-Анализ результатов исследования проведенных на базе предприятия
-Проектные мероприятия
-Основные рекомендации по профилактике коммуникативных конфликтов в организации.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретические аспекты конфликтов в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
1.1.Коммуникативные конфликты, их структура и причины 5
1.2.Понятие конфликтов в системе коммуникации 11
1.3.Характеристика методов и форм управления коммуникативным конфликтами 16
2.Анализ качества коммуникаций в организации ОАО МДМ Банк
2.1.Характеристика организации 26
2.2.Описание и анализ конфликта в организации ОАО МДМ Банк 28
2.3.Анализ исследования качества коммуникаций в ОАО МДМ Банк 30
3. Разработка проектных мероприятий по снижению потенциальной конфликтности вследствие недостатков системы коммуникаций
3.1. . Разработка проектных рекомендаций по снижению потенциальной активности …………..34
3.2.Основные рекомендации по профилактике коммуникативных конфликтов в организации 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение………………………………………………………………43
Глоссарий…………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

Konfliktologia.docx

— 315.52 Кб (Скачать)

Следует отметить, что для  успешного применения мотивационных  систем и превращения их в действенный  способ профилактики конфликтов необходимо, с одной стороны, перечисленные  методы использовать в единстве и  взаимосвязи, а с другой стороны  — их применение не должно приводить  к нарушению требований справедливости.

В связи с рассмотренными конфликтами были обнаружены следующие  основные проблемы отношений в организации:

  • несоответствие баланса сил разных сторон в конфликте;
  • нарушение дисциплины отношений по линии руководитель – подчиненный;
  • несоответствие в собственной и внешней оценке производительности;
  • нарушение климата отношений внутри коллектива.

Для решения выявленных проблем  было предложено анкетирование сотрудников  по отделам.

В ходе анкетирования респондентам было предложено оценить эффективность  работы сотрудников своего коллектива, свою собственную и ближайшего руководителя. За счет такого распределения вопросов удалось адресно узнать процент  недовольных в каждом коллективе и средние показатели в оценке отношений: внутри коллектива, между  руководителями и подчиненными, а  так же соответствие в оценке собственной  производительности и оценки её производителям.

3.2.Основные  рекомендации по профилактике  коммуникативных конфликтов в  организации

 

Профилактика, предупреждение деструктивных конфликтов должны быть в постоянном поле зрения администрации  организации. Особую роль здесь приобретает  деятельность служб управления персоналом, подразделений, отвечающих за формирование систем и организационных структур управления, разработку мотивационной  политики, а также методов организации  труда. Указанные звенья призваны прорабатывать  и держать под постоянным контролем  те вопросы организации системы  управления, которые могут рассматриваться  как методы профилактики конфликтов

При выработке свода правил и норм с целью повышения уровня взаимоотношений не следует ограничиваться только мерами социально-психологического характера. Следует также активно  использовать организационно-управленческие методы, опираясь при этом на значительные достижения учёных и практиков всего мира в области современного менеджмента. В отношении конфликтов в коммуникации следует особо отметить важность организационных методов. Коммуникация на предприятии существует исключительно в сфере этих связей.

Следует отметить два момента, существенных для успешного применения мотивационных систем и превращения  их в действенный способ профилактики конфликтов. С одной стороны, вышеназванные  монетарные и немонетарные побудительные  системы наиболее эффективны при  использовании в единстве и взаимосвязи. С другой – их применение не должно приводить к нарушению требований справедливости, предоставлению кому-либо незаслуженных преимуществ.

 

Заключение

 

Причиной коммуникативного конфликта является противоречие коммуникативных  целей или коммуникативных ролей  адресанта и адресата.

Особенность коммуникативного конфликта состоит в том, что  его участники никогда - или почти  никогда - не осознают ни предмета, ни объекта  конфликта; отражение конфликтной  ситуации в глазах коммуникантов  редко соответствует реальному  положению.

Таким образом, сами субъекты создают конфликты в общении  и, следовательно, сами могут его  избегать или устранять.

Управление коммуникативным  конфликтом - это целенаправленное, обусловленное объективными социально-психологическими законами воздействие на его динамику. Очень важен конструктивный аспект управления конфликтами, для этого социальному работнику необходимо знание социально-психологических технологий.

На уровне непосредственного  осуществления социальной работы с  клиентом функции социально-психологической  технологии управления коммуникативными конфликтами заключаются в эффективном  общении социального работника  и клиента и рациональном поведении  в конфликте самого социального  работника.

В результате исследования данных технологий в курсовой работе представлены рекомендации для социальных работников по управлению коммуникативными конфликтами.

Проанализировав целый ряд  ярких примеров, мы пришли к выводу, что характерными признаками конфликта  является наличие у сторон взаимоисключающих  целей, а также их стремление что-либо разрушить друг в друге (в драке  – тело противника, в споре –  его убеждения и т.д.).

Как было выяснено в работе коммуникация и конфликт принципиально  взаимосвязанные элементы деятельности организации. В наиболее широком  смысле обоих понятий, можно сказать  что конфликты всегда возникают  в процессе коммуникации, и она в свою очередь невозможна без них. Однако даже более частное прочтение, даёт нам основания утверждать о тесной взаимосвязи данных понятий. Конфликт в сфере коммуникаций и по поводу коммуникаций, с одной стороны всегда нарушает саму коммуникацию как процесс. С другой – соответственно, восстановление адекватной системы коммуникации зачастую является достаточным в порядке профилактики конфликтов в организации.

Р. Фишер и  У. Юри отмечают[19;89], что многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон. В отношении коммуникативных конфликтов это означает, что ошибка восприятия, возникшая вследствие нарушения коммуникативных механизмов, приводит к тому, что разные стороны по-разному видят предмет конфликта. Уверенность в объективности собственной точки зрения и есть причина конфликта.

На практике это означает, что постоянный контроль технического и субъективно качественного  состояния коммуникаций может стать  по сути основным  специфическим  методом в профилактике конфликтов данного типа.

 

Список используемых источников

Книги и статьи

  1. Анцупов А.Л., Шипилов А.И. О междисциплинарном подходе к изучению конфликта // Современные социальные технологии: Сущность, многообразие форм и внедрение: Материалы междунар. научн.-практ. конф. - Белгород, 2001 - Ч. 4.
  2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 2007.
  3. Буданцев Ю.П. Массовые коммуникации: Системные особенности. - М.: Академия, 2006.
  4. Гостев А.Н. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. - М.: Республика, 2003.
  5. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов // Психология - производству и воспитанию. - Л. 2004.
  6. Гришина Н.В. Психология конфликта. / 2-е изд. дополненное - СПб, Питер, 2008, с. 6 - 480 с.
  7. Диденко А.В. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе в уголовно-исполнительной системе. Томск: Томский филиал Академии ФСИН России. 2007.
  8. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам - М.: Вече, 2005. – 300с.
  9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб: Питер, 2001.
  10. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. - 480 с.
  11. Зиммель Г. Теория конфликтного функционализма // Избранные работы. - М.: Ника-Центр, 2006. - 436 с.

 

  1. Иванов В.И. Конфликтология: проблемы становления и развития // Социально-политический журнал. - 2004. - №7-8.
  2. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л.Г. Ионина. - Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. - 295 с.
  3. Леонов Н.И. Конфликтология: - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 192 с.
  4. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Московская академия МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. - 136 с.
  5. Мерлин В.С. Развитие личности в психологическом конфликте. // Личность и общество. - Пермь, 1990.
  6. Мерлин В.С. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии. - Л., 1966.
  7. Муравьева Н.В. Язык конфликта. - М: Термика., 2004.
  8. Мясищев В.И. Личности и неврозы. - СПб.: Питер, 2006.
  9. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под редакцией профессора Лавриенко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007 - 279 с.
  10. Румянцева З.П., Соломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997 - 432 с.
  11. Седов К.Ф. Языковая личность в аспекте психолингвистической конфликтологии.
  12. Стефанов И. Общественные науки и социальная технология. - М., 2006.
  13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс, 2003. - 480 с.
  14. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

Электронные ресурсы

  1. Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология: Монография - М., 1996 - http://www.society.polbu.ru/gromov_sociology/ch05_all.html
  2. Коммуникативные особенности деятельности социального работника Социальная работа - http://www.soc-work.ru/articles
  3. Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов - СПб, СПбГУТ им. проф. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА, 2009. - http://dvo.sut.ru/libr/soirl/i119metk/9.htm
  4. Рутицкая В. Конфликты в организации: пути преодоления. - http://www.hr-portal.ru/article/konflikty-v-organizatsii-puti-preodoleniya
  5. Сайт Альфа-Банк - http://www.alfabank.ru/
  6. Социология: Классические и современные парадигмы. Хрестоматия - М., 2002 - http://www.i-u.ru/biblio/
  7. Стёганцев А.В.. Конструктивный конфликт -ключевой фактор эффективной коммуникации // Психологическое сопровождение профессионального образования». Челябинск,2006. - http://www.stiogantsev.ru/st/ps_k_konflikt.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

№ п/п 

вопрос

Ответ, комментарии, предложения

1

Ф.И.О.

 

2

Какие из выполняемых в данный момент профессиональных обязанностей Вам  наиболее интересны?

 

3

Что наименее интересно?

 

4

Считаете ли Вы свою работу важной и значимой для компании (по каким  причинам)?

 

5

Соответствуют ли обязанности, выполняемые Вами на данной должности Вашему потенциалу?

 

Если нет, то укажите, какие еще  функции Вы могли бы выполнять.

 

6

Что Вам хотелось бы исключить из своих профессиональных обязанностей?

 

7

Хотели  бы Вы заниматься другим видом деятельности в компании?

 

Если «да», то каким?

 

8

В чем заключаются основные сложности, проблемы Вашей работы?

 

9

Если в Вашей работе что-либо получается не настолько хорошо, как  Вам хотелось бы, от кого это чаще всего зависит? (нужное подчеркнуть)

от меня

от  руководителя отдела

от  руководства компании

от  коллег

от  клиентов

технические сложности

другие причины (указать)

10

Какие конкретные решения для повышения  эффективности Вашей работы Вы могли  бы предложить?

 

 Что Вам для этого необходимо  от компании / начальника / других  сотрудников?

 

11

Удовлетворяют ли вас взаимоотношения с непосредственным руководителем?

 

Если нет, то кому Вы должны подчиняться, чтобы работать с большей эффективностью?

 

12

 

Комфортно ли Вам работать с сотрудниками своего отдела?

 

13

Насколько комфортно Вам общаться с сотрудниками других отделов? (прокомментируйте свой ответ)

 

14

За что Вы цените свою работу?

 

15

Каким видам материального и  нематериального стимулирования сотрудников  Вы отдаете предпочтение? (нужное подчеркнуть)

премии  по результатам работы

ценные подарки

бесплатный корпоративный транспорт

корпоративный телефон

корпоративные мероприятия (поездки, совместные праздники)

бесплатное питание

оплата Вашего обучения (курсы, семинары)

внутрикорпоративное обучение (профессиональные и психологические тренинги)

устное поощрение в присутствии  коллег

предоставление возможности руководить другими людьми

другое (указать)

16

Удовлетворяет ли Вас размер оплаты вашего труда? (обоснуйте ответ)

 

17

Получаете ли Вы моральное удовлетворение от своей работы? 

  

 

18

  Оцените условия, в которых Вы работаете (шум, освещенность, температура, чистота и др.)? 

 

 

19

Насколько Вас устраивает график работы? 

 

20

Нравится  ли Вам, как организована работа в  компании в целом? (прокомментируйте свой ответ)

 

21

Какие профессиональные качества, навыки или  знания Вы хотели бы улучшить, развить в еще большей степени? 

 

22

Каковы  Ваши планы для более полного  овладения указанными выше знаниями и навыками (если они есть)?

 

23

Напишите, пожалуйста, каким образом, и в  какие сроки Вы собираетесь эти  планы осуществить?

 

24

Есть  ли у Вас желание дополнительно  обучаться в рамках Вашей профессии?

 

25

Если да, то какое именно образование  Вы хотели бы получать и как часто  Вы хотели бы заниматься?

 

26

Что является для Вас наиболее значимым в работе? (нужное подчеркнуть)

престиж компании, известное имя  работодателя

стабильность  компании

возможность профессионального роста

возможность служебного (карьерного) роста

интересная, творческая работа

самостоятельность, ответственность позиции

руководящая должность

близость  к дому

дружелюбный коллектив

самореализация, проявление имеющегося опыта и знаний

возможности повышения материального благосостояния (высокая заработная плата)

наличие мотивационных и обучающих программ в компании

комфортные  условия работы (рабочее место, оборудование и т.д.)

грамотный, профессиональный руководитель

возможность общаться с большим количеством  разных людей

другое (указать)

27

Довольны ли Вы занимаемой должностью? (обоснуйте свой ответ)

 

28

Считаете ли Вы, что перегружены  на данной должности?

 

Если да, то укажите, по каким причинам?

 

29

Получаете ли Вы достаточно информации для выполнения ваших должностных обязанностей? (обоснуйте свой ответ)

 

30

Существует ли постоянная обратная связь с Вашим непосредственным руководителем (обоснуйте свой ответ)?

 

31

Опишите, пожалуйста, как Вы видите свое место в компании в перспективе?

 

32

Кажется ли Вам необходимым учитывать  мнение коллектива при решении руководством важных для компании вопросов?

 

33

Считаете ли Вы полезным проведение подобных опросов сотрудников компании? (по каким причинам)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

Коммуникативный конфликт – это результат особого типа общения, это особое состояние коммуникативного акта, это результат особого речевого поведения.

Коммуникативное поведение  — это поведение (вербальное и  сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума.

Деятельность коммуникативная [лат. communicatio — связь, сообщение] —  деятельность, предметом которой  является другой человек — партнер  по общению.

 

 


Информация о работе Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций